Конспект урока по русскому языку
Автор: учитель русского языка и литературы Матросова Л.А.
Тема: «Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них»
Класс: 9 класс
Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования;
развитие умения организовывать свою деятельность и работать в группе.
Тип урока:
урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Задачи:
- вовлечь учащихся в действия целеполагания и рефлексии своей деятельности на уроке,
- включить учащихся в групповую работу;
- формировать способности учащихся к новому способу действия;
- опираясь на знания, научить находить среди предложений БСП, уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП;
- при изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.
Планируемые результаты:
Предметные-
Расширить знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; способах связи предикативных частей БСП;
- учащиеся узнают новую информацию о постановке знаков препинания в БСП
- научатся расставлять знаки препинания в БСП;
Метапредметные-
- применят навыки исследовательской деятельности;
-осуществлят коммуникативные действия : примут участие в коллективном обсуждении («мозговой штурм») , выскажут свое мнение, аргументируя свою точку зрения, выполнять задание в группе, согласовывая позиции;
- поработают над умением сопоставлять, сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Личностные-
-пополнят словарный запас для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения.
Этапы урока |
Ход урока: |
УУД |
Планируемые результаты |
||||||||
1.Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3.Целеполагание
4. Актуализация знаний Подготовка к ГИА
|
Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока. 1)Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости урока! Я рада приветствовать вас всех. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла это замечательное высказывание: (слайд 1) Будь любознателен, и многое тебе откроется. Будь мудр, и многих ошибок ты сумеешь избежать. Будь отважен, и ты победишь.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были любознательными, мудрыми и не боялись высказывать все свои мысли!!!
Возвратимся к эпиграфу нашего урока, данное высказывание состоит из 3 предложений. Какие это предложения по виду? Определите, ребята, над какой темой мы сегодня будем работать? Итак, тема нашего сегодняшнего урока: “Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них” (запись темы в тетрадь) ( Слайд 2) Исходя из вышеизложенного, поставьте цели нашего урока. Правильно, сегодня мы вспомним, что вы знаете об этом типе предложений, повторим, какие знаки препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете, и познакомимся с новыми понятиями по данной теме, а также мы будем учиться определять значения ССП. У вас на столе лежит оценочный лист для работы на уроке, в котором прописаны этапы урока и задания. Вам необходимо на каждом этапе оценить свою работу по пятибалльной системе. (Слайд 3) 5 баллов – если вы всё выполнили правильно, а также, необходимо будет оценить свою работу на каждом этапе. 4 балла – если допутили 1 ошибку 3 балла – 2 ошибки Более 4 ошибок «неудовлеворительно» Прежде чем приступить к изучению нового материала, проведём словарный диктант с грамматическим заданием, это задание вызывает затруднение при подготовке к ГИА. Словарный диктант с грамматическим заданием по ходу написания диктанта. Грамматическое задание: 1. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными. Участник соревнований, прочувствованная книга, искусство общения, искусный мастер, рассчитать траекторию, асфальтированный тротуар, расспросить коллегу, бескорыстный товарищ, пациент притворился. Какая пара слов не является словосочетанием? 1-2 ОШИБКИ – “4”, 3-4 ошибки –“3”, более 4 – неудовлетворительно) Взаимопроверка (выставляется в оценочный лист) |
Личностные УУД
Регулятивные УУД
|
Формулирование
задач деятельности и формы изучения нового материала.
Учащиеся применят навыки работы с кластером на основе ранее полученной информации
Вовлечь учащихся в действия целеполагания |
||||||||
5.Изучение нового материала:
|
Ребята, мы уже имеем знания по теме» Сложные предложения, и можем сейчас заполнить таблицу, что всё-таки мы знаем по теме
«Сложносочинённые предложения» Задание: Расставьте знаки препинания в ССП. Выделите грамматические основы в предложениях. (слайд 5) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство… У Ивана Ивановича были большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу. Наш спутник заболел, и это всех волновало. - Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений? - Чтобы ответить на вопрос, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы. - С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем? (слайд 6) А) Доказываем, что предложение сложное. Б) Доказываем, что предложение ССП. В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП. Г) Подключаем правило. На экране появляются элементы алгоритма. - Давайте проверим, как работает алгоритм на практике. То моросил дождь, то капали крупные хлопья снега. Докажите, что это ССП. Что может являться средством связи в ССП?
То , то .
- Вызвать 1 ученика к доске для проверки! |
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД |
Отвечают на вопрос. Моделируют открытие нового знания.
Применят навыки работы с таблицей: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» для дальнейшей работы на этапе – закрепления
Опираясь на алгоритм, разобрать предложение, сделать схему.
|
||||||||
Мозговой штурм Работа в группах (по 4 человека)
6. Первичная проверка усвоения материала А)Конструирование предложений. (самостоятельная работа) |
Стадия вызова (групповая мозговая атака) – работа в группах
Проблемный вопрос: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочинённом предложении?» ( слайд 7)
Ответ ищут в учебнике «Русского языка 9 класса п.7 (чтение с пометами). В группе есть руководители (генератор идей), которые корректируют всю полученную информацию, и секретарь, который будет фиксировать идеи. В конце работы подводит вывод учитель (аналитик). ( слайд 8, 9) Вывод: Нет, не всегда ставится запятая. Запятая перед союзом И не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член. Нет, также можно поставить точку с запятой (если части настолько самостоятельны, что между ними можно поставить точку), иногда – даже тире (если передаётся быстрая смена событий или их внезапность). ССП – это такие предложения, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. - Далее мне хотелось бы вам предложить выполнить самостоятельно задание на первичное усвоение материала Конструирование предложений. ( слайд 10) - На слайде даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания.
Оцените свою работу в оценочных листах
|
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД
|
Учащиеся осуществят коммуникативные действия: примут участие в коллективном обсуждении, выскажут своё мнение, аргументируя свою точку зрения.
|
||||||||
7. Закрепление теоретического материала. А) Анализ предложений: ( устная работа)
Б) Заполнение графы «Узнал»
В) Физминутка |
Практикум (
слайд 11)
Мне следовало набрать лапника, но я был не в силах пошевелиться./Волков./(но – ССП с противопост) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей…/Дост./(однако – ССП против, противопост) Все вскочили, схватились за ружья – и вот пошла потеха… /Л./(и – ССП с соедин, последов).
Заполнение графы «Узнал» - Что нового вы узнали на уроке? (слайд 12) - Почему?
Физминутка «Гимнастика для глаз» Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях. |
Коммуникативная УУД
Личностные УУД |
Анализируют
предложения: |
||||||||
Разноуровневое обучение: А) схематический диктант
Б) работа по карточкам для «группы риска»
|
–Разноуровневое обучение: - учащиеся «группы риска» работают с карточками, - все остальные пишут схематический диктант.
Задание: составить схему предложения. Учитель читает предложение, ученики делают схему. Схематический диктант (работа по карточкам для группы риска).
Один ученик работает у доски на обратной стороне.
Не
место красит человека, а человек место.
Сверяемся с доской. Оценивание в оценочном листе.
Самопроверка
Сегодня на уроке мы вспомнили понятие ССП и знаки препинания в них, учились определять значение ССП и углубили свои знания о постановке запятой, тире и точки запятой в ССП. |
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
|
Опираясь на знания, научить расставлять знаки препинания в ССП; уметь делать схемы ССП
Учащиеся выполняют задание самостоятельно |
||||||||
. Контроль и оценка знаний. (Подготовка к ГИА)
Проверь себя |
Выполните тест (с самопроверкой) ( слайд 13) Укажите ошибочное суждение. 1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. 2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: - при помощи интонации и союзов или союзных слов - при помощи интонации (без союзов и союзных слов) 3. Это предложение сложносочиненное. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. «Пророк» 3. Союзы а, но, да (но) – соединительные (нет, это противительные союзы) 4. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире. (самопроверка с помощью жетонов: красный – допустил ошибку; зелёный – всё правильно сделал) Оценивание в оценочных листах. |
Регулятивные УУД |
Готовить учащихся, имеющих трудности при подготовке к ГИА для продуктивности необходимо на каждом уроке.
|
||||||||
9. Рефлексия |
Рефлексия проводится с применением опоры: ( слайд 14) - Обратите внимание на ключевые слова урока (сложносочиненные предложения, предикативные части, разделительные союзы, противительные союзы, сочинительные союзы, знаки препинания) и продолжите предложения: Сегодня на уроке я научился… Я могу похвалить себя за… Больше всего мне понравилось… Труднее всего было… |
Коммуникативные УУД |
Вовлечь учащихся в действия рефлексии своей деятельности на уроке. Уметь делать выводы. |
||||||||
10. Подведение итогов урока. |
Подсчитайте количество баллов за работу на уроке, переведите их в оценку (Слайд 15) Сдайте оценочные листы учителю |
Познавательные УУД |
Подведение итога работы. |
||||||||
11. Информация о домашнем задании. |
Выучить правило п.7; написать сочинение-миниатюру, используя ССП на тему: «Осенняя прогулка» ( слайд 16) |
Регулятивные УУД Познавательные УУД |
Записывают д.з. в дневник, данный материал показан на слайде |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.