Использование интеллектуальных карт на логопедических занятиях в ДОУ

  • docx
  • 11.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование интеллектуальных карт на логопедических занятиях в ДОУ.docx

Использование интеллектуальных карт на логопедических занятиях в ДОУ

 

            Современная ситуация в мире и в стране характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Росстата, министерства здравоохранения Российской Федерации ежегодно отмечается рост числа детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности.

            Особенности в развитии детей с нарушениями речи требуют от педагога специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социальной среды. Проблемы в обучении детей с речевыми нарушениями, а также высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного образования. Одним из эффективных методов, облегчающих, систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний, развивающих как творческие, так и речевые способности детей, является использование интеллектуальных карт.

            Интеллектуальные карты («mind maps», «mind» - «ум»,«maps» - «карта») - разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга.

Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников.

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:

- развивать психические функции (внимание, память, мышление);

- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;

- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развивать воображение и творческую активность;

- формировать преемственность между детским садом и школой;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Интеллектуальные карты имеют свои свойства:

·- наглядность (в интеллектуальной карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);

·- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);

·- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);

·- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации);

·- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

·- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Интеллектуальная карта составляется следующим образом:

1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

            Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

            Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

            В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

- педагог (он может составить интеллектуальную карту по теме занятия, при этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ);

- педагог в совместном взаимодействии с обучающимися (как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы, как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности);

- дети вместе с родителями (в качестве домашнего задания - это поможет привлечь родителей к образовательному процессу и сформировать у детей умение в процессе учебы в школе находить эффективные способы для усваивания учебного материала).

Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллектуальных карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.

            В своей педагогической практике я использую метод интеллектуальных карт:

- при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация);

- при работе по развитию лексики (расширение объема и активизация словаря, уточнение значений слов, организация семантических полей);

- при формировании грамматических категорий (составление карт по изученному грамматическому материалу с целью его практического усвоения и запоминания);

- при работе по развитию связной речи (мыслительная карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста);

- как представление результатов проектной деятельности;

- в качестве домашнего задания (составление мини-карты вместе с родителями).