Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики"
Оценка 4.8

Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики"

Оценка 4.8
docx
СCУЗ, ВУЗ
08.08.2022
Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики"
В данной статье раскрывается понятие интерактивных методов обучения и приводятся примеры по использованию данных методов в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики" в медицинском колледже.
Интерактивные методы.docx

Статья «Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики»

 

 

Подготовила:

Преподаватель Лапшина Юлия Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные ФГОС СПО требует от учебного учреждения широко использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном образовательном учреждении. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания студентами. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения [1].

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

·  пробуждение у обучающихся интереса;

·  эффективное усвоение учебного материала;

·  самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

·  установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

·  формирование у обучающихся мнения и отношения;

·  формирование жизненных и профессиональных навыков;

·  выход на уровень осознанной компетентности студента [1].

 

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении. Задачей преподавателя становится создание условий для студенческой инициативы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

·                         Круглый стол (дискуссия, дебаты)

·                         Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

·                         Деловые и ролевые игры

·                         Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

·                         Мастер класс [1].

 

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в процессе обучения студентов.

 

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие – не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению [2].

Различные виды активных и интерактивных методов обучения с успехом можно использовать в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики».  

Лекцию по теме «Этические проблемы в медицине», где разбираются основные проблемы биоэтики, студентам читаю с применением такого активного метода обучения, как проблемная лекция. На этой лекции новые знания относительно репродуктивных технологий, проблемы абортов, контрацепции, проблем, касающихся смерти и умирания людей, вводятся через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Лекция не просто автоматически записывается под диктовку преподавателя, на  проблемной лекции студент находится в социально активной позиции, он  высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории.

При чтении темы «Невербальная коммуникация» я применяю лекцию-визуализацию. Ее применение связано, с одной стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием принципа наглядности. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм. Я использую слайды и видеоролики (либо отрывки из передач, фильмов).  Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания.

На семинарском занятии по теме «Профессиональная этика в деятельности медицинской сестры» провожу ролевую игру «Угадай тип медсестры», в которой студенты должны за 10 минут придумать небольшой сценарий, и затем действовать в рамках выбранных ими ролей. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа. С одной стороны, игры повышают мотивацию студентов к обучению, а так же способствуют переводу пассивных знаний в умения, предоставляют широкие возможности для творчества; с другой стороны, они формируют необходимые в социальном партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества. Кроме того, правила игры, являясь способом передачи и усвоения социального опыта, требуют от студентов выполнения определенных нравственно-этических нормативов партнерского общения, взаимодействия и поведения.

Также ролевую игру применяю на практическом занятии по теме «Речевой этикет», где студенты также применяют теоретические знания на практике, придерживаясь выбранной роли (игра «Уверенный, неуверенный, агрессивный тип»).

Еще одним часто применяемым активным методом обучения является групповая дискуссия, позволяющая сопоставить противоположные позиции, рассмотреть проблему с разных сторон, способствует развитию умения слушать, адекватно воспринимать, анализировать альтернативные пути решения проблем. Данный метод достаточно успешно применяется на семинарском занятии по теме «Этические проблемы в медицине», когда мы разбираем проблемы эвтаназии, принудительной стерилизации, искусственного аборта и пр.

 

  Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

                                                                                                 Китайская пословица.

 

  В этой пословице отражена основная идея интерактивных методов обучения: как сделать ученика активным субъектом образовательного процесса. Ведь главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнёра – помощника.

 

Эффективность интерактивного обучения:

1.        интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

2.        повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

3.        обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей  через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;

4.        изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности [3].

 

Почему стоит сказать «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:

1.                      Высокую мотивацию.

2.                      Прочность знаний.

3.                      Творчество и фантазию.

4.                      Коммуникабельность.

5.                      Активная жизненная позицию.

6.                      Командный дух.

7.                      Ценность индивидуальности.

8.                      Свободу самовыражения.

9.                      Акцент на деятельность.

10.                  Взаимоуважение.

11.                  Демократизм

 

Существует огромное количество активных и интерактивных методов, которые я еще не опробовала. В планах провести занятия с использованием таких методов, как «лекция вдвоем», «лекция – пресс-конференция», «семинар-шоу», «семинар-реклама». Я считаю, что в педагогическом процессе и в частности при изучении основ профессиональной этики,  следует максимально использовать активные, интерактивные  развивающие методы.

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 

1.        https://si-sv.com/Posobiya/ped_tekh/interaktivnye_aktivnye_passivnye.pdf (дата обращения 04.08.2022)

2.        https://pandia.ru/text/78/146/28109.php (дата обращения 05.08.2022)

3.        https://helpiks.org/8-9329.html (дата обращения 04.08.2022)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья «Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики»

Статья «Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «Основы профессиональной этики»

Современные ФГОС СПО требует от учебного учреждения широко использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков…

Современные ФГОС СПО требует от учебного учреждения широко использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков…

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в процессе обучения студентов

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в процессе обучения студентов

Данный метод достаточно успешно применяется на семинарском занятии по теме «Этические проблемы в медицине», когда мы разбираем проблемы эвтаназии, принудительной стерилизации, искусственного аборта и пр

Данный метод достаточно успешно применяется на семинарском занятии по теме «Этические проблемы в медицине», когда мы разбираем проблемы эвтаназии, принудительной стерилизации, искусственного аборта и пр

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2022