А.Л.Кочеткова
село Тагай Майнский район
Тагайский детский сад «Аленушка»
музыкальный руководитель
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении сегодня наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Поэтому перед нами, педагогами-музыкантами, стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому, нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это:
· коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение (имеется ввиду, работа над ощущением формы, развитие двигательной координации, развитие чувства ритма);
· координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции ;
· пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы, которые способствуют развитию мышечного аппарата и мелкой моторики;
· «хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов»и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации;
· ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии, при этом текст не поётся, а ритмично декламируется, что, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Ведь до тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь;
· игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно сле-дующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты-традиционные и самодельные. Так например, игра «Послушай себя» позволяет детям ощутить радость открытия многообразия звуков, которые можно воспроизвести с помощью собственного тела (голосом, руками, ногами, губами);
· элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми я считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с музыкальными инструментами развивает музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
-удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
-дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
-дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую возможности участвовать детям в конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.
Список источников:
1.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.-256 с.
2.Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа.- М.-Л.,1970г.-372с.
3.Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
4.Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г. – 72 с.
5.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.