Доклад методического характера «Использование куклотерапии в логопедической работе»
Подготовила: учитель-логопед Скворцова М.В.
В системе коррекционной работы используются разные средства, но какие бы средства не подбирались, главное, чтобы они были насыщены положительными эмоциями, предусматривали использование игровой методики и насыщение её элементами других приёмов с целью усиления их воздействия. А что как ни игра несёт в себе большой заряд таких эмоций. Ведь в игре физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включены в творческий процесс. Когда ребёнок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Игра является наиболее свободной деятельностью дошкольника. Творческая свобода игры выражается в том, что ребёнок отдается игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая во время игры максимальное удовольствие. Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и настолько очевидна, что именно этот момент часто выдвигается на первый план. Но основной парадокс игры заключается в том, что будучи деятельностью максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она является источником произвольности и сознания ребёнком своих действий и своего я. Игра является для ребенка, тем же, чем речь для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследование отношений и самореализации. Игра-символический язык для самовыражения. Игра- основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным. Дети могут использовать игрушки, для того чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение у окружающих. Кроме того, игра имеет значение для тех психических процессов, которые в неё непосредственно вовлечены: мышление, воображение, речь. В игре отдельные психические процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность. Наконец, игра-это отражение того содержания, которым наполнены детские души. В игре ребенку необходимо выплеснуть те переживания, которые у него накопились.
В логопедические группы поступают дети с повышенной двигательной активностью, с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети агрессивные или неуверенные в себе. хНаличтияие тяжелых речевых расстройств оказывает отрицательное влияние на формирование характера ребёнка, приводит к отклонениям в его поведении. Эти дети чаще всего не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют пересказывать, четко излагать свои мысли. У одних слишком развита боязливость и склонность к страхам; у других-конфликтность с родными и сверстниками, завышенная или заниженная самооценка, слабость контроля. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. В коррекционных группах, педагог подчас сталкивается с нестандартным поведением ребёнка (отказ идти на прогулку, нежелание танцевать на музыкальном занятии, полное отсутствие дистанции в общении со взрослым). Отклонения от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, тихо сидят, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища. В общении между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные наоборот вялость, апатию. Среди таких детей, встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. У значительной части ребят преобладают негуманные проявления, а добрые поступки встречаются достаточно редко. Систематически не проявляя добрых отношений и не испытывая встречных, ребёнок пытается самоутвердиться, обратить на себя внимание отрицательными способами: путём драк и грубости. Подобные формы поведения нередко закрепляются, накладывая негативный отпечаток на весь процесс взаимоотношений ребёнка со взрослым и сверстниками. Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Просить, уговаривать, стыдить, все бесполезно. Прямое воздействие воспитателя на таких ребят, путём объяснений, внушений, наказаний не даёт положительного результата. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание и обучение. Необходимо искать, подбирать особый ключик.
Логопедические группы комплектуются обычно из разных детей, обучавшихся ранее в массовых группах. Поэтому для ребенка, который пришел в логопедическую группу, это всегда смена режима, обстановки, коллектива, воспитателей и т.д. Любому ребёнку непросто перестроиться, привыкнуть к систематическим занятиям, выполнять домашние задания, общаться с незнакомыми взрослыми и детьми. Иногда у части детей как следствие нервной перегрузки, связанной с адаптацией в новом коллективе, возникают болезненные реакции, например: ежедневный плач по утрам, нежелание идти в сад, невротические рвоты, энурез, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым. Естественно, в таких условиях, посещение логопедической группы превращается для ребенка и его родных в мучения, да и остальные дети страдают: испорчено настроение, сорваны занятия, воспитатель расстроен. Как быть?
Много неприятностей детям, страдающим речевыми расстройствами, доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода наслоений является результатом многократных испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект. Именно из-за вторичных психических наслоений, иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи дети воспринимают как самое настоящее несчастье. Особенно это актуально для детей более старшего возраста, но встречается и среди дошкольников. Нередко наличие таких резко выраженных переживаний может даже затруднить само преодоление речевых расстройств, что относится, в частности, ко многим случаям заикания.
Вот здесь и приходит на помощь воспитателю и логопеду игра, и как одно из его проявлений, театр, театрализованная деятельность.
В практике дошкольных образовательных учреждений знакомые всем понятия- игра, игрушка, музыка- все чаще употребляются в непривычных словосочетаниях со словом «терапия». Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В Лебединский опираются на тот факт, что познавая реальный мир, ребёнок активно проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию. Основным объектом, обеспечивающим ребенку возможность самовыражения, накопления опыта и его коррекции в процессе самостоятельной игры, длительное время являются куклы, а кукольный театр является источником эстетического воздействия на людей любого возраста.
Кукольный театр воспитывает гуманные чувства детей, развивает стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случаи их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Театр развивает у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками. При импровизации у детей развивается мимика, выразительность движения, интонация. Дети учатся различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей. С помощью мимики, жестов, движений дети учатся передавать различные эмоции. И что очень для нас важно, неоценима роль театрализованной деятельности в развитии речи детей: обогащается и активизируется словарь, закрепляется правильное звукопроизношение, совершенствуется интонационная выразительность речи. Дети учатся пользоваться прямой и косвенной речью, совершенствуется монологическая и диалогическая речь, совершенствуется умение связно и последовательно пересказывать сказки, небольшие рассказы без помощи взрослого.
Куклотерапия-это раздел частной психотерапии (артрерапии), использующей в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Цель куклотерапии- помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, развит самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Куклотерапия – основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Поскольку мир ребёнка-это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир.
Для того, чтобы ребёнок осознал что- либо, чтобы он был активен, необходимо чтобы он начал действовать. Единственная форма деятельности-это реальное фактическое действование с предметом, то есть с игрушкой. Таким опосредованным воздействием снимается психологический стресс в момент принятия ребёнком решения в предложенном ему задании. Ребёнок раскрывается, свободнее мыслит. Она помогает преодолеть ему волнение и страх. Она выступает как некий инструмент-мостик между педагогом и ребёнком. Игрушка воспитывает представление о мире, как о меняющейся, а не застывшей реальности, которую он может творить сам, своими руками. Если мы подберём соответствующие игрушки, то облегчим ребёнку выражение чувств. По мнению таких авторов как Г.Г. Чебанян и А.Р. Красиковой игрушки, необходимые для куклотерапии делятся на три группы.
1.Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать реальных людей и таким образом дают возможность непосредственно выражать свои чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать реальные взаимоотношения. А вот машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей, так как этими игрушками можно играть не выражая никаких чувств.
2. Игрушки, помогающие снять агрессию. В игре дети часто испытывают сильнейшие эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки, как «би-ба-бо», солдатики, ружья, а также игрушки, изображающие диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если такие дети есть в группе).
3.Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребёнка во что угодно: в поверхность луны, в пляж, в пирамиды… Не существует правильного или неправильного способа игры с водой и песком, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.
Метод куклотерапии не относится в чистом виде к разряду групповых, скорее его можно определить, как индивидуально-групповой. Занятие проходит со всей группой, но каждый ребёнок получает личное домашнее задание. Таким образом, ребёнок идёт по своей, ему предписанной программе в условиях группы. Это очень похоже на работу с детьми в логопедической группе.
Атрибуты кукольного театра являются идеальным инструментом психокоррекции детских неврозов. Спрятавшись за ширму или закрывшись маской, говоря от лица куклы, ребёнок получает уникальную возможность целительной исповеди без малейшего ущерба. На занятиях куклотерапии ребёнок «трижды» психологически защищён. Во-первых, он защищён ширмой, за которой можно спрятать своё смущение, неуверенность и как бы остаться наедине с собой. Во-вторых, ребёнок защищён перчаточной или другой куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной «фигурой» или личностью, способной взять на себя его проблемы, а это как раз и дает возможность самовыражения и самопознания. Третье, сама специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект. В случае детей с нарушениями речи-это возможность преодолеть страх самостоятельной речи, если таковой имеется, или переложить ответственность за свои ошибки на куклу.
Для общего сведения хочу познакомить вас с методикой куклотерапии авторов И. Медведевой и Т. Шишовой, которые являются не только психологами, но и профессиональными драматургами. Свою методику они назвали «Методика драматической психоэлевации». «Психоэлевация» в переводе на «человеческий» язык означает возвышение души. Ну а драматическая- это значит театральными средствами. Данная методика-это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью театральных приёмов. Их работа включает в себя два этапа.
1.Этап-психокоррекционные этюды или театральные сценки разыгрываются руководителем вместе с детьми. На этом этапе происходит выделение психологической доминанты, то есть того, что лежит в основе их проблем: страх, застенчивость, агрессивность, ревность, неоправданное стремление к лидерству. В логопедической группе эти этюды испльзуются в работе логопеда, психолога, музыкального руководителя для устранения всех вышеперечисленных проблем.
2. Этап-это непосредственно лечебные спектакли. Помимо психотерапевтических целей такие спектакли решают важные в работе логопедов задачи:
Формирование общих речевых навыков: силы голоса, дыхания, интонационной выразительности.
Авторы приводят пример, как без специальных чисто речевых упражнений они достигли блестящих результатов в работе с заикающимися детьми.
В свою очередь, Шевченко Ю.С., Добридень В.П., Усанова О.Н. предлагают следующие приёмы куклотерапии:
1. Техника психодрамы.
Эта техника даёт ребёнку возможность быть другим, перенося свои проблемы, вредные привычки на куклу. Разыгрывая значимые для ребёнка ситуации общения из своей жизни в психодраме, ребёнок отделяет своё «Я» от ситуаций и образов. Этот приём способствует ослаблению переживаний. Происходит угашение неприятности, в которой ребёнок испытал страдания. Этому помогает обсуждение в группе причин возникновения конфликтов в общении, природы обидчивости.
2. Приём неигрового типа.
Этот приём помогает через реализацию игрового задания выявить самые актуальные проблемы ребёнка. Воспитатель передаёт ребёнку куклу и говорит: «Держи куклу так, чтобы она видела тебя. Посмотри какой у неё взгляд. Как ты думаешь, что она говорит тебе?» Созданная установка на мудрость и проницательность куклы, способствует тому, что ребёнок вкладывает в уста куклы фразу, связанную с актуальной для него проблемой.
3. Методика воспитания артистизма.
Куклы для этого приёма используются на музыкальных занятиях. Когда у ребёнка в руках кукла, да ещё величиной почти в его рост, то поёт уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она. Этот приём служит сожданию прочности в персональных отношениях, обеспечивающих социальную устойчивость.
4. Техника косвенного внушения.
В группе есть кукла, которая используется только как объект, через который осуществляется косвенное внушение. Она помогает ребёнку совершить «подвиг». Совершение подвига кульминационная точка куклотерапии, эмоционально-стрессовый заряд всего психокоррекционного процесса. Это может быть любая кукла. Обязательным требованием этой куклы является сохранение её магического значения, а также поддержание убеждённости ребёнка в реальности героя.
Использование дидактической куклы в логопедической работе.
Постановка правильного произненсения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляционных позиций с помощью показа и объяснений. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, применив опыт С-Петербургского ДОУ, использовала в своей работе дидактическую куклу Чи-Чи (обезьянка) в работе по коррекции артикуляционных расстройств. Работа с этой куклой помогает детям расслабиться, раскрепоститься, не стесняться своих ошибок в произношении.
Методика куклотерапии в основном используется в работе психологов с детьми, страдающими невротическими расстройствами (страх, застенчивость и т.д.) К логопедам чаще приходят дети с органическими нарушениями, с проблемами, связанными с органическими поражениями ЦНС. Поэтому логопеды не могут использовать в чистом виде приёмы традиционной куклотерапии. Например, показанный куклой артикуляционный уклад, дети-логопаты не усвоят. Кукла в этом случае выступает, как средство создания интереса к упражнению и как опора на зрительный анализатор и кроме того, выступает в роли дидактического метода. Такую куклу логопеды могут использовать в различных целях.
1.Для ознакомления детей с гласными звуками. Здесь кукла-это некое волшебство, которое помогает поверить в свои силы и превратить скучные правила в увлекательную игру.
2.Для автоматизации звуков. Можно использовать различные куклы из настольного театра, театра «би-ба-бо»
3.Для развития связной речи. В совей работе использую плоскостных кукол для игры на столе и ростовые куклы.
4.Для развития мелкой моторики- куклы «би-ба-бо», куклы-марионетки, перчаточные куклы.
Кроме того, любая кукла может быть использована для формирования общих речевых навыков: силы голоса, интонационной выразительности, высоты, тембра голоса, а также коррекции заикания. Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Говоря за куклу, ребёнок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребёнка и в то же время заставляет его определённым образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание от речевых трудностей. Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация кукольного представления. Логопед делает куклу участником занятий. С её помощью он обучает детей речевой технике, незаметно исправляет дефекты в речи. Кукла на руке взрослого или ребёнка становится собеседником. Она концентрирует внимание на себе и помогает свободно вступать в речь, даёт возможность почувствовать себя раскованным, побуждает к активным действиям и речи. Логопед с помощью куклы может варьировать свои требования к речи ребёнка и поведению на занятиях, что тоже способствует воспитанию свободы речевого общения. Если ребёнок затрудняется, ему можно предложить что-то сказать вместе с куклой. Тогда за куклу говорит сам логопед, но это замаскированная помощь.
Таким образом, применение куклотерапии помогает значительно быстрее исправить речевые недостатки. В ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как нужно произносить тот или иной звук, куда поставить язычок при произнесении отдельных звуков. Игры с куклами помогают ребенку самосовершенствоваться, став общительным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Куклотерапия делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, дает возможность испытывать ситуацию успеха на занятиях. На мой взгляд, куклотерапия в логопедической практике должна быть неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса. Только с помощью куклы логопед может достигнуть цели-воспитания интереса к трудным, и казалось бы, однообразным занятиям.
Литература.
1.М.А.Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов»
статья Г.Г. Чебанян, А.Р.Красикова «Куклотерапия в коррекционной педагогике»
2.И. Медведева, Т.Шишова «Улыбка судьбы»
3.И.Г.Выготская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская, «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».
4.Т.А.Ткаченко, «В первый класс без дефектов речи».
5.Л.Г.Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений».
6. И. Медведева, Т.Шишова «Куклотерапия: этюды и лечебные спектакли»
Журнал «Обруч» № 4 , 1999г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.