Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД.
Оценка 4.7

Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД.

Оценка 4.7
docx
22.11.2024
Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД.
Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД..docx

Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД.

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что - то новое, ставит наших детей перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.                                                                      Сегодня, в век инновационных и информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Ведь дети нового века совершенно другие! Они более эрудированные, активные, динамичные. И ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен.                                                                                                                                               Рассмотрим те инновационные педагогические технологии, которые возможно использовать в детском саду с целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры:

Сюжетно-ролевые игры Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

Настольно-Печатные игры. В игру, с использованием, макетов улицы или города – дети играют с удовольствием. Расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают.  Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой) «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам и др.

Интеллектуально-познавательные игры. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.

В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. Так же игры объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(Информационно – коммуникативные технологии)

Позволяет, с помощью компьютерной техники, сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Для этого:

1. Создаются презентации для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских      собраний.                                                                                                                             Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

ü виды транспортных средств, их классификация

ü группы дорожных знаков

ü участники дорожного движения

ü загадки по ПДД

Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов.

2. Подбирается иллюстративный и дополнительный познавательный материал к образовательной деятельности, развлечениям и для оформления стендов по ПДД.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Помогает детям понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.

При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы:

ü подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения

ü излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос

ü побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

ü ставим конкретные вопросы: «Для чего нужны правила дорожного движения?», «Как переходить улицу?» и др.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В педагогической деятельности можно реализовать следующие проекты: «Путешествие на площадку ПДД с детьми младшего возраста», «Я знаю правила дорожного движения и с тобою поделюсь» - в проект можно включить игры, проблемные ситуации, где дети подготовительной группы делятся с ребятами младшей группы своими знаниями, опытом, умениями ориентироваться возле проезжей части.

ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ»

(ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению.

В данной технологии используем метод «мозгового штурма», он состоит в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Примерные вопросы для обсуждения:

ü Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке светофор?

ü Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств?

ü Что будет, если у велосипеда убрать руль?

ü Что произойдет, если убрать шлагбаум?

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

С помощью данных технологий ребёнок начинает осознанно относится к здоровью и жизни человека, накапливает знания о здоровье и развитии умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретает умения самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Что актуально при обучении правилам дорожного движения, безопасного поведения на дороге.

В своей работе, по обучению ПДД, можно использовать следующие формы организации:

ü физкультурные занятия

ü подвижные игры

ü утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)

ü физкультминутки

ü физические упражнения после дневного сна

ü физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.                                             Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В работе можно использовать такие формы организации исследовательской деятельности, как:

ü беседы 

ü наблюдения  

ü  «погружение» в звуки транспорта, города 

ü  использование художественного слова               

ü  дидактические и развивающие игры             

ü игровые ситуации

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.

МНЕМОТЕХНИКА

Помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.

Начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

ü Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

ü Осуществление, так называемого перекодирования информации.

ü После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания

Детям дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию мнемотаблиц, поэтому лучше начинать с мнемодорожек. В дальнейшем, поняв работу с мнемодорожкой, дети легко усваивают мнемотаблицы. При помощи их дети быстрее запоминают дорожные знаки, легко заучивают правила.

 

Взаимодействие с родителями

Чтобы работа была более эффективной, осуществляю целенаправленное взаимодействие с родителями. и стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, в работе с родителями использую:

Информационно - аналитические формы:

ü опросы,

ü анкетирование

Познавательные формы:

ü родительские собрания,

ü круглые столы,

ü консультации,

ü беседы

Досуговые формы:

ü конкурсы,

ü викторины,

ü развлечения,

ü досуги по ПДД с участием детей и родителей, инспекторов ГИБДД

Наглядно - информационные:

ü оформление буклетов,

ü выпуск газет,

ü фотовыставки,

ü демонстрация видео фрагментов организации занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется отметить, что данная работа позволяет увидеть широкую панораму различных аспектов и подходов к творческой интеграции технологий в инновационное обучение детей дошкольного возраста, а также установить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых моментов, видеозаписей и т.д. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии и многие другие, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

 


Пусть движутся потоками машины,                                                                                              Водители спокойствие хранят                                                                                                 Ведь правила движения едины-                                                                                            Для взрослых пешеходов и ребят.


 

Используемые источники:

1.     Авдеева Н.Н. Безопасность: метод. пособие/ Н.Н. Авдеева Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011.

2.     Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ/ Л.Б. Баряева Издательство: М.: Дрофа, 2008.

3.     Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. / Л.А. Вдовиченко. - Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009.

4.     Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М.-б07с.

 


 

Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению

Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры

Для чего нужны правила дорожного движения?», «Как переходить улицу?» и др

Для чего нужны правила дорожного движения?», «Как переходить улицу?» и др

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

При помощи их дети быстрее запоминают дорожные знаки, легко заучивают правила

При помощи их дети быстрее запоминают дорожные знаки, легко заучивают правила

Пусть движутся потоками машины,

Пусть движутся потоками машины,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2024