МАОУ «Белоярская СОШ №18»
Статья для мастер-класса
Тема: Использование интерактивных тетрадей на уроках в начальной школе
Хромцова Нина Леонидовна,
учитель начальных классов
1 кв.категория
Цель:
1. Познакомить участников с элементом технологии критического мышления – интерактивной тетрадью, применяемой на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.
2. Убедить участников, что использование интерактивных тетрадей в процессе обучения является важнейшим фактором формирования и актуализации познавательного интереса.
Рабочий материал:
· Презентация
· Интерактивные тетради;
· Шаблон «Пирамидка»
Большинство учителей ищут способ удержать внимание детей, повысить мотивацию к обучению и интерес к учёбе целом. Лично я каждое лето занимаюсь поисками новых методик. Летом 2019 года я познакомилась с понятием – интерактивные тетради на тренинге Анастасии Рыковой. На нём мне открылся новый способ преподнесения учебного материала для детей с 1-го по 11-й класс.
Лэпбуки и интерактивные тетради на занятиях — это очень эффективный и увлекательный способ изучения математики, русского, окружающего мира и других предметов. Дети обожают заниматься изготовлением лэпбуков и интерактивных тетрадей! Что же это такое? Как их использовать? Всё по порядку.
Интерактивные тетради – понятие, еще мало знакомое, как преподавателям в РФ, так и во всем ближнем зарубежье. Интерактивная тетрадь – это тетрадь в которую включены различные элементы: мини книжки, кармашки с карточками, книжки с всевозможными окошками, книжки-гармошки.
Но «ИТ» отличаются от обычных, не только внешним видом, в них есть масса скрытых достоинств, таких как:
1. Структурность и организация
Интерактивные тетради обучают ребенка самостоятельно организовывать свое рабочее пространство и приводить полученные знания к системе, легко и непринужденно.
Со временем, благодаря ведению интерактивных тетрадей, ребенок становится более организованным. Он учится правильно распределять свое время и применять полученные знания.
2. Творческие способности
Вести интерактивные тетради – очень весело и полезно. Они позволяют ученикам проявить свою творческую сторону, красиво оформлять и наполнять тетрадь интересными рисунками, украшать различными наклейками и картинками. У детей развивается мелкая моторика, образное мышление, воображение и т.п.
3. Экономия пространства
Еще один плюс интерактивной тетради заключается в экономии места. В мини-книжки, кармашки и прочие интерактивные элементы, на самом деле, можно уместить гораздо больше информации, чем на обычный тетрадный лист.
Ну а пользы и наглядности будет гораздо больше, чем от монотонного текста на страницах. Это не значит, что тетрадь будет наполнена одними картинками – текста также будет достаточно.
4. Высокий уровень мотивации и искренний интерес к предмету
Благодаря интересной манере подачи материала, и его интерактивности, дети принимают самое непосредственное участие в оформлении своих тетрадей. B интерактивные тетради не оставляют равнодушными к предмету ни одного ребенка.
Кроме вышеперечисленного, ИТ создают эффект «повторение без повторения», способствуют визуализации, при правильном использовании легко создают домашнюю языковую среду и обладают еще достаточным количеством различных весомых плюсов.
Но к сожалению есть и недостатки:
1. Организация деятельности детей (разные способности при выполнении заданий, медлительность, непонимание инструкции учителя)
2. Подготовка шаблонов – это затратное дело по времени и материалам
Рекомендации для ведения интерактивных тетрадей:
1. Тетрадь лучше всего заводить в клетку
2. Для начальной школы объем тетради – 24 листа, так как при заполнении она становится объемнее.
3. На первой странице желательно оглавление, чтобы найти нужную тему, страницы необходимо пронумеровать
Интерактивная тетрадь позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся эта тетрадь - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в тетрадях других детей. Интерактивная тетрадь, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.
Когда можно использовать эти тетради?
- для введения материала
- для отработки материала
- повторение темы
- демонстрационный материал
Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать, достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять. Так же могут вернуться и поиграть с кем-то.
Виды шаблонов
- готовые шаблоны с картинками и текстами
- пустые шаблоны для заполнения
- шаблоны сделанные своими руками
Виды книжек:
Флэпбуки
|
|
Книжки со створками:
|
|
Пирамидки
|
|
Кармашки
|
|
Многоуровневые книжки
|
|
Книжки с лепестками
|
|
И много других.
Интерактивные тетради, делают изучение различных предметов для школьников – радостным и интересным процессом. Никакой скуки на уроках больше не будет: ИТ способны мотивировать даже самого нерадивого ученика!
У детей появляется желание похвастаться и обсудить проделанную работу с родителями, родственниками, друзьями и одноклассниками. Очень часто, даже на переменах, дети делятся друг с другом идеями; обсуждают, как сделать тетрадь еще лучше и интересней.
Применение интерактивной тетради, как приема технологии критического мышления позволило повысить интерес учащихся к урокам, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Использованные источники:
Анастасия Рыкова https://anastasiarykova.com/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.