Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении сегодня наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Поэтому перед нами, педагогами-музыкантами, стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому, нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это: • коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение (имеется ввиду, работа над ощущением формы, развитие двигательной координации, развитие чувства ритма); • координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции ; • пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы, которые способствуют развитию мышечного аппарата и мелкой моторики; • «хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов»и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации; • ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии, при этом текст не поётся, а ритмично декламируется, что, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Ведь до тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь; • игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно сле-дующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты-традиционные и самодельные. Так например, игра «Послушай себя» позволяет детям ощутить радость открытия многообразия звуков, которые можно воспроизвести с помощью собственного тела (голосом, руками, ногами, губами); • элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми я считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Общение детей с музыкальными инструментами развивает музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов: -удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения; -дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность; -дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой. Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую возможности участвовать детям в конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Иконка файла материала использование инновационных технологий.docx

А.Л.Кочеткова

село Тагай Майнский район

Тагайский детский сад «Аленушка»

музыкальный руководитель

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении сегодня наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Поэтому перед нами, педагогами-музыкантами, стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому, нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:

·        коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение (имеется ввиду, работа над ощущением формы, развитие двигательной координации, развитие чувства ритма);

·        координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции ;

·        пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы, которые способствуют развитию мышечного аппарата и мелкой моторики;

·        «хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов»и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации;

·        ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии, при этом текст не поётся, а ритмично декламируется, что, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Ведь до тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь;

·        игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно сле-дующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты-традиционные и самодельные. Так например, игра «Послушай себя» позволяет детям ощутить радость открытия многообразия звуков, которые можно воспроизвести с помощью собственного тела (голосом, руками, ногами, губами);

·        элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми я считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с музыкальными инструментами развивает музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

-удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

-дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

-дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую возможности участвовать детям в конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое  мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Список источников:

1.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.-256 с.

2.Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа.- М.-Л.,1970г.-372с.

3.Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

4.Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г. – 72 с.

5.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.