НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
ЦИФРОВАЯ ПЕДАГОГИКА
«Использованием компьютерных моделей на дистанционном обучении»
АВТОР: Сгибнева Наталья Николаевна
Преподаватель высшей категории
Город Лангепас, Бюджетное Учреждение
«Лангепасский политехнический колледж»
E-mail: natalasgibneva14@gmail.com
Исторически сложилось, что информационные технологии играют вспомогательную роль и обеспечивают соответствующий уровень образования. Но с учетом развития новых технологий и развитием экономики в направлении сервисных услуг, роль информационных технологий в образовательном процессе значительно возрастает.
Информационная технология - целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.
В настоящее время информационные технологии рассматриваются как рычаг для оптимизации уже полученных знаний на основе сквозной автоматизации составляющих их информационную - функцию.
Значение компьютерных моделей в курсе физики при дистанционном обучении.
В последнее время можно часто слышать вопросы: «А нужен ли вообще компьютер на занятиях физики? Не вытеснят ли компьютерные имитации реальный эксперимент из учебного процесса? В каких случаях оправдано использование компьютерных программ на занятиях физики?» Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что использование компьютера на занятиях оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей в учебном процессе для дистанционного обучения. Следует отметить, что под компьютерными моделями понимается компьютерные программы, которые позволяют имитировать физические явления, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.
В чем же преимущество компьютерного моделирования по сравнению с натурным экспериментом? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений и экспериментов. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой модели. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб событий, а также моделировать ситуации, нереализуемые в физических экспериментах.
Студенты обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента – выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д. Отмечу, что главной отличительной особенностью компьютерных курсов как раз и являются многочисленные компьютерные модели – уникальные и оригинальные разработки.
Работа студентов с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед студентами огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность.
Виды уроков с использованием компьютерных моделей при дистанционном обучении
Компьютерные модели, разработанные компанией «ФИЗИКОН», легко вписываются в урок и позволяют мне организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности студентов. В качестве примера приведу три вида уроков с использованием компьютерных моделей:
Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.
Преподаватель предлагает студентам для самостоятельного решения на занятии или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес студентов, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает ее по характеру к научному исследованию. В результате многие студенты начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Преподаватель может сознательно побуждать студентов к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придется решать «ворох» придуманных студентами задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные студентами задачи можно использовать при решении на занятии, и предложить остальным студентам проработать в виде домашнего задания.
Урок – исследования.
Студентам предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более, что многие позволяют провести исследование буквально за считанные минуты. Конечно, преподаватель формулирует темы исследований, а тек же, помогает студентам на этапах планирования и проведения экспериментов.
Урок - компьютерная лабораторная работа.
Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи студент может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчетные задачи студентам рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного результата. Все результаты можно проверить с помощью практической работы с компьютерным курсом.
1. А.П. Панфилова. Менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2013. – 536 с.
2. И.Н. Скопин. Основы менеджмента программных проектов. Курс лекций. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2016. – 336 с.
3. Методика составления заданий к компьютерным моделям и лабораторных работ подробно описана в брошюре А. Ф. Кавтрева
4. «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая Физика 1.0». Указанную брошюру можно найти в Интернете на образовательном портале «Открытый Колледж» по адресу: www.college.ru/teacher/metod_phys.html.
5. Примеры заданий к компьютерным моделям и бланки ряда лабораторных работ представлены также на сайте Московского Центра Федерации Интернет Образования в рубрике «Сетевое объединение методистов / Физика / К уроку готовы / Средства обучения / Компьютерные программы». В этой же рубрике можно найти подробные перечни компьютерных моделей всех мультимедийных курсов ООО «ФИЗИКОН».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.