Использование клавишного синтезатора (Ямаха PRS-1100) для обучения учащихся с ОФВ. Мастер- класс для педагогов блока дополнительного образования
Автор-педагог дополнительного образования Подольская А.А.
«Помощь
человеку в духовном выживании - одно из первоначальных предназначений музыки, а
может быть,
и одна из главных причин её появления в мире».
(А.Г. Юсфин, доктор
искусствоведения)
Многие из нас учились в музыкальной школе, сейчас учатся наши дети, у кого-то — уже и внуки. Хочу задать один вопрос: вам часто среди учащихся детских музыкальных школ (ДМШ) приходилось встречать детей с ограниченными возможностями? Уверена, что подавляющее большинство ответит отрицательно.
Ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а, следовательно, с большими проблемами в области моторики, никогда не примут в музыкальную школу по причине невозможности выполнения учебной программы. И специальных же (коррекционных) программ по музыкальному воспитанию, включая игру на музыкальных инструментах, для детей с заболеванием "детский церебральный паралич" (ДЦП) не существует. Дети с ограниченными физическими возможностями, в большинстве случаев, не получают дополнительного образования. Спорт, танцы, музыка бывают им недоступны. Главная задача обучения игре на музыкальном инструменте – посредством музыкального искусства помочь детям в приобретении навыков и умений, облегчающих взаимодействие с окружающей средой. Музыкальные занятия – способ реабилитации и адаптации таких детей в обществе. При обучении игре на фортепиано и клавишном синтезаторе я использую индивидуальную и мелко–групповую форму занятий, основные элементы которых направлены на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности, мелкой моторики, стимулирования умственной и речевой активности. Необходимым условием успешного обучения считаю создание на уроке атмосферы радости, эмоционального подъёма, удовольствия от общения.
Занятия на фортепиано и клавишном синтезаторе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Следует отметить положительные сдвиги в формировании координированных движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка, развитии навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером и т.д. Игра на музыкальном инструменте и работа с нотным текстом способствует развитию образного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе.
На мелко–групповых занятиях я использую ансамблевую игру не только потому, что ребенку с ОВЗ недоступна игра двумя руками. Играя мелодии одной рукой с гармоническим сопровождением учителя или одноклассника , полнота звучания музыкального материала доставляет ему удовлетворение и организует во времени, а также дает возможность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива, чувствовать себя равноправным членом команды.
Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на фактурные и тембровые заготовки в памяти синтезатора, исполнительская деятельность для учащегося с ОВЗ становится более доступной ,продуктивной и увлекательной.
Ребёнок вовлекается в процесс создания музыки совместно с педагогом через использование музыкального инструмента. Совместная игра на инструменте обеспечивает поддержку ребёнка, помогает ему выплеснуть эмоции, сближает ученика и учителя.
Занятия на музыкальном инструменте – это еще и возможность показать себя на сцене в качестве исполнителя. Регулярные выступления помогают детям с ОВЗ избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают более коммуникабельными, открытыми в общении.
Фрагмент занятий с учащейся 4 кл с ОВЗ.
Исполняемые произведения:
А.Рыбников «Последняя поэма» (музыка из кинофильма «Вам и не снилось»),ансамбль фортепиано , синтезатор
(Партию фортепиано исполняет педагог, партия синтезатора исполняется учащейся в режиме реального времени при минусовой записи аккомпанемента)
«Ламбада» (синтезатор)
(Партия синтезатора исполняется учащейся в режиме реального времени при минусовой записи аккомпанемента)
Обучение игре на фортепиано и клавишном синтезаторе направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, адаптацию их в современной жизни и воспитание полноценных и полноправных членов современного общества . Благодаря современным компьютерным технологиям учащиеся с ОВЗ стали постоянными участниками концертной жизни ОУ и активно вовлечены в деятельность проекта «Детская филармония»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.