Использование логопедических приёмов для формирования учебно-терминологической лексики у обучающихся с ЗПР при изучении учебных дисциплин «Русский язык», «Математика» и «Окружающий мир» во 2 и 3 классах
Оценка 4.9

Использование логопедических приёмов для формирования учебно-терминологической лексики у обучающихся с ЗПР при изучении учебных дисциплин «Русский язык», «Математика» и «Окружающий мир» во 2 и 3 классах

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
дефектология
2 кл—3 кл
21.12.2020
Использование логопедических приёмов для формирования учебно-терминологической лексики у обучающихся с ЗПР при изучении учебных дисциплин «Русский язык», «Математика»  и «Окружающий мир» во 2 и 3 классах
На протяжении всего процесса обучения ребёнок неминуемо сталкивается с учебно-терминологической лексикой. Обучение без неё невозможно. С новой лексикой, в том числе учебными терминами, дети сталкиваются уже в первом классе. трудности в усвоении терминов испытывают не только дети с нарушениями речи, но и с нормальным речевым развитием. В статье описываются логопедические упражнения, которые могут быть успешно применены не только на занятиях с логопедом, но и учителями начальных классов на уроках русского языка, математики и окружающего мира во 2 и 3 классах.
Учебно-терминологическая лексика.docx

Использование логопедических приёмов для формирования учебно-терминологической лексики у обучающихся с ЗПР при изучении учебных дисциплин «Русский язык», «Математика»  и «Окружающий мир» во 2 и 3 классах

 

Одним из важнейших факторов успешного обучения ребёнка является уровень сформированности его словарного запаса. Это отмечено во многих отечественных и зарубежных исследованиях (А.В. Ястребова, Н.А. Никашина, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.). В процессе обучения детям наряду с общеупотребительной лексикой приходится сталкиваться со словами, которые используются для определения специальных понятий в разных областях науки. Такие слова и словосочетания, которые служат для обозначения понятий в различных школьных дисциплинах, называются учебно-терминологической лексикой.

На протяжении всего процесса обучения ребёнок неминуемо сталкивается с учебно-терминологической лексикой. Обучение без неё невозможно. С новой лексикой, в том числе учебными терминами, дети сталкиваются уже в первом классе. При этом состав первоклассников очень неоднороден по уровню развития и готовности к школе. Даже дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в освоении терминов, т.к. она содержит абстрактные понятия. А если у ребёнка имеется системное нарушение речи, то он испытывает особые трудности в овладении учебно-терминологической лексики, что негативно сказывается на эффективности процесса обучения. Такому ребёнку трудно выучить наизусть правила по русскому языку, по математике и другим предметам. Эти правила он воспринимает как набор трудных слов и не может осмыслить их в полном объёме.

            Особенно трудно освоение учебно-терминологической лексики даётся детям с речевым недоразвитием, и, в частности, детям с ЗПР. Ограниченность словарного запаса таких детей приводит к затруднениям в актуализации слов-терминов и неумению выделить семантические признаки в структуре значения изученных слов. Следствием этого является низкий уровень усвоения учебной терминологии и его негативное влияние на образовательные результаты обучающихся.

            Ниже приведём примеры  заданий и упражнений по формированию учебно-терминологической лексики у младших школьников с ЗПР, которые можно использовать на логопедических занятиях.

 

Задания и упражнения для формирования учебно-терминологической лексики

у обучающихся с ЗПР  2 и 3 классов

 

            Формирование и закрепление произношения слова:

·         проговаривание слова по слогам;

·         закончить слово, добавив недостающие слоги: (безу… дарный, сказу… емое)

·         восстановить деформированное слово: (став-ка-при, фикс-суф)

·         ритмическое проговаривание слов, сопровождаемое хлопками, движениями рук, ног; использование сложных ритмических рисунков;

·         интонационное «окрашивание» слова (многократное проговаривание слова с разной интонацией);

·         звуковой, слоговой анализ слова.

 

«Сложение»

Задание: вписать в клеточки слово-термин, образованное из слов слово + сочетать =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Деформированные слова»

Задание; составить из слогов слова-термины (можно брать слова по различным учебным дисциплинам:

Части речи:

Но-при-ла-тель-га-е  ________________________________________

Части слова:

Кон-ни-о-ча-е  ______________________________________________

Члены предложения:

Зу-е-ска-е-мо  ______________________________________________

Геометрические фигуры:

Пря-ник-мо-голь-у  _________________________________________

Вычитание:

Ша-у-е-мо-мень-е  _________________________________________

  

«Вставь пропущенный слог»  (можно использовать термины любой учебной дисциплины):

Вычи _____ емое,  одно____ ренные,  пресмы ____ ющиеся.

 

«Найди пару» (письменно):

 

Гласный - ____________                                  сложение - ______________

 

_______ - безударный                                    ________-  деление

 

Твёрдый - ___________                                 прямая   -  _____________

 

________- глухой                                          ________ -  разность

 

«Скажи наоборот» (можно использовать в качестве физминутки с использованием мяча):

 

гласный – согласный                                          сложение – вычитание

твёрдый – мягкий                                               деление – умножение

звонкий – глухой                                                плюс – минус           

ударный – безударный                                        сумма – разность              

простое – сложное                                              равенство – неравенство

подлежащее – сказуемое                                     единицы – десятки

устно – письменно                                              прямая – ломаная    

строчная – заглавная                                           длина – ширина

 

«Четвёртый лишний»

 

А  Н  И  У           Отрезок, круг, треугольник, квадрат       Лиса, соболь, лось, рысь.  

                                                                                           Земля, Луна, Солнце, Марс

 

«Обобщающие слова»

 

Точка, запятая, восклицательный знак – это _____________________________.

Приставка, корень, суффикс, окончание – это ___________________________.

Грамм, килограмм, центнер, тонна – это ________________________________.

 

«Аналогии»

 

Предмет – существительное, действие – ___________________________.

Сложение – сумма, вычитание – ____________________________.

 

«Восстановить цепочку слов»

 

Слово – словосочетание – ____________________  – текст

Приставка – корень – ____________________  – окончание

Единицы – __________________  – сотни – тысячи

Миллиметр – сантиметр – _________________ – метр

Насекомые – рыбы – _______________  – пресмыкающиеся – птицы – звери

 

«Вставить пропущенные слова в орфограммы, предложения»

 

Сколько в слове __________________, столько и __________________.

 

«Родственные слова»

1.      Выбрать родственные слова:

Круг, круглый, крупа, окружить, крупный, окружность. 

2.      Подобрать родственные слова к данному слову:

Например: угол, отрезок, звук, ударение, лист, пустыня.

 

      «Ответы на вопросы» (ответить на вопросы полным предложением; формулировка вопроса должна содержать закрепляемые слова-термины).

       Например: Какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?

       Планируемый ответ: В конце повествовательного предложения ставится точка.

    

     «Задания без слов» (самостоятельное формулирование задания)

1.      Детям предлагается образец выполнения задания, по которому они должны сформулировать само задание, используя необходимую лексику.

Например: саду, поливает, Даша, в, цветы.  Даша поливает в саду цветы.

2.      Учащимся предлагается рисунок или схема, по которым они формулируют задание.

Например: задание на нахождение периметра прямоугольника может быть представлено данной фигурой, стороны прямоугольника выделены цветом, рядом – знак вопроса (?). Задание на нахождение площади прямоугольника представлено данной заштрихованной фигурой, рядом – знак вопроса (?).

 

Ребусы

 

            «Прочитайте названия всех видов транспорта»

 

 

Кроссворд «Государственная символика РФ»  

 

1.      Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах.

2.      Доскажи пословицу: «Одна у человека мать, одна у него и ….».

3.      Цвет на флаге России, символизирующий веру, верность.

4.      Цвет на флаге, символизирующий цвет силы, крови, пролитой за Родину.

5.      Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

 

 

1

 

 

    Р

 

 

 

2

 

    О

 

 

 

 

 

3   С

 

 

 

 

 

4

 

 

 

     С

 

 

 

 

 

5

 

     И

 

 

 

 

     Я

 

 

 

 Кроссворд «Водоёмы»

 

1.      Все обходят это место;

Здесь земля – как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

2.      Лежит зеркало посреди поля;

Рама зелёная, поле голубое.

3.      Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский – это…

4.      Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

5.      Кругом вода,

А с питьём – беда!

 

 

 

 

 

 

    В

 

 

 

1

 

 

   О

 

 

 

 

 

2

 

 

 

  Д

 

 

 

О

 

 

 

 

 

4

    Е

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

Кроссворд «Домашние животные»

 

1.      Четыре ноги,                                               4. У порога плачет,

     Пятый хвост,                                                   Коготки прячет.

     Шестая грива.                                                 Тихо в комнату войдёт –

2.      Среди двора стоит копна;                               Замурлычет, запоёт.

Спереди вилы, сзади метла.                         5. Он шерстью своей

3.      С бородой, а не старик,                                   Одевает людей.

С рогами, а не бык,                                      6. Пятачком в земле копаюсь,

Доится, а не корова,                                        В грязной луже искупаюсь.

Лыко дерёт,                                                  7. Длинноухий и серый,

А лаптей не плетёт.                                          Пусть упрям – какое дело?

 

1

 

 

 

 

Д

 

 

 

2

О

 

 

 

 

 

М

 

 

3

 

 

А

 

 

4

 

Ш

 

 

 

5

 

 

 

Н

 

 

6

 

И

 

 

 

 

 

7

 

Е

 

 

 

 

 

Кроссворд «Неживая природа»

По вертикали:

1.      Заревел вол на сто гор,

На тысячу городов.

6.      Я – вода,

Да по воде же и плаваю.

По горизонтали:

2.      Крашеное коромысло

Через реку повисло.

3.      Летит птица орёл, несёт в клюве огонь,

Огненные стрелы пускает, никто её не поймает.

4.      Голубой шатёр всю землю покрыл.

5.      Крупно, дробно застелил

И всю землю напоил.

7.      Неизвестно, где живёт, налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь.

8.      Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.

Растворилось молоко – стало видно далеко.

9.      То он клин, то он блин,

Ночью на небе один.

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

Н

 

 

 

 

4

Е

 

 

 

 

5

 

Ж

 

 

 

 

И

 

6

 

 

7В

 

 

 

 

 8

 

 

А

 

 

 

 

9

 

 

Я

 

 

           

 

Продолжение кроссворда «Неживая природа»

По вертикали:

           11.Зимой на земле лежал,

               Весной в речку побежал.

По горизонтали:

10.Старик-шутник

На улице стоять не велит,

За нос домой тянет.

           12.Похож я с виду на горох,

                Где я пройду – переполох.

           13. Светит, сверкает,

                 Всех согревает.

           14. Меня пьют, меня льют.

                 Всем я нужна. Кто я такая?

           15. Летит орлица по синему небу,

                 Крылья распластала,

                 Солнышко застлала.

 

 

П

 

 

10

 

Р

 

 

 

 

И

 

11

 

12

Р

 

 

 

 

13

О

 

 

 

 

 

14

 

Д

 

 

 

15

 

 

А

 

 

 

 

«Обобщающие понятия» (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

Закончи предложения:

Почва, горы, осадки, облака, воздух – это… (природа).

Рыбы, растения, птицы. Насекомые, звери – это … (природа).

Ольха, дуб, ясень, клён, тополь – это… (деревья).

Деревья, кустарники, травы – это … (растения).

Шмель, бабочка, муравей – это… насекомые).

Ясно, пасмурно, переменно – это … (погода).

Дождь, снег, град – это … (осадки).

Декабрь, январь, февраль – это…(зимние месяцы).

 

«Закончи предложения»

1.      Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…

2.      Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются…

 

«Расшифруйте названия полезных ископаемых» (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

РАТИНГ   (гранит)

ЕЛМ   (мел)

НАИГЛ   (глина)

КОСЕП   (песок)

 

«Переставьте буквы так, чтобы получилось знакомое вам слово» (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

 

Е  т  р  у  а  р   е  м  т  п  а

5  8  6  9  7 10  2  3  1  4  11

 

«Заполни пропуски в тексте» (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

У _______________ деревьев листья в виде пластинок.

У _______________ деревьев листья в виде иголок (хвоинок).

 

 

«Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найти и раскрасить карандашами разного цвета» (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

 

е

р

у

в

 

т

я

р

р

и

в

и

д

 

к

е

с

ь

а

т

н

а

к

ы

 

 

«Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью» (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

Самое заметное изменение в неживой природе – это ___________.

Небо часто закрыто ______________.

Идёт ___________, ___________  __________.

Вода в реках, прудах, озёрах становится ____________.

Над водоёмами часто бывают ____________.

Почва стала ____________.

Слова для справок: туманы, промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, дождь, холоднее.

 

«Тест» (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

 

1.      Чем измеряют температуру?

а) барометром

б) линейкой

в) термометром

г) градусником 

     2.  Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

           … октябрь

           … сентябрь

           … ноябрь

3.      Подчеркни перелётных птиц одной чертой,  а зимующих птиц – двумя чертами:

Скворец,  журавль,  синица,  соловей,  воробей,  ворона,  грач,  ласточка.

 

 

Составьте из слогов слова – названия профессий:

   ра, певт, те

 

  ма, сто, лог, то

 

  лист, ку, о

 

 

            Игра «Математические задачки»

 

Гора – а + и – зонт =

 

От + тепло – ло + ель =

 

Со + звезда – а + и + е =

 

Гром – м + за =

 

Оса – са + сад + ки =

 

Филлворд «Виды транспорта»

Слова могут располагаться в любом направлении: вправо, влево, вверх, вниз, и даже «ломаться» под углом, но не пересекаться.

 

П

А

С

С

А

Я

Ш

Б

Д

Г

Р

У

Ж

Т

Р

А

Е

С

Ф

З

И

В

Д

Н

Э

П

Ч

О

Р

Е

Ф

С

Ю

Е

Ь

В

С

Л

Я

П

З

Ц

Г

О

К

Ч

Ж

О

К

И

Д

Й

И

У

И

Р

Б

А

Ё

Ю

Й

Ь

Щ

Т

И

Л

Ь

Н

Ы

Й

З

Й

 

Игра «Ремонт»

Вставьте гласные буквы и получите названия форм земной поверхности:

 

рвнн (равнина)

гр (горы)

хлм (холм)

врг (овраг)

 

Игра «Шифровальщики»

Рассмотри таблицу. Зачеркни квадратики с однозначными числами. Прочитай то, что осталось в квадратиках с двузначными числами.

 

1

Б

4

Ш

12

В

48

Н

3

Ъ

54

Е

2

Ч

5

Я

41

Ш

68

Н

74

Е

9

Ю

1

Ч

99

Е

36

С

1

З

45

Т

6

Д

3

С

8

Ж

20

Р

1

А

2

Ё

47

О

65

Е

4

Ю

32

Н

4

Я

16

И

2

Х

5

Ф

68

Е

1

Ц

5

К

2

Р

79

Т

11

Е

5

Ф

49

Л

51

А

7

У

18

Ч

43

Е

5

Г

67

Л

5

М

95

О

70

В

8

Т

90

Е

2

П

46

К

1

Р

54

А

 

«Подчеркни в списке осенние явления природы»:

Прочитай слова справа налево  и узнаешь названия редких профессий.

 

Голонаеко, голоитхи, голотинро, голоник.

 

 

«Соберите слова из букв и ударного слога»

                                    

 

П

 

 

КОМ

 

А

 

С

 

 

                                         

 

Г

 

О

 

ЗОНТ

 

Р

 

И

 

                                                     

 

Т

 

 

МАН

 

 

У

 

«Составь новое слово, взяв от каждого указанные части слова»

 

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

выход

летчик

решаю

рисует

?

поезд

заварка

ежихи

каша

?

перепутье

лесник

кусок

закон

?

наводнение

вырезать

больные

большой

?

заколка

отгадать

походка

лужи

?

 

«Анаграммы»

Составьте слова, переставив буквы. Какое слово лишнее и почему?

 

РЬЕКНО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУФФИКСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕПДОЛГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пятый лишний»

Прочитать части слов, вычеркнуть лишнюю, каждую строчку назвать новым словом:

 

За, от, при, еньк, вз -        ____________________________

Ник, тель, мор, ат, ушк - ____________________________

Ая, а, ый, ик, ой - __________________________________

 

 

«Догадайся»

Вписать подходящие корни. Побеждает тот, кто правильно первый впишет корни.

                                                  

 

ик

 

 

ушк

а

 

 

ин

н

ый

                                              

 

 

 

 

   

(Стар-)

 

                        

            

 

ник

 

 

оч

ек

 

 

нич

еств

о

             (Лес-)

 

                                                   

             

ок

 

   

иль

ник

 

 

н

оват

ый

         (Холод-)                                         

            Таким образом, рассмотренные выше  логопедические задания  могут  успешно применяться при работе с детьми с ЗПР не только на занятиях с логопедом, но и на уроках русского языка, математики и окружающего мира. Использование подобных заданий способствует повышению интереса детей к занятиям, и более прочному усвоению учебно-терминологической лексики.


 

Использование логопедических приёмов для формирования учебно-терминологической лексики у обучающихся с

Использование логопедических приёмов для формирования учебно-терминологической лексики у обучающихся с

Задание; составить из слогов слова-термины (можно брать слова по различным учебным дисциплинам:

Задание; составить из слогов слова-термины (можно брать слова по различным учебным дисциплинам:

Слово – словосочетание – ____________________ – текст

Слово – словосочетание – ____________________ – текст

Прочитайте названия всех видов транспорта»

Прочитайте названия всех видов транспорта»

В 1

В 1

Кроссворд «Неживая природа»

Кроссворд «Неживая природа»

Светит, сверкает,

Светит, сверкает,

У _______________ деревьев листья в виде пластинок

У _______________ деревьев листья в виде пластинок

Оса – са + сад + ки = Филлворд «Виды транспорта»

Оса – са + сад + ки = Филлворд «Виды транспорта»

Г О ЗОНТ

Г О ЗОНТ

Догадайся» Вписать подходящие корни

Догадайся» Вписать подходящие корни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020