Управление образования администрации Волновахского района
МБОУ «Рыбинская школа»
Выступление на заседании научно-методического совета Управления образования администрации Волновахского района
Мастер-класс по теме: «Использование интерактивных технологий в начальной школе»
Сахно Татьяна Петровна
учитель начальных классов
высшая категория
учитель-методист
Волноваха
2023
СЛАЙД 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я, Сахно Татьяна Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Рыбинская школа», учитель высшей категории, звание учитель-методист. Стаж работы – 41 год.
Для меня мастер-класс - это возможность поделиться своим опытом, надеясь на то, что вы сможете представленный материал использовать в своей практике.
СЛАЙД 3 «МОЯ ПРОФЕССИЯ - УЧИТЕЛЬ»
Кем быть? Этот вопрос рано или поздно
встает перед каждым молодым человеком.
Моя профессия – учитель. И вот уже 41 год я иду по жизни с этим высоким и гордым званием – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. О работе учителя сложно и одновременно просто рассказывать. Ведь это и планы (поурочные, тематические, индивидуальные), и отчетная документация, проверка тетрадей и ежедневные домашние подготовки к урокам. С другой стороны: учитель – это творческие встречи, интересные дела, проекты, открытия малые и большие. И каждый день общение с ребятами. Я сама была ребенком, и в своих фантазиях рисовала портрет "ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ". Перед собой я видела человека доброго, понимающего, умного, мне хотелось, чтобы учитель меня любил, понимал, уважал и ценил мой даже самый маленький успех. Об этом я мечтала, такой я стремилась стать, уже став учителем.. И сейчас я много думаю о том, как помочь ребёнку в его развитии, в его физическом, умственном и духовном росте и становлении. Убеждена, все дети без исключения – талантливы. Своё собственное педагогическое кредо хочется выразить словами поэтессы Скребицкой: «Всего сильней - огонь души. Зажечь в себе его спеши!». Я уверена, что без этого «огонька» в душе не может быть хорошего Учителя, такого, который, мастерски владея своим предметом, никогда не останавливается в развитии. Может быть, именно поэтому современные образовательные технологии, повышающие интерес детей к учебе, и предполагают иной уровень отношений в школе и более качественный результат. А значит, ведут к успеху сначала в школе, а потом - в жизни.
«Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться.
СЛАЙД 4 И вот сегодня мой урок продолжается здесь, с уже повзрослевшими обучающимися – моими коллегами. И сегодня я вам говорю «Здравствуйте!».
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗКАМИ»
Станем лицом друг к другу, поздороваемся не словами, а молча - глазами.
При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
· Вспомним шуточное приветствие (сначала прочитать и рассказать действия)
"Здравствуй, друг!" - пожимают друг другу руки.
"Как ты тут?" - кладут руку на плечо партнера.
"Где ты был?" - берут партнера за ухо.
"Я скучал" - прижимают руку к сердцу.
"Ты пришел" - разводят руки в стороны.
"Хорошо!" пожимают друг другу руки, но можно, и обняться, ведь мы давно не виделись.
(Читаю, повторяют движения).
СЛАЙД 5 Проблема, над которой я работаю: «Использование интерактивных технологий в начальной школе».
Почему я выбрала именно эту тему?
В связи с переходом на ФГОС изменяется социальный статус ребёнка и увеличивается его потребность в самовыражении.
Современные дети значительно отличаются сейчас от учеников, которые были в недавнем прошлом. Возросла информированность детей; современные дети мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют чтение как познавательную деятельность, также для современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития.
СЛАЙДЫ 6, 7, 8 Поэтому для обучения современных детей необходимо использование современных технологий (это видно на слайдах)
СЛАЙД 9 Итак, определимся с понятием «интерактивные методы обучения».
Методы бывают:
Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, который должен усвоить и воспроизвести материал, передаваемый ему учителем.
СЛАЙД 10 Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.
СЛАЙД 11 На сегодняшний день, по моему мнению, необходимо использовать
интерактивные технологии - обучение, построенное на взаимодействии всех участников учебного процесса. Они соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как это коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, и при его реализации все учащиеся вовлекаются в процесс познания, организуется совместная деятельность, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Сегодня мы вместе будем применять интерактивные методы обучения на разных этапах урока и вы мне в этом будете помогать.
СЛАЙД 12 Для развития самооценки, и выяснения вашего эмоционального состояния используем МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД».
- Уважаемые коллеги, предлагаю на больших листочках записать свои ожидания от мастер-класса
(узнать новое, увидеть примеры, получить удовольствие от урока),
и опасения на маленьких листочках.
(задания будут слишком трудные, смогу ли я быстро сориентироваться, переживаете, уместны ли будут ваши высказывания)
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
· объяснить, что такое интерактивные методы обучения;
· видеть возможности применения интерактивных методов обучения на различных этапах уроков в начальной школе.
СЛАЙД 13 Наиболее полно представить вам понятие об интреактивных методах обучения можно, используя МЕТОД «КЛАСТЕР» (объяснение по слайду)
СЛАЙД 14 Звуки речи – самый первый кластер, который составляем в 1 классе. Имея этот кластер перед глазами, мы видим полную картину характеристики звуков речи в русском языке. (Объяснение по слайду: В русском языке звуки делятся………..)
СЛАЙД 15 Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», можно предложить детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.
СЛАЙД 16 Мы достаточно потрудились, не стоит забывать о восстанавливающей силе РЕЛАКСАЦИИ на уроке. Она поможет нам весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
УПРАЖНЕНИЕ называется "ЧЕТЫРЕ СТИХИИ". Это земля, вода, воздух, огонь.
Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.
Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, одновременно делая глубокий вдох.
Если я скажу "огонь" - вы поочередно, плавно поднимаете руки вверх, изображая пламя.
Выполняем.
- После релаксации с новыми силами за работу.
СЛАЙД 17 И вернемся к «Фруктовому саду».
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. У каждого учителя в начале какого-то пути тоже есть свои ожидания. Так и у меня, набирая детей в 1 класс, есть свои планы, надежды и опасения. Сейчас мои дети уже в 3 классе. Много сделано, много еще предстоит сделать. Оправдываются ли мои надежды? Воплотила ли я в жизнь свои планы?
Плоды своей работы за этот период я сравниваю с яблоками, которые выросли и созрели на ДЕРЕВЕ ОЖИДАНИЯ. Вот они! (показываю яблоки с буквами).
- Но что это за буквы? Что они обозначают? Я буду сейчас вытягивать по одному яблоку, а вас прошу поднять руку тому, у кого имя или фамилия начинается на букву……(вызываю к себе одного человека, у которого имя начинается на эту букву)
Слайд 18 На экране появляются по очереди все буквы.
Ч Ю И У А Й Б Щ О С Я
- Задание группе поддержки: составить слово из букв и выстроиться в этом порядке.
ЩЕЛЧОК (на экране поочередно буквы тоже выстраиваются в слово ОБУЧАЮЩИЙСЯ)
ТЕХНОЛОГИЯ «АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ»
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
ЩЕЛЧОК на каждое слово (ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, ПАРТА. УЧЕБНИК, ОТМЕТКА, УРОК. ДОСКА)
СЛАЙД 19 Следующий любимый мною МЕТОД СИНКВЕЙН. Его удобно использовать на уроках для систематизации и конкретизации знаний и при этом мы, используя этот метод, обогащаем словарный запас детей.
Напомню правила составления синквейна.
Слайд 20 Давайте составим СИНКВЕЙН к слову ОБУЧАЮЩИЙСЯ.
Обучающийся
Щелчок прилежный старательный
Щелчок познаёт исследует применяет
Щелчок Прилежным обучающимся гордится каждый учитель
Щелчок Школьник
Слайд 21 РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов мастер-класса.
Аттестация бывает разной и в разных направлениях. Мы все с вами учителя и поэтому сегодня будем говорить об обучающемся, о том, какими качествами и умениями должен обладать ОБУЧАЮЩИЙСЯ нового поколения.. И вот сейчас мы составим словесный ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. На каждую букву этого слова назовем качества СОВРЕМЕННОГО ОУЧАЮЩЕГОСЯ, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ БУДУЩЕГО. Каков он?
(На экране по ЩЕЛЧКУ появляются слова на каждую букву)
О –ответственный, одаренный, остроумный
Б – благодарный
У – умный, умелый, усердный
Ч – честный
А – активный, аккуратный
Ю – юный, юморной
Щ –щедрый
И – идеальный, инициативный, интеллектуальный, интерактивный
Й – внимательныЙ
С – способный, самостоятельный
Я - яркий
СЛАЙД 22 И вернемся к «Фруктовому саду».
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.