Е.С. Яковлева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИППОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной публикации рассматривается вопрос по использованию метода иппотерапии в ходе реабилитации детей с ОВЗ. Выявлено, что использование занятий иппотерапией для детей с ДЦП, благоприятно влияет на их двигательную способность, на их эмоциональное состояние.
Ключевые слова: иппотерапия, ДЦП (детский церебральный паралич), координация, реабилитация.
Приближенно у 57% детей ДЦП является врожденным заболеванием [4]. Отличительной особенностью является нарушение развития психомоторных функций. Моторные расстройства выражаются в виде нарушения мышечного тонуса, синкинезии, наличия параличей и парезов, несформированности реакций равновесия, гиперкинезов [2].
На сегодняшний день иппотерапия является достаточно эффективным и современным методом реабилитации. Еще во времена Гиппократа было замечено, что верховая езда благоприятно воздействует на общение между лошадью и человеком. Он отмечал, что раненные и больные выздоравливают лучше, если ездят верхом на лошади. Отметим также, что верховую езду он советовал людям с меланхолическим типом поскольку такие занятия способствуют освобождению от «плохих» мыслей и вызывают мысли «светлые».
Основы оздоровительного воздействия верховой езды на инвалидов с ДЦП состоят в естественных перемещениях лошади, позволяющих всаднику формировать и систематизировать собственные передвижения. Из числа условий влияния иппотеропии наиболее эффективным является нагрузка на координацию ребенка. При посадке на лошадь формируется определенная схема фиксации тела. Движения мышц спины лошади, состоящие из разнообразия элементов, проявляют массирующее и разогревающее влияние на мышцы ног всадника и органы малого таза, увеличивают кровоток в конечностях. Лошадь во время движения совершает достаточно большое количество колебательных движений. Наездник в процессе реабилитации должен правильно сесть на лошадь и удержать равновесие. Следовательно, у ребенка с нарушениями ОДА включаются те мышцы, которые не функционировали. Таким образом занятия по иппотерапии способствуют улучшению общего состояния организма, целебному влиянию на опорно-двигательный аппарат, улучшению координации движения, осанки и т.д.
Занятия иппотерапией должны проходить в эмоционально насыщенной атмосфере, снижающие стрессовые состояния и активизирующие положительный настрой. Установлено, что контакт с животным оказывает положительное влияние на физическое и психологическое состояние ребенка. Лошадь обладает мощным биополем тем самым «подпитывает» положительной энергетикой всадника [3].
Систематические занятия позволяют достичь качественных изменений в психическом и моторном развитии ребенка. Так у человека, повышается самооценка, улучшается его самоконтроль, возникает мотивация, возникает уверенность в себе. Достижения в верховой езде формируют личность, укрепляют двигательные рефлексы, доверие к лошади передается на доверие к людям
Список литературы
1. Гудкова Т.В. Психолого-педагогическая работа с лицами, имеющие ограничения здоровья: учебное пособие: в 2 ч. /Т. В. Гудкова, Л.П. Жуйкова: Мин-во образования и науки РФ. Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – Ч. 1. – 266 с.
2. Денисенков А.И. Специфические возможности иппотерапии при ДЦП / Материалы I Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы». – СПб.: 2008. – С. 43-60.
3. Луценко, С. А. Коррекция двигательных способностей детей младшего школьного возраста со спастической диплегией с использованием метода иппотерапии [Текст] / С. А. Луценко // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 6. – с. 25–28.
4. Мякишева Н.А. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра: Дис. ... канд. мед. наук. М.; 2000. 134 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.