Использование информационно-коммуникационных технологий
на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы: О. А. Ведель
Современное общество ставит перед учителями-предметниками задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, что и обусловливает актуальность выбранной темы. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером, планшетом или сотовым телефоном. Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
На данный момент можно сказать, что урок с использованием ИКТ стал более наглядным, красочным, информативным. Благодаря этим технологиям, появилась возможность экономить время на уроке. Темп на таком учебном занятии изменился. Можно работать с обучающимися как индивидуально так и дифференцированно. Появилась возможность оперативно проверить и оценить результаты усвоения знаний, применения их на практике. Таким образом, ИКТ выступает не как цель, а как необходимый инструмент достижения цели урока.
ИКТ дают мне возможность помочь обучающимся в познании межпредметных связей, развивают наблюдательность, учат разносторонне развиваться. Благодаря этим технологиям, воспитывается в детях чувство прекрасного и развивается его личностные способности. В итоге мы получаем на выходе из школы выпускника, свободно владеющего и способами анализа полученной информации, и человека, который творчески реализует свои способности, знания, умения и навыки.
На мой взгляд, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы повысило интерес к предметам. Большее количество детей вовлечены в поисково-исследовательскую, творческую работу, в активный познавательный прогресс. Это дало возможность снизить количество учащихся с затруднениями в учении. Микроклимат на уроках улучшился, дети приобрели навык работы в парах и в коллективе.
Я, как филолог, как и все педагоги, включилась в поиски новых технологий, стала применять на своих занятиях ИКТ. Это позволило мне увеличить объём материала и сэкономить время, расширило возможность для применения дифференцированного подхода в обучении и воспитании школьников. Благодаря новым технологиям, на моих занятиях осуществляются межпредметные связи, повышается мотивация обучения на уроках русского языка и литературы. Я стараюсь создать положительный настрой и активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
При проведении уроков помогают Интернет-ресурсы: интерактивные тесты, справочники, библиотеки, применяется частично-поисковый метод на уроках, где с увлечением, интересом учащиеся выполняют задания. На мой взгляд, наличие постоянного интернета в образовательном процессе приносит большую пользу. Дополнительный иллюстративный материал для изучения творчества писателей и поэтов, фрагменты и полнометражные фильмы по произведениям из школьной программы, музыка - все это стало доступно для полноценной работы учителя и ученика.
Проектируя на большой экран необходимый материал, комментирую показанное, что сопровождается дополнительными примерами и объяснениями. Доступность данной информации облегчило мне работу и дало возможность освобожденное время направить в нужное русло.
Большой плюс в использовании средств ИКТ и в том, что их можно брать на всех этапах урока: и при закреплении, и при повторении, и особенно важно - при контроле знаний, умений и навыков. Причем все это можно сделать дифференцированно, что не даёт унизить слабого и неуверенного ребёнка.
Итак, систематическое использование ИКТ на уроках русского языка и литературы соответствует запросам общества и, конечно, развитию личности ребенка. Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, способствуют совершенствованию умений и навыков. Обучающиеся работают с увлечением на каждом этапе урока. Повышается познавательная деятельность учащихся.
В современном обществе информация становится одним из фактором развития жизнедеятельности человека, а умение владеть информационными технологиями и средствами ИКТ определяет уровень профессиональной деятельности. В последнее время изменившиеся требования к системе образования, заставили существенно повысить статус образования. Чтобы достичь необходимых целей и задач в образовательном процессе приходится использовать различные программные и технические средства в комплексе, а также применять приемы и методы активного обучения. В век модернизации образования общество требует от учителя выпустить из школы не только гармонично развитую личность, но и человека, который бы смог проявить себя творчески, смог бы подстроить себя и перестроить в определенных ситуациях. Поэтому сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя. А изучение, овладение и применение компьютерных технологий как раз и отвечает требованиям модернизации образования. Остановить этот процесс невозможно. Нет ни одной сферы человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Всеобщая компьютеризация полным ходом вошла и в образование.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. ИКТ - это большое поле деятельности для проявления творчества педагогов, которые ищут новые формы работы с детьми, хотят идти в ногу со временем, развивают ребенка всесторонне. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.
Итак, можно сказать, что информационно-коммуникационные технологии целесообразно использовать на всех этапах урока. Изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: педагог перестает быть просто источником знаний, а становится путеводительной звездой для внедрения новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности. Урок с использованием ИКТ вызывает у детей мотивацию к изучению гуманитарных предметов. Именно новые компьютерные технологии помогают сделать урок современным.
Таким образом, уроки русского языка и литературы с ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный материал, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, что и требуется от филолога в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.