«Использование инновационных технологий
в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
подготовила:
Сайтиева Е.Я.
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Причин великое множество, но значимая причина проблем с речью - отсутствие общения в семье. Родителям некогда говорить с собственными детьми! Многим проще купить планшет или включить ребенку мультфильмы, чем спросить, как прошел день.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Технология проектирования являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а значит стать эффективным средством речевого развития дошкольников. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? Что мы узнали?
Темы проектов по развитию речи детей в ДОУ: «По дорогам сказок»
«Говорушки», «Юный риторик».
Технология портфолио. В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создает вместе с родителями или воспитателями. В ней он выражает свои интересы, желания, мечты. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Информационно – коммуникационные технологии подразумевают использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
*на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
*обеспечивает наглядность;
*привлекает большое количество дидактического материала;
*способствует повышению качества образования
Направления использования ИКТ в развитии речи обучающихся: презентации; обучающее видеоролики; фрагменты сказок, мультфильмов и т.д; иллюстративный материал; аудиозаписи; интерактивные дидактические игры.
Мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Данная технологи включает в себя использование мнемотаблиц - схем служащим дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Они учатся составлению творческих рассказов, пересказу художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, отгадыванию и загадыванию загадок, заучиванию стихов. На мнемокарточках изображены живые объекты, предметы, явления, а также символы. Символы максимально приближены к речевому материалу
Технология синквейна
Одним из видов моделирования является синквейн- происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи.
Схема составления синквейна следующая:
1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово.
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие предмета;
4 строчка – предложение, показывающее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями на определенную тему, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
Здоровьесберегающие технологии
Артикуляционная гимнастика - направленна на развитие органов речи, помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения;
Пальчиковые игры - инсценировка стихов и потешек, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр» способствуют развитию мелкой моторики и стимулируют развитие речевых центров;
Логоритмика - метод развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. В логопедическую гимнастику включаются упражнения для языка и губ.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.