Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания
Оценка 5

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания

Оценка 5
docx
07.03.2022
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания
кейс-технологии.docx

Тема: «Методологические и содержательные проблемы современных технологий и практик преподавания».

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания.

 

учитель МАОУ «СОШ № 76» г. Перми

Михонина Елена Евгеньевна

 

 

         Линкольн сказал: «Догмы, работавшие в спокойном прошлом, не отвечают бурной злобе дня. Наша высокая миссия сопряжена с неимоверными трудностями, и мы обязаны держаться на высоте нашей миссии…»  Изменения, которые происходят в современной системе образования, требуют от нас, учителей - практиков, новых подходов к обучению школьников, а так же изменения себя. Современный учитель- это не просто транслятор знаний, ведь в современный информационный век учитель далеко не единственный их источник. В связи с требованием времени сегодня от учителя требуется универсальность: он должен быть одновременно наставником, тьютором, режиссером, психологом.

 Вот почему вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

 Все педагоги мечтают о школьниках, которые схватывают информацию

«на лету», самостоятельно заполняют  пробелы  в знаниях и активно с интересом работают на учебных занятиях. Реальная картина, увы, не столь радужная.  Современный школьник изменился и крайне сложно на уроке удержать у детей их интерес к предмету. Психологами давно доказано, что знания усвоенные без интереса, без эмоций, без осмысления значимости учебного материала, остаются «мертвым грузом».

  Проблема усвоения знаний обучающими является одной из проблем педагогов, которая требует особого внимания. В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования, происходит поиск новых эффективных методов и технологий обучения.

   Начиная со школьной скамьи важно использовать такие технологии, которые помогали бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод анализа конкретных ситуаций – Кейс – метод.

 Суть кейс-технологии состоит в том, что в процессе обучения используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен отражать: реальную жизненную ситуацию, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения обучающимся, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем.

  Решение кейса позволяет развивать навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы. Я считаю, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также для формирования знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос могут соперничать между собой по степени истинности. Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести: возможность работы группы на едином проблемном поле, использование принципов проблемного обучения – получения навыков решения реальных проблем, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, возможность получения учащимися не только знаний, но и глубокого понимания теории, выработка навыков простейшего обобщения.

 Обобщив материал по кейс-методу, я выделила некоторые методологические и содержательные проблемы с которыми может столкнуться педагог, если он решил использовать эту технологию в системе. Практика данной технологи будет требовать от преподавателя, особенно в первый период, огромных усилий, потому что думать и действовать придется по другому, всячески обновляя свой творческий потенциал. Для того чтобы учебный процесс на основе кейс–технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе. Как создать хороший кейс и добиться желаемых результатов? Изучив материал по данной теме, я выделила те, проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель практикующий данную технологию. Начнем с того, что данная технология требует кардинального изменения мировоззрения педагога, особенно методов преподавания. Далеко не все педагоги в школе готовы к этим изменениям и к изменению себя прежде всего. Учителю, который практикует использование кейс-метода в своей практике необходимо не только на высоте владеть предметными знаниями, но и знаниями по педагогике, психологии, методике преподавания и т.д. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. На преподавателя нагрузка еще больше, ведь он должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции. Важную роль при работе с кейсами играет коммуникативные компетенции преподавателя, которые предполагают: способность всесторонне и объективно воспринимать человека-партнера по общению, способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности, способность быть открытым в общении, делиться информацией, справедливо, конструктивно и тактично критиковать.

          Кроме того важно уйти от роли педагога, как единственного держателя знаний, в школьниках надо видеть партнеров и вести их знанию через деятельность. По своему опыту сейчас убеждаюсь, что в начале пути сложно подбирать материал для кейсов, поэтому приходиться изучать опыт коллег. Кейс-метод становится модным, в интернете можно найти массу материала. От преподавателя требуется большая методологическая культура, чтобы материалы соответствовали заявленной технологии, а источники были истинными. Любая технология, конечно должна работать в системе. Кейс-метод требует подготовленности школьников, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность детей работать в режиме деятельностного подхода, неразвитость их мотивации и самостоятельности, может привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому лучше учителю постепенно вводить элементы данной технологии для того, чтобы выстроив систему преподавания по данной технологии, позволить каждому ученику проявить инициативу в освоении знаний и овладении практическими навыками необходимых для будущей жизни.

Кейс–технологии позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления, но чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы. Педагогический потенциал кейс- технологии значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Но все же, его необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе и с традиционными, закладывающими у школьника обязательное нормативное знание.

 

 

 


 

Тема: «Методологические и содержательные проблемы современных технологий и практик преподавания»

Тема: «Методологические и содержательные проблемы современных технологий и практик преподавания»

Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести: возможность работы группы на едином проблемном поле, использование принципов проблемного обучения – получения навыков решения реальных…

Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести: возможность работы группы на едином проблемном поле, использование принципов проблемного обучения – получения навыков решения реальных…

Кейс–технологии позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач

Кейс–технологии позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2022