Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания.
Оценка 4.9

Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания.

Оценка 4.9
docx
09.10.2020
Использование ИКТ в преподавании                     истории и обществознания.
4.Доклад.2..docx

                                                                                               Приложение № 1

Доклад на Методическом семинаре №2 МО учителей и воспитателей основной общеобразовательной школы филиала ГАУЗ РКПД «ДТС» (11 февраля 2019 г.)  по теме:

 

               Использование ИКТ в преподавании

                   истории и обществознания.

В современных условиях развития науки и техники, новые информационные технологии проникли почти во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ), помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиться успеха в выбранных ими профессиях.

С появлением компьютера в образовательной деятельности, возросла необходимость изучения информационно-коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения. И задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

        Современное учебное занятие – это, прежде всего, современные методы обучения, новые приёмы организации занятий, среди которых технические средства играют немаловажную роль. И по мере того, как будет происходить компьютеризация классов, всё большее число преподавателей, при поиске и реализации путей повышения эффективности обучения, будут обращаться к информационным технологиям, которые становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса на всех уровнях.

        История и обществознание - это одни из предметов в системе образования, которые за последнее время претерпели кардинальные изменения как в плане взглядов на сам предмет, так и на методику их преподавания. Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и своё видение предмета, порой учебники написаны сложным и непонятным для ребёнка языком. При традиционном подходе к изучению предмета, основная нагрузка падает на слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится до 70% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объём информации, который всё труднее обрабатывать вручную (один параграф может содержать от 2 до 4 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие интереса к предмету - всё это заставляет учителя искать новые методы работы. Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Они способны:

   - вовлекать учащихся в процесс обучения;

   - делать из пассивных слушателей активных деятелей;

   - стимулировать познавательный интерес к предмету и придать учебной работе проблемный, творческий и исследовательский характер;

   - во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

        Всё это повышает интенсивность учебного процесса и уровень развития

психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются

мыслительные процессы.

        В обучении истории огромное значение играет фактор наглядности. В своё время было выпущено большое количество всевозможных картин к уроку, диафильмов и слайдов. Но теперь этого мало, а показ диафильмов затруднён неприспособленностью кабинетов, отсутствием специальной техники. И сегодня на помощь приходят мультимедийные программы, презентации и видеофильмы.

        Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объёмных и ярких представлений о прошлом.

        Можно выделить наиболее существенные преимущества использования мультимедийных средств обучения в преподавании истории:

   - мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии представлять исторические факты, события, документы, комментарии и интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в разных исследовательских школах.

   - знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки-анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон. Создаётся сетевая структура информации, обладающая большой информационной насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.

   - знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным и аудио) они лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.

        Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объёмный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя её в виде краткого конспекта.

        Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель на своём, им самим выстроенном уроке может и должен чередовать разнообразные методические приёмы. Это сделает урок менее скучным и однообразным,- наоборот, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель «с помощью подручного материала»

может объяснить сам, другую часть — перепоручить своему «электронному

помощнику», затем устроить викторину и т. д.

        Ограниченность времени на прохождение объёмных школьных программ и перегрузка школьников, обусловливают необходимость поиска интенсивных методов и технологий обучения, позволяющих расширить объёмы знаний, усваиваемых учащимися, без увеличения времени, отводимого на их изучение. И здесь определённого внимания заслуживает работа, которую я активно использую на своих уроках, это работа учащихся с таблицами и схемами. Использование схем и таблиц на уроках, является «палочкой-выручалочкой» в ситуациях, когда нет времени на изучение какого-либо материала, а схема и таблица помогают дать самое основное и в сжатые сроки. Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

        Однако при всём сходстве, схемы и таблицы имеют выраженные различия.

   - Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

   - Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

        Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:

   - логические;

   - сущностные;

   - последовательные;

   - диаграммы;

   - графики;

   - технические;

   - локальные.

        Таблицы же разделяют на:

   - тематические;

   - сравнительные;

   - хронологические;

   - синхронистические.

        Логические схемы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

        Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племён, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

        Схемы - диаграммы, могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делятся на столбиковые и круговые.

        Система выделения главного в историческом материале путём демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Что касается моего личного опыта, могу сказать, что в ходе практической работы я пришла к выводу, что только при систематическом применении таблиц, схем и диаграмм разного вида на уроке, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так и ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приёмы, применяемые на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.

 

Выводы:

Положительными сторонами применения информационно - коммуникативных технологий для учителя можно назвать:

   - экономию времени на уроке;

   - чёткость изложения информации;

   - соединение различных технических средств обучения в одном;
   - привлечение большого объёма информации;

   - возможность моделирования различных процессов, особенно не воспроизводимых в условиях школьных лабораторий;

   - обработку информации в любом удобном виде (или в нескольких, например, график, таблица, рисунок);

   - быструю адаптацию готовых разработок, исходя из логики своего урока.

"Минусами" данных методов работы можно назвать:

   - большую подготовительную работу учителя;

   - ограничения организационного плана (не все имеют постоянный доступ к технике, не вся техника соответствует современным требованиям);

   - необходимость иметь на уроке помощника, работающего с техникой,    т. к. учителю трудно одновременно организовывать учебный процесс, контролировать выполнение заданий и управлять компьютером;

   - усложняется процесс концентрации внимания  в связи с появлением на уроке отвлекающих факторов.

        И все-таки, будущее - за новыми формами обучения. Их нужно осваивать и внедрять в учебный процесс.

Учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных.

        В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера. И я не собираюсь останавливаться на достигнутом, а буду совершенствовать свою работу в этом направлении.

 


 

Приложение № 1 Доклад на Методическом семинаре №2

Приложение № 1 Доклад на Методическом семинаре №2

Всё это повышает интенсивность учебного процесса и уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы

Всё это повышает интенсивность учебного процесса и уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру

Логические схемы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи

Логические схемы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи

И все-таки, будущее - за новыми формами обучения

И все-таки, будущее - за новыми формами обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2020