РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Учебный предмет: Русский язык Раздел: ФРАЗЕОЛОГИЯ
Оценка 4.9

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Учебный предмет: Русский язык Раздел: ФРАЗЕОЛОГИЯ

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык
9 кл—10 кл
26.01.2022
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Учебный предмет: Русский язык Раздел: ФРАЗЕОЛОГИЯ
Лексическую систему языка составляют не только слова, но и фразеологические обороты - словосочетания, прочно вошедшие в русский язык. Их изучает фразеология - один из интереснейших разделов науки о языке
Русский язык Фразеологизмы.docx

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

Учебный предмет: Русский язык

Раздел: ФРАЗЕОЛОГИЯ

Тема: фразеология и фразеологизмы в русском языке

Преподаватель русского языка и литературы Сафонова Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск 2021

 

 

 

Тема: фразеология и фразеологизмы в русском языке

Цель урока: расширять знания о фразеологии и фразеологизмах, их происхождении и употреблении; показать роль фразеологизмов в речи.

Задачи:

1.      Развивать навыки работы с фразеологическими словарями;

2.      Обучать анализу и редактированию предложений ( выявлению и исправлению речевых ошибок);

3.      Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять фразеологизмы  в тексте художественной литературы и объяснять их значение

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока

1.      Организационный момент (вступительное слово учителя, сообщается тема, цель урока)

2.      Проверка домашнего задания

3.      Работа по теме урока

 

1.      Беседа

Учитель: Лексическую систему языка составляют не только слова, но и фразеологические обороты - словосочетания, прочно вошедшие в русский язык. Их изучает фразеология - один из интереснейших разделов науки о языке

-Что такое фразеологические обороты, или фразеологизмы? (устойчивые, неразложимые словосочетания называются фразеологическими оборотами)

Ответы учащихся:

-это устойчивые словосочетания;

- несвободные сочетания.

Приведите примеры. ( положа руку на сердце, вверх тормашками, мелко плавать и др.)

Учитель:

-Как же отличить фразеологизмы от сочетаний?

Учитель: Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и т. д. смысл этих выражений подсказывает их единство, неразложимость. Чтобы точнее определить фразеологический оборот, сравним обороты, состоящие из самых обычных слов, со словосочетаниями.

 

 

 

 

 

На доске запись:

Взять свои книги обратно

Взять свои слова обратно

Съесть курицу

Съесть собаку

Чай с молоком

Кровь с молоком

Дать деньги

Дать слово

Умывать лицо

Умывать руки

 

Учитель:

В левом столбике словосочетания свободные, они (или другие, подобные им) каждый раз создаются в речи в зависимости от ситуации. В правом столбике словосочетания, связанные, неразрывные, представляющие собой целую лексическую единицу – фразеологизм. Если разрушить это единство, смысл исчезнет. Фразеологизмы воспроизводятся в памяти, как готовые единицы, обладающие определенным смыслом, постоянные по своему значению, составу и структуре.

Некоторые фразеологизмы содержат настолько тесно, связанные компоненты, что один неизбежно влечет за собой другой: кромешный ад, скоропостижная смерть, скалить зубы и т. д.

Многие фразеологизмы содержат вышедшие из употребления слова, часто непонятные нашим современникам: ни зги не видно, попасть впросак и т.д. Компоненты таких фразеологизмов не употребляются самостоятельно: зга, просак. Слова же активного запаса во фразеологизме изменяют свое обычное значение: кровь с молоком – здоровый, с хорошим цвета лица, с румянцем; съесть собаку - хорошо знать, уметь делать что-либо.

Учитель

- Какова синтаксическая роль фразеологизмов?

Примерные ответы учащихся:

в предложении они являются членом предложения.

Учитель: фразеологизм – нерасторжимое единство составляющих, значит, в предложении он является одним членом ( любым). Фразеологизм может представлять собой самостоятельное предложение, но и тогда он нерасторжим. Например, не зги не видно примерно равно темно – и то и другое – безличные предложения; даю слово равно обещаю – неопределенно- личные предложения.

Заметим, что оба предложения – фразеологизма состоят только из сказуемых.

Учитель:

- Каково происхождение фразеологизмов?

Примерный ответ учащихся: Происхождение фразеологизма "невзирая на лица" связано с историей Древней Греции. У древних греков была богиня правосудия - Фемида. Ее изображали с весами в правой руке и с мечом в левой. На весах Фемида взвешивала поступки человека, на одной чаще - хорошие, на другой - плохие. В соответствии с тем, какая чаша весов перевешивала, выносился приговор. На глазах богини правосудия всегда была повязка - символ того, что правосудие она вершит беспристрастно, не смотря на важность и влияние человека, который предстал перед ее судом. Это и значит "невзирая на лица". В наше время этот фразеологизм означает, что нужно совершать определенные действия не считаясь с чьим-то положением, принимать справедливое решение, быть объективным.

Учитель: далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские. Действительно, многие из них возникли еще в древне русском языке, а то и в праславянский период. Например, выражение под горячую руку есть и в русском, и в белорусском, и в украинском языках, то есть возникло оно ещё до разделения этих восточнославянских языков. А фраза иду на вы приписывается древнерусскому князю Святославу, который так обращался к иноземным врагам, когда собирался идти на них в военный поход. Форма вы вместо вас давно устарела, но фразеологизм ее сохранил. К исконно русским относятся фразеологизмы с головы до пят, на воде вилами писано, попасть как кур в ощип, душа в пятки ушла, кричать во всю Ивановскую и т.д.

Многие фразеологизмы заимствованы из разных европейских языков: греческого ( привычка – вторая натура), латинского ( за и против), французского ( ищите женщину), английского ( знание – сила), итальянского ( финита ля комедия. Иногда такие фразеологизмы остаются без перевода, иногда переводятся на русский язык. Отдельная большая группа заимствована из Библии: козел отпущения, притча во языцех, не от мира сего, блудный сын, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Учитель: вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи ( жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер ( примеры из Библии).

-Могут ли фразеологизмы иметь синонимы? Приведите примеры.

Ответы учащихся:

-да, могут фразеологизмы иметь синонимы.

Учитель: фразеологизмы могут иметь слова- синонимы и синонимы фразеологизмы: сломя голову- очертя голову- быстро, битый час – без конца – до греческих календ- до второго пришествия- долго.

-В каких стилях речи используются фразеологизмы?

Ответы учащихся:

-в разных стилях;

-в разговорной речи;

-в письменной речи.

Учитель: Одни фразеологизмы используются в разных стилях, они стилистически нейтральны ( держать слово, время от времени) , другие в стилях письменной речи ( вести начало, игра судьбы). Большинство же фразеологизмов используются в разговорной речи, имеют яркую эмоциональную окраску: высосать из пальца, совать нос, выжить из ума, набить карман.

-Как отыскать нужный фразелогизм в толковых словарях?

В толковых словарях фразеологизм нужно искать по ключевому слову. Обычно фразеологизмы помещаются в конце соответствующей словарной статьи.

-Зачем, по-вашему, нужно изучать фразеологизмы?

Ответы учащихся:

-фразеологизмы делают речь яркой, образной

-для изучения истории языка

Учитель: фразеологизмы помогают понять историю народа, его характер, особенности. В них отражены представления народа о жизни. Фразеологизмы важны для изучения истории языка, они могут прояснить значение, вышедших из употребления слов, грамматических конструкций. Фразеологизмы делают речь ярче, образнее, выразительнее, привлекательнее для собеседников или слушателей.

- Подберите к фразеологизмам синонимы и антонимы.

Кожа да кости, кот наплакал, скрепя сердце, медвежий угол, спустя рукава.



Фразеологизм

Синоним

Антоним

Кожа да кости

Худой

Полный, толстый

Кот наплакал

Мало

Много

Скрепя сердце

Нехотя

Охотно

Медвежий угол

Глушь

Людное, бойкое место

Спустя рукава

Халатно

Засучив рукава



Учитель: исправьте искаженные фразеологизмы

1.      Заблудиться в трех елях (Заблудиться в трех соснах)

2.      Делать из комара слона (Делать из мухи слона)

3.      Шесть пятниц на неделе ( Семь пятниц на неделе)

4.      Нелегкая унесла (Нелегкая принесла)

5.      У черта на блинчиках (На куличиках)

6.      Когда рак на холме свистнет (Когда рак на горе)

7.      Провалиться сквозь пол. (Провалиться сквозь землю).

 

 

О значении некоторых фразеологизмов на примерах:

Бабье лето – о возрасте, когда в зрелые годы вдруг возвращается молодость, по ассоциации – осенью возвращаются теплые погожие деньки.

Бальзаковский возраст — о возрасте женщины (по фамилии французского писателя Оноре де Бальзака, изображавшего в своих романах женщин преимущественно в возрасте 30-40 лет).

«Прощай» молодость – об одежде или обуви, которая давно вышла из моды.

Молоко на губах не обсохло — намёк на незрелое мышление и рассуждение человека, как у младенца, которого только что оторвали от груди матери.

Девичья память — о плохой, «короткой» памяти. Намёк на аналогию, как легкомысленные девушки, найдя нового жениха, быстро забывают свои клятвы бывшему кавалеру.

Молодец к молодцу — все как один красавцы, удальцы. Молодец — молодой человек, отличающийся храбростью, удалью, положительный герой многих сказок, былин.

Много будешь знать, скоро состаришься — намек на то, чтобы ты не интересовался делами, которые тебя напрямую не касаются, а вовсе не на то, что знания старят человека. Старые люди знают больше молодых, но несчастным человека могут сделать не только годы. Иногда знания прибавляют скорби.

Битый час — очень долго по времени.  Фразеологизм возник однозначно тогда же, когда появились часы с боем, каждый час отбивался звоном курантов.

 

Ищите женщину (cherchez la femme) — указывает на то, что причиной всякого события и виновницей всякого обстоятельства является женщина. Крылатым выражением оно стало благодаря роману А. Дюма.

Кисейная барышня — изнеженный, не приспособленный к жизни человек.

Класть зубы на полку– испытывать особую нужду, ограничивать себя в самом необходимом, голодать. По аналогии, если кушать нечего, то и вставные зубы не нужны.

Кровь с молоком — о румяном, здоровом человеке. Выражение из русского фольклора, где соединились народные представления о красоте цвета: красного как кровь и белого как молоко.

Поперёд батьки в пекло лезть – о ненужной поспешности в каком-либо опасном или сложном,  требующем опыта деле, которое лучше не делать самому. Дай возможность более опытному человеку справиться с таким делом. (т. е. не следует лезть в ад, пекло – раньше родителей).

 

 

Рефлексия:

Выберите правильное значение фразеологизма:

1. Что означает фразеологизм «Сизифов труд»?

 А. лень

 Б. тяжёлая и бессмысленная работа

 В. лёгкая работа, не требующая больших усилий

 

2. Что означает фразеологизм "Троянский конь"?

 A. желанный подарок

 Б. вещь, поразившая воображение

 B. подарок с подвохом

  

3. Что означает фразеологизм "ни кола ни двора"?

A. успех в каком-либо деле

Б. нечто неопределённое, ни то ни сё

B. отсутствие имущества

 

4. Что означает фразеологизм "Танталовы муки"?

A. осознание бессилия, невозможности достичь желаемого

Б. муки от боли

В. сострадание к обездоленным

 

5. Что означает фразеологизм "между Сциллой и Харибдой"?

A. безвыходное положение

Б. то же, что погнаться за двумя зайцами

B. заманчивое предложение с одной и с другой стороны

 

6. Что означает фразеологизм "плыть по течению"?

А. ложно обещать что-либо

Б. покоряться судьбе, не прилагая усилий

В. возвращаться в исходное положение

 

7. Что означает фразеологизм "Ахиллесова пята"?

А. один из талантов человека

Б. сильно выраженное качество характера

В. уязвимое место

 

8. Что означает фразеологизм "закинуть удочку"?

A. начать рыбалку

Б. бросить работу

B. разведать информацию 

 

9. Что означает фразеологизм "держать камень за пазухой"?

A. испытывать неудобства 

Б. быть готовым к нападению со стороны кого-либо

B. таить обиду, злобу на кого-либо 

 

10. Что означает фразеологизм "яблоко раздора"?

A. повод к ссоре, к конфликту

Б. предмет, привлекательный для нескольких человек

B. то, что помогает избежать конфликта


Итак:

 

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора. Авторство не имеет никакого значения. Эти «изюминки» прочно вошли в наш язык, и воспринимаются как естественный элемент речи, идущий от народа, из глубины веков.


 

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

Тема: фразеология и фразеологизмы в русском языке

Тема: фразеология и фразеологизмы в русском языке

На доске запись: Взять свои книги обратно

На доске запись: Взять свои книги обратно

Учитель: далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские

Учитель: далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские

Подберите к фразеологизмам синонимы и антонимы

Подберите к фразеологизмам синонимы и антонимы

Ищите женщину (cherchez la femme) — указывает на то, что причиной всякого события и виновницей всякого обстоятельства является женщина

Ищите женщину (cherchez la femme) — указывает на то, что причиной всякого события и виновницей всякого обстоятельства является женщина

Что означает фразеологизм " закинуть удочку "?

Что означает фразеологизм " закинуть удочку "?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2022