Использование метафоры в коррекционно-развивающей работе по формированию эмоционально-волевой сферы у воспитанников школы-интерната
Оценка 4.7

Использование метафоры в коррекционно-развивающей работе по формированию эмоционально-волевой сферы у воспитанников школы-интерната

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
30.01.2020
Использование метафоры в коррекционно-развивающей работе по формированию эмоционально-волевой сферы у воспитанников школы-интерната
материал предназначен для работы с детьми по коррекции поведения
использование метафоры.docx

           Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

 

 

 

Выступление на МО воспитателей по теме:

 

 

«Использование метафоры в коррекционно-развивающей работе по формированию эмоционально-волевой сферы у воспитанников школы-интерната».

 

 

 

 

 

                                                        Выполнила  

учитель математики:

                                                               Кислова Л.Г.

 

г. Свободный.

 

«Сказка – ложь, да в ней намёк».

«Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из  древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена».

И.А. Бунин. Слово

Сегодня как то не принято использовать наглядные сравнения, образы и метафоры в качестве аргументов в споре, да и просто в общении. Они воспринимаются как что- то детское несерьезное. Именно  поэтому смешно бывает наблюдать, как спорят иные взрослые люди: логично, аргументировано, но всё равно не понимают друг друга. Но стоит им предложить простенькую метафору, описывающую актуальную проблему, как всё встаёт на свои места. Люди начинают друг друга слышать. Вывод: искусство метафоры по-прежнему действенно, а значит нужно его применять.

Надо отметить – это древнее искусство  оно использовалось, наверное, ещё первобытными людьми и позволяло общаться не на языке холодных, «оцифрованных» логических понятий (столь популярных в наше время) , а на языке ярких живых образов, с помощью которых, можно передать информацию о внешних явлениях и внутренних чувствах. С начала древних времён метафора, верно, служила  людям в первую очередь, для передачи жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Многие сказки «со смыслом», притчи, басни, житейские истории – это метафоры.

Правда, многие из них сегодня кажутся наивными. Но лишь потому, что поколение старших утратило свой прежний незыблемый авторитет, а система ценностей изменилась.  В результате многие старые метафоры забылись, а само искусство метафорической передачи информации перешло на новый качественный уровень и стало активно использоваться , например, в психотерапии.

Что же такое метафора в общем виде?

Это особый способ изучения, осмысления и запечатления реальности (внутренней и внешней), а также передачи опыта другим людям. По сути это запечатление реальных объектов существующих между ними связей в виде символических картин. Где каждый символ – тоже объект, в чём - то схожий с оригиналом. И связи между символическими объектами тоже повторяют реальные, но в более явном виде.

Метафора должна быть, продуманна и подготовлена, (возможный алгоритм)

1.     Выявление и рационализация  проблемы, составление сценария её возникновения, развития и способов решения. Например: ответы на вопросы: что случилось? С кем случилось? Почему случилось? Как воспринимает случившее сам человек? Какие его убеждения и поступки привели к случившему? Что вероятнее всего случится, если он станет продолжать  в том же духе? Что нужно изменить, чтобы не стало ещё хуже?

2.     Символическая зашифровка сценария. Превращение его в метафору (либо выбор уже существующий).

3.     Сообщение метафоры.

4.     Обсуждение метафоры.

Основные виды метафор интерпретации). (в авторской

v Метафора педагогическая. Используется для доходчивого и ненавязчивого объяснения тех причин, по которым следует вести себя приемлемым образом. Обычно метафорой служит либо поучительная сказка, либо описание жизненного случая. При этом метафора не должна быть просто рассказом о событии, в ней должно присутствовать  описание психологии персонажа, должны объясняться причины, по которым события пошли именно таким образом

Чаще всего используются следующие элементы. Выбирается «плохой» персонаж, очень похожий поведением на конкретного ребёнка. Описание мыслей персонажа, которых он объясняет и оправдывает своё негативное поведение. Злодей, который выступает в роли тёмной стороны личности главного героя и поддерживает его дурные поступки. Герой – помощник, который пытается наставить главного персонажа на путь истинный, но сперва безуспешно. Порой смертельно опасная ситуация, в которую персонаж попадает в результате своих поступков. Осознание персонажем собственной вины в случившемся.понимание правоты героя-помощника, внутреннее перерождение. Спасение. Жизнь по новым правилам. Мораль.

v Метафора – намёк. Используется в тех случаях, когда необходимо помочь человеку самому дойти до нужной мысли (обычно неприятной для него и натыкающейся на психологическую защиту). При этом тот человек, который говорит, сохраняет возможность «откреститься» от сказанного (я такого не говорил, ты сам так понял), а тот, которому говорят, «сохраняет своё лицо», поскольку открыто его никто не ругает. Чаще всего для такой метафоры используются устойчивые общепризнанные сравнения и выражения.

v Метафора учебная. Многие научные явления бывает трудно объяснить человеку, не владеющему специальной терминологией. Однако зачастую показать суть явления можно на привычных жизненных (или вымышленных) примерах, обладающих схожими признаками. Кроме того, такой подход позволяет увидеть проблему под совершенно новым углом зрения, что развивает кругозор обучающегося.

v Метафора лечебная. Её задача – помочь человеку осознать и принять тот факт, что он сам загнал себя в психологическую ловушку,  которая привела к возникновению проблемы или к соматической болезни. А затем указать возможные пути решения проблемы и мотивировать человека на активные действия

v Метафора философская. Используется в тех случаях, когда нужно описать или объяснить неоднозначное явление жизни. То, которое трудно сразу понять или признать. Например, что добрый, но необдуманный поступок может послужить злу, а привычка к труду, нередко рутинному и скучному, даёт возможность прожить интересную  насыщенную жизнь,  полную вдохновения и открытий.

v Метафора – перевёртыш. Её  цель -  образумить человека, вставшего на опасный путь и не понимающего, куда он движется. Типичная проблема: человек постоянно совершает рискованные поступки, которые могут привести к беде и даже к гибели (например, любовь к быстрой езде на автомобиле). Структура: описание стиля поведения человека, выявление результата, которого он пытается добиться, логический вывод – кем он должен был бы быть, чтобы при таком поведении достигнуть указанного результата. Чаще всего он ведёт себя как киношный супермен, абсолютно неуязвимый. Неутомимый, всемогущий, а в реальной жизни всё совершенно по-другому. «тыканье носом» в этот факт. Напоминание о том, что, в отличие от описанного супермена, ребёнок – обычный человек из плоти и крови, для которого последствия неудачи неизбежно будут печальными.

v Метафора объяснительная.  Использует наглядный образ, для того чтобы объяснить какой-то жизненный процесс или явление; схожее по внешним признакам. Данный тип метафоры может быть использован для мотивации при освоении основ нового дела – часто скучных, рутинных, но необходимых.

v Метафора прогностическая.  Используется для наглядно демонстрации наиболее вероятных последствий сегодняшнего поведения. Объясняет причину негативных последствий и доказывает их логическую неизбежность.

v Метафора аналоговая.  Её назначение – помочь человеку осознать суть непонятной ситуации путём сопоставления её с другой, знакомой. Может, использовался, например, для мотивации человека на преодоление трудностей, связанных с освоением принципиально новой деятельности.

v Метафора – абстрактная схема.  Очень специфический и трудный тип. Суть её заключается в том, что все символы, задействованные в ней, носят подчёркнуто абстрактный характер, невозможный в действительности. Но вот они имеют одно ярко выраженное свойство, взятое из реальной жизни. Набор этих объектов и их ключевых свойств обыгрывается для того, чтобы показать, как подобные  же объекты , взаимодействуют в реальности. Чаще всего такая метафора применяется для ответа на сложные вопросы о жизни. Те, на которые трудно ответить с помощью простого логического рассуждения.

v Метафора многоуровневая комбинированная. Иногда проблема, требующая разрешения, настолько сложна и многогранна, что одна метафора не спасает положения. Приходится разбивать сложную проблему на несколько мелких и последовательно решать, сочетая метафоры с рационально-логическим рассуждением.

К сожалению, метафора не всегда служит добру. Ведь при всём её разнообразии она – лишь иллюстрация и не позволяет создать полную картину действительности, но успешно создаёт иллюзию полноты при умелом подходе с помощью метафоры можно доказать любую идею – даже самую сложную и жестокую особенно опасно это явление, потому, что метафора обращается к глубинной, некритичной части нашей психики. Вся политическая и бытовая демагогия, все детские дразнилки и взрослые ярлыки построены на использовании метафор.

Как же противостоять любителю использовать метафоры во зло? Самое главное - вынуждать его спорить открыто и на равных, переходить на язык конкретных аргументов и фактов, в котором он обычно силен. Вот несколько приёмов.

v Оперативное создание контрметафор. Пример.

Начальник создаёт подчинённым отвратительные условия работы, но требует высоких результатов. В ответ на претензии и жалобы привычно отмахивается; «Плохому танцору всегда пол мешает». Такому можно ответить: «конечно. Особенно  если пол из одних дырок, а кое-кто, обязанный их заделать, свои обязанности не выполняет».

v Снижение значимости самой метафоры. (Интересно, и, где же вы такой бред вычитали?).

v Унижение любителя метафор. (Я - то думал, что у вас своя голова на плечах, а вы только чужие мысли повторять умеете, и те не первой свежести).

v Разоблачение метафоры.  (К чему вы тут говорите: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Это вы себя, что ли Юпитером считаете?  (По мне, так вам до быка расти и расти).

v «Косить под дурака». «Мы люди простые, академиев не кончали, так что вы нам попроще объясните. ( Лучше всего фактиков дайте, да побольше).

Понятно одно, что использование этих приёмов открыто и не всегда возможно. Однако внутреннее проговаривание контрдоводов позволяет не «сломаться» психологически под действием столь ведомых аргументов.

Как  же научиться использовать в работе такое разнообразие метафор? Ответ прост и сложен. Как одновременно: надо постепенно учиться гибко и оперативно мыслить, формировать идеи и образы, говорить красиво и доступно. Материал же для работы в изобилии поставляют гуманитарные науки, да и сама жизнь. Нужно просто подмечать, анализировать и запоминать яркие случаи и эпизоды. А в нужный момент они сами всплывут в голове. И ни в коем случае не стоит пренебрегать навыками конкретно-логического мышления. В паре с навыками мышления образного они становятся великолепным инструментом общения и убеждения.

 


 

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Государственное общеобразовательное автономное учреждение

Сказка – ложь, да в ней намёк»

Сказка – ложь, да в ней намёк»

Выявление и рационализация проблемы, составление сценария её возникновения, развития и способов решения

Выявление и рационализация проблемы, составление сценария её возникновения, развития и способов решения

Кроме того, такой подход позволяет увидеть проблему под совершенно новым углом зрения, что развивает кругозор обучающегося

Кроме того, такой подход позволяет увидеть проблему под совершенно новым углом зрения, что развивает кругозор обучающегося

Метафора – абстрактная схема

Метафора – абстрактная схема

Разоблачение метафоры. (К чему вы тут говорите: «Что позволено

Разоблачение метафоры. (К чему вы тут говорите: «Что позволено
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020