Использование инновационных технологий на занятиях по развитию речи дошкольников.
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то он в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребенка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.
Не овладев элементарной разговорной речью, ребенок начинает отставать в развитии от сверстников, если запустить наиболее благоприятный период для корректировки и исправления разных дефектов речи у ребенка, то у нее может возникнуть заторможенность в мышлении, задержка умственного и психического развития. Исследуя данную проблему, я пришла к выводу, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мной в работе используются разнообразные инновационные технологии, способствующие формированию и совершенствованию речи детей.
Инновационные методы воздействия в деятельности воспитателя по развитию речи детей являются перспективным средством работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной работы инновационные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Руководствуясь требованиями Государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения, в своей работе использую следующие виды занятий по формированию связной речи; словарного запаса, грамматического строя; произношения. Количество занятий, реализующих коррекционно- развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. Эта задача неразрывно связана с решением комплекса задач по развитию неречевых и речевых психических функций, что обеспечивает достаточно высокую эффективность коррекции имеющихся недостатков становления. Этому способствует предметно – развивающая среда и комплекс медико – психологического воздействия. При формировании лексико – грамматических средств языка приоритетными задачами являются: расширение запаса конкретных представлений, развитие активного и пассивного словаря, формирование обобщающих понятий, навыков понимания и употребления словоизменительных форм, словообразовательных моделей, а также умение употреблять различные типы синтаксических структур.
Вовлечение детей в игровую деятельность помогает нам активизировать речевое развитие детей. Я на занятиях по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходить становление культуры речи и общения: формируется интонационно – динамическая выразительность речи, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятными другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребенка.
Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестает быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, я внимательно слежу за настроением ребенка, выявляю и учитываю его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.
С учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста, освоение, закрепление, обогащение и обобщение речевого материала осуществляется в игровой форме с опорой на разнообразную наглядность, что я и пытаюсь показать на своих занятиях. У меня есть помощник – пальчиковые игры, т.е. энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Например, упражнение «Капустка», «Зайка», «Коза», «Замок», «Домик», «Шарик».
Использование разнообразных методов, наглядности, позволяет мне расширять речевые возможности поддерживать на занятиях высокий темп работы не вызывая у детей утомления и не надоедая им. В основе использования лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т.е. ощутимому присутствию того, о чем говорим.
На занятиях по развитию речи, уже в первом полугодии средней группы, изучалась тема «Времена года», где развивался пассивный словарь детей посредством загадывания загадок, мною было использовано ТСО, такие как показ слайдов детям на занятии по развитию речи на тему «Когда это бывает?» ( Весной, летом, зимой, осенью). Велась работа с картинками с изображением характерных, для определенного времени суток действий. (Утро, день, вечер, ночь).
Кроме занятий в повседневной деятельности детей использовались такие неординарные методы и приемы по различению детьми свистящих, сонорных и шипящих звуков как рисование цветных пятен, игра «Нарисуй звук», на развитие дифференциации свистящих и шипящих слогов, а также игры «Выбери нужное слово», «Кто где стоит». Закончите предложение:
Гусь вышагивает медленно, а воробей прыгает … (шустро).
Пух летит … (легко), а камень падает … (тяжело).
В деревне … (тихо), а в городе … (шумно).
Заяц убегает … (трусливо), а лев сражается … (отважно).
В качестве инновационных методов и приемов работы мною была введена система занятий по «Три – педагогики», «Хорошо – плохо», «Путаница», «Перевертыши», «Придумай конец любимой сказки на свой лад» и другие.
В своей работе, как метод инновационных технологий использую и тренажер речевой активизации. При работе ребенок может увидеть не только слово, но взять его в руки подержать на ладошке, составить с ним предложение. Слово соотносится с предметной картинкой - ребенок берет ее в руки и строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение где для каждого слова есть свое место. Предложение становится для ребенка зримым, он может его изменить может анализировать то, что предстоит сказать. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, т.е. развивается связная речь. Дает возможность многократно повторять и закреплять материал практически, усваивать элементарные закономерности языка.
Таким образом, использование инновационных технологий на занятиях по развитию речи, позволяет улучшить качество усвоения детьми, как звуковой речевой культуры, так и грамматическую и фонематическую лексику русской речи. А тем самым избежать трудностей в дальнейшем психологическом развитии ребенка в становлении его как личности с самых ранних лет жизни. Использование этих форм работы позволяет организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном обьеме.
Литература
1.Государтсвенный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения от 23.08.2012г.
2.Васильева Л.А. «Подари мне улыбку», Санкт – Петербург, 1998.
3.Кухарчук О.И. «Научите меня говорить правильно», Санкт – Петербург, 2001.
4.Ткаченко Т.А. «Формирование связной речи», 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.