Использование икт на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
Применение ИКТ на уроках подчинено дидактическим целям и задачам. В рамках учебного процесса применяю информационные технологии на разных этапах урока:
1) При объяснении нового материала:
|
2) При отработке и закреплении навыков:
|
3) На этапе контроля знаний:
|
4) На этапе самостоятельной работы:
|
5) Для исследовательской деятельности обучающихся:
|
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства.
Интересна и занимательна работа Клубов: обработка полученной информации - чаще всего школьники ищут информацию в сети Интернет - и предоставление её в виде доклада. Уже в начальной школе очень часто доклад оформляется в виде компьютерной презентации, что способствует формированию у учащихся умения отбирать нужную информацию, грамотно и эстетично оформлять свое выступление, т.е. способствует развитию эстетического вкуса ребенка.
Нововведением методической системы является интерактивность. Она понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на создание условий использования компьютера в школе. Возможности Интернета позволяют учащимся расширить социальные контакты, общаясь с учеными – создателями Всероссийского клуба «Мы и окружающий мир».
Работа клубов предусматривает так же общение ребенка с авторами учебников через электронную почту. Эта деятельность способствует развитию кругозора, умения выбирать нужную информацию и использовать ее по назначению, делиться информацией с окружающими.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Использую работу со всем классом и группами. Так на уроках русского языка повторение и проверку по темам «Безударные гласные в корне слова », « Синтаксис », «Морфология» провожу с компьютерной поддержкой. При таком подходе все учащиеся активно работают и получают отметку за урок. Более того, у ребенка на уроке всегда есть возможность получить помощь, как со стороны учителя, так и со стороны товарищей. При оценивании знаний по математике, русскому языку, окружающему миру использую тесты, созданные на компьютере. Это позволяет экономить время и систематизировать знания учащихся.
Уроки математики, русского языка тесно связаны с уроками информатики, их содержание положительно влияет на настрой учащихся. Познакомившись с опытом коллег, в качестве средств обучения при решении задач стала применять задачи с неполным условием. Учащиеся должны найти недостающие данные. Изучение на уроках информатики темы «Алгоритм» можно применить на уроках русского языка при проведении морфологического и синтаксического разборов, проверке изученных орфограмм. Изучение темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов» также предполагает связь с уроком информатики. Программа по развитию речи связана с живописными произведениями и с использованием музыкальных фрагментов. Знания усваиваются активнее, развиваются мыслительная деятельность и творческое воображение.
На таких уроках ребенок является равноправным участником образовательного процесса. Применяя компьютерные технологии в учебном процессе, можно совмещать игровую и учебную деятельность ребенка. Использование графических, звуковых возможностей информационных технологий помогает в развитии ребенка играючи, незаметно для него.
Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в PowerPoint, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Необходимо заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к учебникам, благодаря чему у меня накопился богатейший материал в виде презентаций, тренажеров и тестов по предметам курса начальной школы с первого по четвертый класс, обучающие диски.
Применение ИКТ на уроках в начальной школе способствует проявлению творческого начала школьников, обеспечивает развитие интеллектуального потенциала будущего поколения и информационного пространства начальной школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.