Использование интерактивных плакатов в работе с детьми, обучающимися на дому
Современные ученые и педагоги – Короткова Н.А., Михайленко Н.Я и др. – считают, что возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую развивающую деятельность через применение «интерактивной среды», т.е. через «взаимодействие».
Активизировать работу ребенка на уроке, направить на развитие его коммуникативные навыки нам помогаю активные средства и методы обучения, современные, яркие, звучащие, интересные ребенку–интерактивные плакаты.
Интерактивные развивающие плакаты – это средство предоставления информации по определенной тематике, способные активно и разнообразно реагировать на действия пользователя, «взаимодействовать». Они обеспечивают высокий уровень наглядности учебного процесса.
Я.А.Каменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал его «золотым правилом». К.Д.Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок «…мыслит формами, красками, звуками».
Интерактивный плакат - это дидактическое пособие нового поколения, пособие, отражающее необходимую информацию через: графику, текст и звук. Плакаты имеют интерактивные элементы: картинки, карточки, иллюстрации, озвученные тексты, ответы робота на вопросы, музыкальные вставки-поощрения, звуковые имитации. Их интерактивность обеспечивается за счет использования различных ссылок, сенсорных кнопок, текстового или цифрового ввода и т. д.
Для детей-инвалидов, с умеренной и глубокой степенью интеллектуального недоразвития, обучающихся на дому, интерактивные плакаты - уникальное средство, позволяющее наиболее эффективно оптимизировать проведение уроков.
Плакаты привлекают внимание обучаемого, заинтересовывают его и вовлекают в активную познавательную деятельность, обеспечивая действенное восприятия материала, стимулируют самостоятельное развитие личности. Они позволяют ученику быть не пассивным слушателем, а активным участником обучающего процесса. С ним обучаемый быстрее усваивает новый материал и закрепляет пройденный, а учитель получает возможность структурировать больший объем информации в удобной для понимания форме. С помощью интерактивного плаката ребенок сам, в игровой форме, может получить новые знания, а затем закрепить их в ходе игры и даже пройти небольшой экзамен. Работа с интерактивными плакатами позволяет нам перейти к более эффективным способам учебной деятельности и формам ее организации, повышающим социализацию и адаптацию ребенка в обществе. В ходе работы ребенка с интерактивными развивающими плакатами планирую постепенное включение его в работу на компьютере, создавая для него авторские интерактивные мультимедийные электронные плакаты по темам предметов средствами Power Point.
Значение интерактивных плакатов для ученика, обучающегося на дому:
1. Обеспечивают занимательную комфортную для ребенка форму познания, экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения, что повышает его мотивацию к обучению.
2. У ребенка появляется возможность освоить функционирование и возможности плакатов для освоения или закрепления знаний по предметам.
3. Ребенок учится говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику плаката и правильно и красиво произнесенную речь.
4. Во время занятий с использованием интерактивных плакатов исчезает негативизм, связанный с необходимостью обучения по книге или карточке. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
5. В игровой форме получая знания дети меньше утомляются, дольше с
охраняют работоспособность.
6. Глядя на плакат, ребенок сам и сразу слышит результат своей работы.
7. У каждого ребенка всегда имеется возможность изменить неправильный
ответ или получить помощь плаката.
8.Происходит развитие мелкой моторики и координации движений ребенка.
9. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением или изучением таблиц сложения или умножения. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.
10. В лице «интерактивного плаката» ребенок с дефицитом общения получает возможность общаться, хотя бы частично.
Рассмотрим приемы использования интерактивного плаката на примере «Весёлого зоопарка». Нажимая на сенсорные кнопки, ребенок увидит их, услышит названия, голос, узнает, какую пользу они приносят человеку. На плакате 3 режима:
1. «Звуки» Нажимая кнопку возле животного, ребенок услышит издаваемый им звук и смо- его повторить. Подражая голосам животных, он развивает фонематический слух и артикуляционный аппарат.
2. «Пояснение»- «i» Нажимая кнопки, ребенок слышит название животного и короткий рассказ о нем.
3. «Экзамен»- «?», где ребенок самостоятельно проверяет полученные знания: отгадывает загадки, узнаёт животное по голосу, отвечает на вопросы. Если ответил правильно, плакат скажет «молодец», если ответ неверный – предложит попробовать еще раз.
Использование интерактивного обучающего плаката
«Лесные животные»
Тема урока: «Животные леса»
Цель: Ознакомление с лесными животными.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с животными нашего леса;
2. Познакомить с особенностями проживания
животных в лесу;
3. Дать представления о детенышах животных;
4. Обеспечить закрепления основных понятий
полученных во время занятия.
Развивающие:
1.Развивать внимание в процессе обучения;
2. Развивать логическое мышление;
3. Развивать память;
4. Развивать уметь делать выводы;
5. Развивать познавательный интерес через
стимулирование проявления любознательности.
Воспитательные:
1. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе;
2. Воспитание чувства сострадания к животным.
Интерактивный плакат предназначен для обеспечения высокого уровня наглядности, что очень важно для ребенка, находящегося на обучении не в классе, где множество используемых демонстрационных и раздаточных дидактических материалов, а дома, с тем материалом, который сможет принести учитель. Акцент сделан на самостоятельное обучение, когда ребенок сам определяет продолжительность и сложность занятия, а также может проверить себя. Интерактивный плакат можем использовать как на уроке преподавания нового материала, так и для повторения и закрепления ранее изученных тем.
В своей работе я использую интерактивные плакаты и считаю, что они являются отличным подспорьем на занятии, как для учителя, так и для обучаемого. Чтобы подвести детей-инвалидов, обучающихся на дому, к пользованию интернет-ресурсами, я начинаю с самых азов - учу пользоваться интерактивными плакатами. Они вовлекают ученика в интересную, активную, познавательную деятельность, позволяют учителю комплексно давать изучаемый материал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.