Урок русского языка
Оценка 5

Урок русского языка

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—10 кл
28.06.2022
Урок русского языка
начальная школа
Правописание с двумя корнями.docx

Тема урока: «Правописание слов с двумя корнями»

 

                                                           Учитель: Субботина С.А.

Пояснительная записка.                                                                                              

Урок   разработан  для учащихся для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе « Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Урок построен в соответствии с динамикой  внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание  усталости учащихся .  На уроке   отрабатывается умение находить , составлять и правильно писать слова с двумя корнями.

 

Тип урока: освоение новых знаний.

Форма урока: урок – исследование.

Дидактическая цель: Создать условие для изучения блока новой учебной информации, её закрепления средствами технологии проблемного обучения.

Цели по содержанию:

образовательная:

           -  способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” и введения его в систему знаний;

развивающая:

          - развивать познавательную активность,

- развивать память, мышление и речь,

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

воспитательная: дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.

 

Методы обучения:

                                   - Метод проблемного изложения.

- По источнику информации:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные.

-По уровню познавательной деятельности:

  • частично-поисковые;
  • объяснительно-иллюстративные.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, парная (постоянного и сменного состава), групповая.

Средства: Учебник “Русский язык” 3 класс.                                                                                   Оборудование:

  • маркеры;
  • клей-карандаши.

Демонстрационный материал:

  • электронное письмо от Афанасия;
  • карточки со словами для исследования;
  • карточки со словами для первичного закрепления.

Карточки для индивидуальной работы:

  • рабочие листы с планом работы для выполнения задания от Афанасия;
  • группа слов для первичного закрепления;
  • задания и планы работы для групповой работы.

ТСО: \, проектор\

           Презентация.

 

Планируемый результат.

В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «сложные слова», способом образования сложных слов – «сложением», будут учиться находить и выделять корни в группе сложных слов.

 

 

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Эмоциональный настрой на урок

 

2 минуты

Педагог нацеливает на успех.

- Ребята, у меня сегодня настроение немного волнительное, радостное, от того, что у нас на уроке присутствуют уважаемые учителя ,  вы, конечно, знаете, а для любого учителя очень важно, когда  ученики радуют   своими успехами.

И я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, и мы доставим нашим гостям минуты радости от общения с нами, а я буду гордиться вашими успехами на уроке. Желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обознчу солнышком и тучкой

 

Проверяют готовность к уроку.

2.Самоопределение к деятельности

 

2 минуты

Учитель ведет диалог, подготавливающий к деятельности.

– Итак, начинаем. Посмотрите, что необычного вы заметили  у меня              в руках ?

- Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке?

 

 

 

- Какими должны быть исследователи?

 

 

 

 

 

 

 

 - Лупа будет постоянно нам об этом напоминать.

 

- Итак, уважаемые мои исследователи начинаем наше первое исследование – открытие нового знания.

 

   -  Но нашим гостям также будет предложено исследовательское задание, они должны будут внимательно наблюдать за нашей работой и подобрать слова, которые характеризуют исследователей по нашей новой теме урока.

Ученики отвечают на вопросы.

 

- Лупа.

 

 

-Мы будем исследователями.

 

 

 

 

Исследователи должны быть внимательными, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными….

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности  

 

4 минут

Письмо детям от Афанасия.

Слайд 1

- Афанасий прислал Вам письмо. Кто желает его прочитать?

Здравствуйте, дорогие ребята!

На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам!

Ваш Афанасий.

-Давайте, посмотрим, что еще

лежит в конвертах?

Задание:

1.     Возьмите рабочий лист №1.

2.     Прочитайте слова.

3.     Выделите маркером корень в словах.

листок

дерево

листопад

(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)

 

 

 

 

 

- Что вы заметили?

 

 

- Почему возникло затруднение?

 

 

 

 

Дети читают письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика.

 

 

 

 

Ученики работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

- В слове листопад количество корней выделено по-разному.

- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.

 

4.Построение проекта выхода из затруднения

 

3 минут

1. Постановка проблемного вопроса.

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове листопад? (карточка со словом листопад)

 

- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.

- Что значит слово листопад?

 

Если затрудняетесь выделить корни, как вы думаете, что нужно сделать?

 

 

 

 Сколько корней в слове листопад? Выделим корни.

 

 

 

В чем особенность данного слова?



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь-Ожегова

 

 

 

Нужно подобрать однокоренные родственные слова:. Во всех этих словах общая часть – корень -

 

 

 

 

В слове листопад два корня.

Ученики выделяют корни.

 

 

Это слово имеет два корня

5.Открытие нового знания

 

3 минуты

1. Введение нового понятия.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?

 

 

 

 -Проверим наши предположения.

 

 

Слайд

Сложные слова.

-  Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

 

 

2.Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока.

 

 

 

- Какие цели мы перед собой поставим по теме урока?

 

 

 

 

Определение сложных слов

 Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение.

.

 

 

 

- Мы с вами правильно дали определение сложным словам? УМНИЧКИ!!!

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске варианты детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потому что слова образовались от сложения корней.

 

 

 

 

 

Ученики самостоятельно формулируют тему и цели урока.Слова с двумя корнями

 

1. Научиться отличать сложные слова от других слов.

2.Учиться выделять корень в однокоренных словах.

 

 

 

 

Дают определение сложным словам.

6. Первичное закрепление учебного материала

 

8минут

1.Работа в тетради.

2. Минутка чистописания. СЛАЙД. аоеия                                                        кривой, прямой                                            - Для чего проводим минутку чистописания?                       

 

 

 

Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? –

--Что общего у этих букв?               

 

 

Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов?                                

 

 

 

- Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

 

 

РЕФЛЕКСИЯ: Что будем контролировать?

 

 

 

 

3. Игра: «Найди сложные слова».

- Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова», но сначала разделимся на группы.                                                                 

– Поднимите руки у кого на столе квадратики жёлтого цвета, красного, синие.

 - Посмотрите внимательно по сторонам и найдите сложные слова, на карточках размещённые по классу и будем записывать  эти слова.(докажите, что это сложные слова, выберите представителя в вашей группе, который сможет доказать правильность вашего ответа)

 

  • Травинка,  водолаз ,цветовод, класс,  цветовод, пароход пылесос, сказка, самокат, дружба, водолаз, знания, пешеход.

-Как называются слова, у которых два корня?  

- Как образуются сложные слова?

 

 

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корни в сложных словах?

 

 

- Как вы думаете, будут называться гласные , которые соединяют   корни в сложных словах?

_ Заметили    ли   вы  какие это гласные?

 

4.Работа на игровизоре. Взаимопроверка.( парами) Карточка №2

- Посмотрите на карточку в игровизоре. Попробуйте, самостоятельно сформулировать задание.

 

 

ЛИСТОПАД, ЛИСТЬЯ, ПАДАЮТ

ВОДА, ПАДАЕТ, ВОДОПАД

ПАР, ПАРОХОД, ХОДИТЬ

САДОВОД, САД, РАЗВОДИТ

МЫШЬ, ЛОВИТ, МЫШЕЛОВКА

 

Учитель благодарит за работу.

 

Ученики записывают число и классная работа.

 

Правильность написания букв и их соединений

 

Буквы гласные, они могут быть в слове безударными.

 

 

Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос , обозначают признак предмета.

 

Да. Они связаны одной орфограммой- безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

 

 

Будем сравнивать свою запись с образцом учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

соединительные

 

 

 

 

 

 

Сложные слова

 

Слова образуются сложением двух корней

 

Подобрать родственные слова

 

 

 

соединительные

 

Да. Это о,е

 

 

 

 

 

 Найти сложные слова и обозначить корни.

 

 

 

 

 

 

Выполняют самопроверку

7.Самостоя

тельная работа

 

10 минут

1.Самостоятельная работа в группах.

 

(На протяжении все групповой работы звучит тихая музыка.)

- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы.

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак).

Инструкция для капитана группы:

 

- Внимание, группы! Вам нужно:

Слайд

План работы в группе:

1.     Взять пакет с заданием для группы.

2.     Прочитать задание.

3.     Выполнить задание на рабочем листе.

4.     Подготовить отчёт по плану.

5.     Представить отчёт группы.

6.     Капитану поднять сигнал об окончании работы.

 

Задания для групп.

 

Группа №1.

Вам даны пазлы.

Задание:

1.     Соберите картину из пазлов.

2.     Возьмите клей-карандаш.

3.     Приклейте на картон собранную картину.

4.     Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова.

5.     Устно приготовьте отчёт по плану.

6.     Вывесите результат работы на доску.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа составила картину из пазлов.

2. На картине изображены предметы:

__________________,

_________________,

__________________.

3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________.

Слова: пчеловод, рыболов, трубочист.

 

 

 

 

 

 

 

Группа №2.

Вам даны «точечные» рисунки.

Задание:

1.     Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:

o    лист № 1 – синим маркером;

o    лист № 2 – красным маркером;

o    лист № 3 – зелёным маркером.

2.     Назовите предметы, которые у вас получились.

3.     Устно приготовьте отчёт по плану.

4.     Вывесите результат работы на доску.

Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.

 

 

План отчёта группы №2.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.

2. На картинке изображены предметы.

Это (прочитать слова):

__________________,

__________________,

__________________.

2.     Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

 

Группа №3.

Вам даны карточки с корнями слов.

Задание:

1.     Составьте сложные слова с данными корнями.

2.     Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.

3.     Назовите слова, которые у вас получились. Найдите их значение в толковом словаре.

4.     Устно приготовьте отчёт по плану.

5.     Вывесите результат работы на доску.

Карточки с корнями слов:

-нос-

-пряд-

-шелк-

-нос-

-утк-

-рог-

План отчёта группы №3.

1. Наша группа составила слова с данными корнями.

Это (прочитать слова):

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Слова: носорог, шелкопряд, утконос.

Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк.

Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа.

 

- Выслушаем отчёт каждой группы.

 

2. Разноуровневые задания.

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.

 

Слайды.

I уровень( красный)

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить основу, корень.

Скал:лаз, камн:пад, вод:лаз, скор..ходы, мор:ход.

 

 

II уровень( жёлтый)

Составьте и запишите сложные слова с основой: пар, снег, лист, лес.

 

 

III уровень( зелёный)

Придумать по два слова с соединительными гласными о, е. Составить и записать предложения с этими словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают капитана группы. Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают в группах, составляют отчет и готовятся к защите своей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Энциклопедии о животных

 

Отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом.зад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельно выбирают себе задания по своему выбору и уровню полготовки.

 

 

( напечатаны на листах по цвету)

 

 

 

 

Работают самостоятельно

 

 

 

 

 

 

.

 

8.Подведение итога урока

 

2 минуты

-Ребята, вот мы и раскрыли еще одну тайну русского языка. Какую же тайну?

С какими словами мы сегодня познакомились на уроке. Что это за слова?

Чему вы научились?

Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

 

 

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Рефлексия деятельности

 

2 минуты

1. Домовенок Афанасий прислал нам еще и волшебный поднос с разноуровневым дом. Зад .выберите тот кленовый листок по  цвету,  с которым вы думаете, что справитесь.

 

2.- Какую задачу мы поставили в начале урока?

-Мы ее решили?

– Были  у нас  затруднения?
– Смогли ли мы их преодолеть?

- Как вы считаете, мы справились с задачей урока?

- Кто сегодня был сильным звеном в нашей исследовательской работе?

Рефлексия.                                   Зелёный: если вы считаете , что урок прошёл для вас плодотворно и с пользой.  Жёлтый если вы считаете, что научились находить слова с  двумя корнями, но вам ещё нужна помощь.                               Красный если вы считаете, что было трудно на уроке.

 

 

Учитесь! Дерзайте! Узнавайте! Открывайте!

И жизнь откроет для вас свои тайны. Удачи вам. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами и мое настроение в конце урока .   Что мне оставить на доске солнышко или тучку?                     

 На кленовых листочках.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

.

.Наши гости работали тоже по нашей теме урока и должны охарактеризовать нашу работу и нас сложными словами, которые они придумали.

 

 


 

Тема урока: «Правописание слов с двумя корнями»

Тема урока: «Правописание слов с двумя корнями»

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

Лупа будет постоянно нам об этом напоминать

Лупа будет постоянно нам об этом напоминать

Задание: 1. Возьмите рабочий лист №1

Задание: 1. Возьмите рабочий лист №1

Построение проекта выхода из затруднения 3 минут 1

Построение проекта выхода из затруднения 3 минут 1

Введение нового понятия. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? -Проверим наши предположения

Введение нового понятия. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? -Проверим наши предположения

Определение сложных слов Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение

Определение сложных слов Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение

Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?

Травинка, водолаз ,цветовод, класс, цветовод, пароход пылесос, сказка, самокат, дружба, водолаз, знания, пешеход

Травинка, водолаз ,цветовод, класс, цветовод, пароход пылесос, сказка, самокат, дружба, водолаз, знания, пешеход

ЛИСТОПАД, ЛИСТЬЯ, ПАДАЮТ ВОДА,

ЛИСТОПАД, ЛИСТЬЯ, ПАДАЮТ ВОДА,

Самостоя тельная работа 10 минут 1

Самостоя тельная работа 10 минут 1

Устно приготовьте отчёт по плану

Устно приготовьте отчёт по плану

План отчёта группы №2. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа

План отчёта группы №2. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа

Слова: носорог, шелкопряд, утконос

Слова: носорог, шелкопряд, утконос

III уровень( зелёный) Придумать по два слова с соединительными гласными о, е

III уровень( зелёный) Придумать по два слова с соединительными гласными о, е

Ученики отвечают на вопросы. 10

Ученики отвечают на вопросы. 10

Наши гости работали тоже по нашей теме урока и должны охарактеризовать нашу работу и нас сложными словами, которые они придумали

Наши гости работали тоже по нашей теме урока и должны охарактеризовать нашу работу и нас сложными словами, которые они придумали
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022