Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии.
Оценка 4.9

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии.

Оценка 4.9
Документация
doc
преподавание
04.04.2020
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии.
ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально – экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
описание опыта работы.doc

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии.


Не в количестве знаний заключается 
образование, а в полном понимании 
и искусном применении всего 
того, что знаешь. 

                                                                                                                                       Дистерверг 

          ХХI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально – экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности: 

              1.Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; 
              2.Совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем; 
            Свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам. 
              И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. 
             Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике. 
              I. Организация учебного процесса с использованием информационно - коммуникационных технологий при обучении химии, биологии. 
           Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. 
           Ученики  сегодня готовы к урокам разных дисциплин с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование.

Со всем этим ученики знакомятся на уроках информатики, здесь они получают как представление о возможностях тех или иных ИКТ, так и конкретные практические умения. 
          Проводятся ли сегодня уроки с использованием ИКТ по другим дисциплинам, кроме информатики? В нашей школе да. Да и то только некоторая часть учителей заинтересована в применении ИКТ. Почему? 
         Сегодня основная проблема в учителях - не все из них готовы (не могут или не хотят) использовать ИКТ на своих уроках, не хотят уходить от традиционных методов обучения. Вторая проблема заключается в недостаточной обеспеченности школ современными компьютерами и компьютерными программами. 
         Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляет использование ИКТ. 
          Информационные технологии позволяют: 
-  коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; 
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно- воспитательного процесса; 
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; 
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; 
- представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические,  физические и химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. 
- проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента. 
1.Цели и задачи использования ИКТ
         В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. 
Цели использования информационных технологий: 
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: 
 - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; 
 - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. 
     В изучении школьного курса химии и биологии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: 
- наглядное представление объектов и явлений микромира; 
- изучение производств химических продуктов; 
- моделирование химического эксперимента и химических реакций; 
- система тестового контроля. 
        Широкое использование анимации, химического и биологического  моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. 
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств и биологических явлений. 
1 Использование готовых электронных продуктов  позволяет повысить качество обучения по предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 
2 Использование мультимедийных презентаций  позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. На сегодняшний день мною разработано большое количество презентаций по различным  темам, для уроков химии и биологии. 

         Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
         Излагая новую тему, я демонстрирую презентацию, а учащимся предлагаю подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Объем, вид и способ представления не регламентирую. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация и т.д. Это создает атмосферу заинтересованности каждого учащегося, стимулирует их к использованию различных способов выполнения заданий, а также позволяет проявить инициативу, самостоятельность, т. е. получить возможность для естественного самовыражения. Это стимулирует интерес к предмету и делает обучение осмысленным и эффективным. Результаты бывают, порой, весьма неожиданные. Так, например, при изучении темы « Кальций. Соединения кальция », учащимися 9 класса был собран материал с использованием СМИ и Интернета. Такой подход позволяет объяснить научную информацию на языке материала глазами учащегося. Преподаватель выступает лишь в роли консультанта. 
          Такой вид применения информационных технологий в процессе обучения позволяет самим учащимся структурировать учебный материал, проводить самостоятельный поиск дополнительной информации и творчески осмыслить программный материал. 
          Творчество — высшая форма деятельности ученика. Поэтому, для проведения уроков с использованием ИКТ даю ученикам опережающие задания: изучить тему и составить презентацию, содержащую таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, опыты для её представления на уроке. Таким образом, учащиеся имеют возможность выбрать любую тему по программе и создать презентацию самостоятельно или в паре по изученному на уроках химии и биологии  материалу. Материалы и слайды этой презентации ученики используют при представлении темы на уроке. Поэтому они не боятся выступать по новой теме, имея такие «шпаргалки». 
Таким образом, учениками подготовлены презентации к урокам по темам: 
«Синтетические моющие средства»; 
«Строение и работа сердца»; 
«Классификация неорганических веществ»; 
«Металлы»; 
«Неметаллы»

«Отряды насекомых»   и др. 
         Кроме того, использую данный вид заданий для обобщения тем по химии, биологии. Тогда ученики закрепляют изученный на уроке теоретический материал, систематизируют, обобщают и анализируют его, дополняют новыми фактами, о которых не шла речь на уроке; идёт углубление теоретических основ материала, повышается уровень информационной культуры, интерес к изучению химии и  биологии. И как следствие, повышается качество знаний учащихся. 
       Важным в моей работе является личностно-ориентированный подход к обучению, развитие индивидуальности и субъектности обучающегося, проектирование и становление его профессиональных знаний. Нравственное и воспитательное значение такой работы трудно переоценить. Обучающиеся обсуждают, что понравилось (не понравилось) и почему, выделяют то, что больше всего их привлекает, и представляют материал в близкой для себя манере. Практика показывает, что во время урока, в зависимости от его построения, нет необходимости сообщать перегруженные знания.     Даже однотипный материал необходимо представлять с разных точек зрения. Слайды, компьютерная графика, видеофрагменты усиливают запоминание. Неоднократное повторение помогает обучающимся лучше усвоить материал, а разные акценты позволяют по разному преподносить его в зависимости от особенностей восприятия и мышления обучающегося. 
          При проведении уроков химии и биологии  важное место отводится практическим и лабораторным работам, которые требуют большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так со стороны учеников. Накануне учитель дает задание учащимся ознакомиться с содержанием практической работы в учебнике, для того чтобы они вспомнили ключевые моменты темы, представили себе последовательность работы. Но добросовестно к практической работе готовятся лишь немногие учащиеся. Перед проведением практической работы учащимся излагаются цель, задачи. Порядок работы проговаривается учениками, учитель демонстрирует на экране видеофрагменты практической работы, обращая внимание на правила безопасной работы с оборудованием и реактивами, технические особенности выполнения опыта, возможные признаки химической реакции. Учащиеся имеют возможность сравнить, закрепить изученное дома содержание и увиденное на экране. После такого инструктажа  учащиеся выполняют практическую работу, записывают увиденные наблюдения, уравнения химических реакций, делают выводы. В итоге успешно выполненной работы у школьников появляется интерес к изучению предмета, и как следствие этого качество обучения повышается. Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин: 
- отсутствие необходимых реактивов; 
- чрезмерная опасность проведения некоторых опытов; 
- большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д. 
            Поэтому на уроках химии я применяю цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты и затем использую их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента. 
           Мы  подходим  к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии, биологии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ. 
          Для того чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге результат. 
           Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет сэкономить время, а, следовательно, выполнить на уроке большой объем работы, приводит к профессиональному росту, позволяет раскрыться учащимся в новом качестве. Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаюсь в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся может на уроке получить оценку, да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами. 
          Находить пути эффективности современных уроков мне помогает профессионально-педагогическое самосовершенствование. Педагог, если не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач поставленных перед современным обществом и тормозит продвижение образования вперед. 
           Как сказал великий Конфуций: "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем". 
          Также я провожу внеклассные мероприятия по своим предметам. Декада предметов естественно - научного цикла каждый год проходит на высоком уровне.

          Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования: 
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; 
- умение работать в группе; 
- умение находить информацию в различных источниках; 
- коммуникативная компетентность; 
- осознание полезности получаемых знаний и умений. 
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. 
В настоящее время благодаря новым информационным технологиям общаюсь с учителями других городов. Мы размещаем свои уроки на различных сайтах, получаем помощь в дальнейшем обучении и использовании интерактивного оборудования.
       В заключение хотелось бы отметить, что с помощью информационных технологий мы воздействуем на зрительное и слуховое восприятие учащихся, концентрируем их внимание наглядностью, которая на уроках химии, биологии часто отсутствует. При создании презентации развиваются творческие способности учащихся. Используя возможности компьютера, преображаем дидактические материалы, создаем базу данных учителя химии, биологии и используем новый вид учебников – электронные учебники.
       Все это положительно сказывается на учебе учащихся по химии и 
биологии. Использование разных форм ИКТ в систему уроков химии и биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и: 
- способствует повышению познавательного интереса к предмету; 
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли; 
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. 
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности,  как ученика, так и учителя. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии

В нашей школе да. Да и то только некоторая часть учителей заинтересована в применении

В нашей школе да. Да и то только некоторая часть учителей заинтересована в применении

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств и биологических явлений

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств и биологических явлений

И как следствие, повышается качество знаний учащихся

И как следствие, повышается качество знаний учащихся

Радуют и результаты таких уроков

Радуют и результаты таких уроков

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии и биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020