Коррекционная направленность курса «Информатика и ИКТ»
Оценка 5

Коррекционная направленность курса «Информатика и ИКТ»

Оценка 5
docx
05.04.2023
Коррекционная направленность курса «Информатика и ИКТ»
Коррекц напр курса ИКТ.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комплексный реабилитационно - образовательный  центр для детей с нарушениями слуха и зрения»

 

 

 

Доклад

 

«Коррекционная направленность курса

«Информатика и ИКТ»

для детей с нарушениями слуха» 

 

 

 

 

 

подготовила дефектолог,

учитель информатики

Созаева Н.С.

 

 

Курс «Информатика и ИКТ» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность

В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей.

Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации.  Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Информатика и ИКТ». Данный курс формирует у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. 

 

Новизна

Компьютеризация специального коррекционного образования.

В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.

В базисном учебном плане коррекционных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.

Предлагаемый курс знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.

Коррекционная направленность курса

Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.

В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

- доступность материала;

- научность;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

- концентрический принцип размещения материала, при котором одна  и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга.

                                                        

Основная цель курса

Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и  овладение техникой их практического применения.

                                                              

Общие задачи курса

1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.

 

Специальные задачи коррекционной школы

Обучение по программе «Информатика и ИКТ» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

- активизировать  мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

- обогащать  активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

Программа включает изучение:

- программа Excel;

- программа Power Point;

                                       

Практическая значимость

Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся.  Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление времени.

При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека.  Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более  решающую роль играют  компьютерные  технологии.

Ожидаемый результат:

К концу изучения курса учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны знать:

- устройство компьютера;

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- программы Excel, Power Point  и Office;

- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;

- основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и от- правление сообщений.

 уметь:

  - использовать полученные знания в практической деятельности.

  Выпускники школы должны уметь пользоваться компьютерными  ресурсами.

Формы обучения:

·      Передача информации от учителя к ученику -  устное изложение материала:

·      рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.

·      Слово учителя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.

·      Организация практических работ учащихся под руководством учителя:

выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальные

- групповые

- индивидуальные

Формы  работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся: диктант; работа по индивидуальным карточкам; цифровой диктант; работа по опорным схемам; ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

Коррекционно-развивающие задания:

·      Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).

·      Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).

·      Словарная работа (терминология).

·      Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).

·      Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)

·      Развитие связной речи (рассказ по  образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).

·      Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комплексный реабилитационно - образовательный центр для детей с нарушениями слуха и зрения»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Комплексный реабилитационно - образовательный центр для детей с нарушениями слуха и зрения»

Курс «Информатика и ИКТ» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Курс «Информатика и ИКТ» является факультативным курсом, введённым в учебный план специальной коррекционной школы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаемый курс знакомит учащихся с основами информационных ресурсов

Предлагаемый курс знакомит учащихся с основами информационных ресурсов

Специальные задачи коррекционной школы

Специальные задачи коррекционной школы

В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека

В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека

Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет)

Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2023