Использование информационных технологий на общеобразовательных предметах гуманитарного цикла.
Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей студентов и обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся техникума, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Сегодня решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека, играет информация. Поэтому я убеждена: использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы способствует повышению творческой активности участников образовательного процесса и достижению главной цели обучения русскому языку и литературы: формированию языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся; воспитанию чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи.
По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно и 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. ИКТ позволяют создать условия для повышения эффективности процесса обучения и познавательной активности учащихся.
Важнейшим проявлением использования ИКТ в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность обучающихся.
Мультимедийные технологии служат для повышения наглядности и доступности предлагаемого учебного материала. Использование в электронных уроках интерактивных моделей, схем, заданий позволяет учащимся стать соавторами электронного учебника или презентации, самим оценить свои знания в игровой, свободной форме.
Информатика – та благодатная почва, на которой реализуется интеграция между различными общеобразовательными дисциплинами. Использование информационных технологий на общеобразовательных предметах – актуальная задача. Интегрированные уроки требуют координационной деятельности учителей разных предметов. Инициатива в проведении интегрированных уроков, может исходить как от учителя-предметника, так и от преподавателя информатики. Здесь все должно строиться исходя из общих интересов для всех участников интеграции.
Интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечит конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
Технология метода проектов позволяет вести обучение в сотрудничестве, использовать Интернет ресурсы и новые ИКТ, органично связывать учебный процесс с внеурочной деятельностью, к саморазвитию и самореализации. Использование ИКТ стимулирует познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности. При работе над проектами студенты исследовали, изучали понятийный аппарат по теме, накапливали информационную базу, которую черпали как из традиционных источников, так и из сети Интернет, образовательных дисков, электронных справочников и энциклопедий.
Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда преподавателя и обучающихся на уроке.
Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся к обучению. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности. Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность.
Отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:
· его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);
· использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную или квазивиртуальную группу;
· необходимость четкой организации деятельности студенты и обучающихся, которая устанавливается координатором проекта.
Телекоммуникационный (сетевой) проект как метод обучения играет побуждающую роль, влияет на положительные мотивы предметных действий учащихся, на развитие поиска, творческого подхода к освоению знаний. Осуществление сетевых проектов позволяет имитировать профессиональную коллективную работу: между учащимися распределяются конкретные функциональные роли в соответствии с их уровнем знаний, психологическими особенностями и желаниями. В такой организации присутствуют элементы профильной дифференциации студентов и обучающихся, что позволяет создать благоприятные условия для протекания процесса деятельности, для успешного её результата. Указанные особенности организации учебного процесса в рамках сетевых проектов являются показателями её эффективности. Студенты и обучающиеся, имеющие опыт работы в сетевых проектах:
o эффективнее используют средства компьютерных коммуникаций для решения рутинных задач (сбор, обработка и представление информации, поиск необходимых данных и коммуникация с другими участниками сетевого проекта);
o способны самообучаться;
o осознают, что именно они знают и умеют и готовы поделиться этими знаниями с другими;
o умеют организовывать свою деятельность в коллективе, лучше понимают проблемы, возникающие в ходе коллективной работы.
Разновидностями телекоммуникационных проектов наряду с исследованием какой-нибудь проблемы являются телекоммуникационные Интернет-игры, турниры, викторины.
Целью проведения компьютерной дистанционной олимпиады по какой-либо дисциплине является повышение качества преподавания этого предмета.
Это достигается благодаря:
· стимулированию интереса к изучаемому предмету с помощью Интернет-технологий и использования сравнительного аспекта обучения;
· внедрению в учебную практику новых и эффективных методов обучения;
· методической помощи участникам и локальным организаторам;
· проведению олимпиады по новым и сложным разделам учебных курсов;
· стимулированию активности и самостоятельности студентов и обучающихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, внеаудиторной работе;
· развитию навыков коллективной работы участников олимпиады;
· совершенствованию письменной речи студентов и обучающихся;
· объективному контролю глубины и широты знаний, качество усвоения материала учащимися, объективной оценку педагогом выбранной им тактики и стратегии работы с классами, методики обучения, выбора предметного содержания.
Телекоммуникационные викторины, турниры, олимпиады базируются на методе проектов и используют командные формы организации деятельности. Командные технологии – это одна из разновидностей коллективной деятельности. Командная работа предполагает совместное решение какой-то проблемы, задачи, поэтому при распределении ролей в командной деятельности необходимо учитывать психологические особенности членов команды.
Роли команды:
· Учитель координирует работу команды, сотрудничает с командой;
· Капитан выступает от имени команды о результатах;
· Генератор идей придумывает всё, что приходит в голову;
· Критик скептически настроен отвергать решения, придуманные генератором;
· Секретарь фиксирует фразы;
· Искатель занимается поиском информации из различных источников;
· Редактор отбирает материал, собранный искателями;
· Технические исполнители оформляют результаты на компьютере.
Работа в команде развивает речь учащихся. При этом расширяется возможность научить учащихся работать друг с другом, каждому продвигаться вперед своим темпом, согласно способностям и психологическим особенностям. Достижение результата требует проявления активности, инициативности, волевых черт характера.
Методическая сторона работы организаторов проекта может быть условно поделена на ряд относительно самостоятельных этапов:
· Проектирование проекта;
· Реализация проекта;
· Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.