Тема: «Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них» Класс: 9 класс Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования; развитие умения организовывать свою деятельность и работать в группе.
Оценка 4.7

Тема: «Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них» Класс: 9 класс Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования; развитие умения организовывать свою деятельность и работать в группе.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—10 кл
26.11.2024
Тема: «Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них» Класс: 9 класс Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования;  развитие  умения организовывать свою деятельность и работать в группе.
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний. Задачи: - вовлечь учащихся в действия целеполагания и рефлексии своей деятельности на уроке, - включить учащихся в групповую работу; - формировать способности учащихся к новому способу действия; - опираясь на знания, научить находить среди предложений БСП, уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП; - при изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.
конспект урока.docx

Конспект урока по русскому языку 

 

Автор: учитель русского языка и литературы Матросова Л.А.

Тема: «Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них»

Класс: 9 класс

Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний в постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования;

 развитие  умения организовывать свою деятельность и работать в группе.

Тип урока: 
урок  формирования и первичного закрепления новых знаний.
Задачи:

- вовлечь учащихся в действия целеполагания и рефлексии своей деятельности на уроке,

- включить учащихся в групповую работу;

- формировать способности учащихся к новому способу действия;

- опираясь на знания,  научить находить  среди предложений БСП,  уметь правильно расставлять знаки препинания в БСП;

- при изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для  более точного решения коммуникативных задач.

 Планируемые результаты:

Предметные-

Расширить знания учащихся о бессоюзных сложных  предложениях; способах связи предикативных частей БСП;

- учащиеся узнают новую информацию о постановке знаков препинания в БСП

-  научатся расставлять знаки препинания в БСП;

Метапредметные-

- применят навыки исследовательской деятельности;

-осуществлят  коммуникативные действия : примут участие в коллективном обсуждении («мозговой штурм») , выскажут свое мнение, аргументируя  свою точку зрения, выполнять задание в группе, согласовывая позиции;

- поработают над умением сопоставлять, сравнивать,  классифицировать, делать выводы;

Личностные-

-пополнят словарный запас для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Ход урока:

УУД

Планируемые результаты

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

2. Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Актуализация знаний

Подготовка к ГИА

 

Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока.

1)Вступительное слово учителя:

   - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости урока! Я рада приветствовать вас всех.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла это замечательное высказывание: (слайд 1)

Будь любознателен, и многое тебе откроется.

Будь мудр, и многих ошибок ты сумеешь избежать.

Будь отважен, и ты победишь.

 

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были любознательными, мудрыми и не боялись высказывать все свои мысли!!!

Овал: БСПСоставление кластера на тему виды сложных предложений: ( запись на доске)

 

 

Овал: Виды сложного предложения
 


Овал: ССП                       

Овал: СПП           

                                                                                                                    

 

 

 

Возвратимся к эпиграфу нашего урока,  данное высказывание состоит из 3 предложений. Какие это предложения по виду?

Определите, ребята, над какой темой мы сегодня будем работать?

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: “Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них” (запись темы в тетрадь)

( Слайд 2)

Исходя из вышеизложенного, поставьте цели нашего урока.

Правильно, сегодня мы вспомним, что вы знаете об этом типе предложений, повторим, какие знаки препинания в сложносочиненном предложении вы уже знаете,  и познакомимся с новыми понятиями по данной теме, а также мы будем учиться определять значения ССП.

У вас на столе лежит  оценочный лист для работы на уроке, в котором прописаны этапы урока и задания. Вам необходимо на каждом этапе оценить свою работу по пятибалльной системе. (Слайд 3)

5 баллов – если вы всё выполнили правильно, а также, необходимо будет оценить свою работу на каждом этапе.

4 балла – если допутили 1 ошибку

3 балла – 2 ошибки

Более 4 ошибок «неудовлеворительно»

Прежде чем приступить  к изучению нового материала, проведём словарный диктант  с грамматическим заданием, это задание вызывает затруднение при подготовке к ГИА.

Словарный диктант с грамматическим заданием по ходу написания диктанта. Грамматическое задание: 1. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.

Участник соревнований, прочувствованная книга, искусство общения, искусный мастер, рассчитать траекторию, асфальтированный тротуар, расспросить коллегу, бескорыстный товарищ, пациент притворился.

Какая пара слов не является словосочетанием?

 1-2 ОШИБКИ – “4”, 3-4 ошибки –“3”, более 4 – неудовлетворительно)

Взаимопроверка (выставляется в оценочный лист)

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование задач деятельности и формы изучения нового материала.

 

 

 

 

Учащиеся применят навыки работы с кластером на основе ранее полученной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлечь учащихся в действия целеполагания

 5.Изучение нового материала:

 

 

 

Ребята, мы уже имеем знания по теме» Сложные предложения, и можем сейчас заполнить таблицу, что всё-таки мы знаем по теме

«Знаю»,

«Хочу знать»

«Узнал»

ССП-это сложное предложение, предикативные  части которого соединены интонацией или сочинительными союзами (и, да, а, но, зато, или, то…то, и др).

Как расставить знаки препинания в ССП?

Всегда ли ставится запятая? И т.д.

 

 

 «Сложносочинённые предложения»

Задание: Расставьте знаки препинания в ССП. Выделите  грамматические основы в предложениях. (слайд 5)

Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство

У Ивана Ивановича были большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу.

Наш спутник заболел, и это всех волновало.

- Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений?

- Чтобы  ответить на вопрос, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы.

- С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем? (слайд 6)

А) Доказываем, что предложение сложное.

Б) Доказываем, что предложение ССП.

В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП.

Г) Подключаем правило.

На экране появляются  элементы алгоритма.

- Давайте проверим, как работает алгоритм на практике.

То моросил дождь, то капали крупные хлопья снега.

Докажите, что это ССП. Что может являться средством связи в ССП?

Сделайте схему данного предложения

 

 

     То                                 ,  то                                     .

 

- Вызвать 1 ученика к доске для проверки!

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Отвечают на вопрос. Моделируют открытие нового знания.   

 

Применят навыки работы с таблицей: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» для дальнейшей работы на этапе – закрепления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опираясь на алгоритм, разобрать предложение, сделать схему.

 

 

 

Мозговой штурм

Работа в группах (по 4 человека)

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичная проверка усвоения материала

А)Конструирование предложений.

(самостоятельная работа)

Стадия вызова (групповая мозговая атака) – работа в группах

 

Проблемный вопрос: «Всегда ли нужно ставить запятую в сложносочинённом  предложении?» ( слайд 7)

 

Ответ ищут в учебнике «Русского языка 9 класса п.7 (чтение с пометами). В группе есть руководители (генератор идей), которые корректируют всю полученную информацию, и секретарь, который будет фиксировать идеи.

В конце работы подводит вывод учитель (аналитик). ( слайд 8, 9)

Вывод: Нет, не всегда ставится запятая.

       Запятая перед союзом И не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.

        Нет, также можно поставить точку с запятой (если части настолько самостоятельны, что между ними можно поставить точку),  иногда – даже тире (если передаётся быстрая смена событий или их внезапность).

     ССП – это такие предложения, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

- Далее мне хотелось бы вам предложить выполнить самостоятельно задание на первичное усвоение материала

Конструирование предложений. ( слайд 10)

- На слайде даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания.

 

 

Начало предложений

Продолжение предложений

1. Он знак подаст…

1. Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

2. ... Прозрачный лес один чернеет…

2. и все хлопочут.

3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

3. И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Оцените свою работу в оценочных листах

 

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся осуществят коммуникативные действия: примут участие в коллективном обсуждении, выскажут своё мнение, аргументируя свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Закрепление теоретического материала.

А) Анализ предложений:

( устная работа)

 

 

 

 

 

 

 

Б) Заполнение графы «Узнал»

 

 

В) Физминутка

Практикум ( слайд 11)
Анализ предложений: ( устная работа)


 Небо голубое весело глядит, и село большое беззаботно спит./Никит./(И – ССП с соед, одновр)

 

Мне следовало набрать лапника, но я был не в силах пошевелиться./Волков./(но – ССП с противопост)

Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей…/Дост./(однако – ССП против, противопост)

Все вскочили, схватились за ружья – и вот пошла потеха… /Л./(и – ССП с соедин, последов).

 

Заполнение графы «Узнал»

- Что нового вы узнали на уроке? (слайд 12)

- Почему?

 

Физминутка «Гимнастика для глаз»

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание  сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.

 

Первое упражнение. На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,8 раз.

 

Второе упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.

 

Коммуникативная УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

 

Анализируют предложения:
Отвечают на поставленные  вопросы с целью конкретизации полученной информации

 

Разноуровневое обучение:

А) схематический диктант

 

Б) работа по карточкам для «группы риска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разноуровневое обучение:

- учащиеся «группы риска» работают с карточками,

- все остальные пишут схематический диктант.

 

Задание: составить схему предложения.

Учитель читает предложение, ученики делают схему.

Схематический диктант (работа по карточкам для группы риска).

 

Один ученик работает у доски на обратной стороне.

 

Не место красит человека, а человек место.
Мягко стелет, да жестко спать.
Цвела черёмуха, и было холодно.
Осенний полдень светлел, и на север уходили тучи.
Она глядит – сердце в ней забилось чаще и сильней.
Вечером похолодало и пошёл снег. (Наличие общего второстепенного члена)
.

 

Сверяемся с доской. Оценивание в оценочном листе.

 

Самопроверка

 

Сегодня на уроке мы вспомнили понятие ССП и знаки препинания в них, учились определять значение ССП и углубили свои знания о постановке запятой, тире и точки запятой в ССП.

 

Познавательные УУД

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Опираясь на знания, научить расставлять знаки препинания в ССП; уметь делать схемы ССП

 

 

Учащиеся выполняют задание самостоятельно

. Контроль и оценка знаний.

(Подготовка к ГИА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверь себя

Выполните тест (с самопроверкой)  ( слайд 13)

Укажите ошибочное суждение.

1.     Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2.   Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3.  Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

                                     «Пророк»

3.     Союзы а, но, да (но) – соединительные (нет, это противительные союзы)

4.     Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире. (самопроверка с помощью жетонов: красный – допустил ошибку; зелёный – всё правильно сделал)

Оценивание в оценочных листах.

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

 

Готовить учащихся, имеющих трудности при подготовке к ГИА  для продуктивности необходимо на каждом уроке. 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Рефлексия 

Рефлексия проводится с применением опоры: ( слайд 14)

 - Обратите внимание на ключевые слова урока (сложносочиненные предложения, предикативные части, разделительные союзы, противительные союзы, сочинительные союзы,  знаки препинания) и продолжите предложения:

Сегодня на уроке я научился…

Я могу похвалить себя за…

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было…

Коммуникативные УУД

Вовлечь учащихся в действия рефлексии своей деятельности на уроке. Уметь делать выводы.

10. Подведение итогов урока.

Подсчитайте количество баллов за работу на уроке, переведите их в оценку (Слайд 15)

Сдайте оценочные листы учителю

Познавательные УУД

Подведение итога работы.

11. Информация о домашнем задании.

Выучить правило п.7; написать сочинение-миниатюру, используя ССП на тему: «Осенняя прогулка» ( слайд 16)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Записывают д.з. в дневник, данный материал показан на слайде

 


 

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Этапы урока Ход урока:

Этапы урока Ход урока:

Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока

Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока

С чего мы начинаем работать над предложением? (грам

С чего мы начинаем работать над предложением? (грам

Начало предложений Продолжение предложений 1

Начало предложений Продолжение предложений 1

Дышать медленно. Первое упражнение

Дышать медленно. Первое упражнение

Контроль и оценка знаний. (Подготовка к

Контроль и оценка знаний. (Подготовка к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2024