Модель сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении ими образования, в том числе членов их семей

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Модель представляет собой совокупность обязательных требований при сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе при организации образовательного процесса, реализации рекомендаций, содержащихся в заключении в психолого-медико-педагогической комиссии (центральной, территориальной), по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее – обучающиеся с ОВЗ) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Иконка файла материала Модель сопровождения обучающися с ОВЗ.pptx

Модель сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении ими образования, в том числе членов их семей

Педагог-психолог,
заместитель директора
по УВР МБОУ «СТШ»
Голева
Александра Валерьевна

ПРИКАЗ «Об утверждении Модели сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении ими образования, в том числе членов их семей»
20.01.2023 10-П-137

Модель представляет собой совокупность обязательных требований при сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе при организации образовательного процесса, реализации рекомендаций, содержащихся в заключении в психолого-медико-педагогической комиссии (центральной, территориальной), по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее – обучающиеся с ОВЗ) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Предметом регулирования Модели являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухие обучающиеся:
слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся,
слепые обучающиеся,
слабовидящие обучающиеся,
обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
с задержкой психического развития,
с расстройствами аутистического спектра,
со сложными дефектами (тяжелыми множественными нарушениями развития).

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 части
5 статьи 5) (далее – Закон об образовании) зафиксирована ответственность
органов государственной власти субъектов Российской Федерации наравне
с органами местного самоуправления за реализацию права ребенка с ОВЗ
на получение всестороннего и качественного образования посредством
создания необходимых специальных условий.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс получения образования обучающимися с ОВЗ в Российской Федерации, является Закон об образовании, регламентирующий право обучающихся с ОВЗ на образование и обязывающий создавать специальные условия для получения качественного образования лицами названных категорий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации

Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания;
использование специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов;
использование специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки
в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, этой категории обучающейся необходимо создание специальных условий для получения образования исходя из решения ПМПК.
Обучающийся с инвалидностью – лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (нуждающиеся в создании специальных условий для
получения образования, имеющее справку медико-социальной экспертизы и заключение ПМПК).

Ответственными за реализацию мероприятий, установленных в выписке ИПРА ребенка-инвалида, являются муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации. На основании выписки из ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации с указанием исполнителей и сроков исполнения

Организация образовательной среды для обучающихся с ОВЗ В образовательных организациях, реализующих дошкольное образование. Зачисление детей с ОВЗ в образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования») (далее – Порядок), и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) воспитанника и заключения ПМПК. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования.

Зачисление детей с ОВЗ в образовательную организацию регламентируется порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка. Обучающиеся с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Содержание общего образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяется адаптированной основной образовательной программой (далее – АООП) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ.

Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ размещены на электронном ресурсе httр://fgоsrееstr.ru.
Также на электронном ресурсе httр://fgоsгееstr.ru размещены комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ разных нозологических категорий и классов.
Учебные планы, являющиеся частью примерных АООП,
разрабатывает образовательная организация самостоятельно на основе примерных учебных планов для каждой из нозологических групп обучающихся с ОВЗ.

Родители (законные представители) имеют право выбора формы
получения общего образования:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования);
формы обучения по конкретной общеобразовательной программе (очной, заочной, очно-заочной).

Возможно сочетание форм получения образования. Обучение обучающихся с ОВЗ может быть организовано (пункт 4 статьи 79 Закона об образовании):
совместно с другими обучающимися,
отдельных классах, группах (интеграция)
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

Особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе требования к предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ устанавливается в зависимости от нозологической группы (пункт 29 Порядка организации)

Организация образовательной деятельности и коррекционных
занятий сопровождаются:
учителем-дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом) на
каждые 6-12 обучающихся с ОВЗ;
учителем-логопедом на каждые 6-12 обучающихся с ОВЗ;
педагогом-психологом на каждые 20 обучающихся с ОВЗ;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с ОВЗ

В образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения.
Зачисление в образовательную организацию обучающихся с ОВЗ регламентируется порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 457 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Порядок приема), и осуществляется по их личному заявлению. Обучающиеся с ОВЗ при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (пункт 29 Порядка приема).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с ИПРА.

В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ образовательной организацией обеспечивается:
1) для обучающихся с ОВЗ по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети
Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми
или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных
материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения обучающегося;
2) для обучающихся с ОВЗ по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).


Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях.
Численность обучающихся с ОВЗ в учебной группе устанавливается до 15 человек.
При получении среднего профессионального образования
обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков

В организациях высшего образования.
Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп имеют право на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет средств бюджетных ассигнований автономного округа в пределах особой квоты. Особая квота устанавливается образовательной организацией высшего образования (также далее – ОО, вуз) в размере не менее чем 10 % от общего числа всех бюджетных мест.
При подаче заявления о приеме в вуз, кроме обязательного перечня документов, поступающий представляет документ, подтверждающий инвалидность.
При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа детей ОВЗ ОО обеспечивает создание условий с учетом особенностей психофизического развития поступающих, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – специальные условия, индивидуальные особенности).

Образовательная деятельность обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ реализуется на базе основных профессиональных образовательных программ высшего образования (далее – образовательные программы), адаптированных при необходимости для обучения указанных лиц, а для инвалидов также в соответствии с ИПРА. Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с ОВЗ осуществляется с учётом особенностей физического и (или) психологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Адаптированные образовательные программы разрабатывает образовательная организация с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при наличии личного заявления обучающегося и применяются в целях создания обучающимся с ОВЗ условий для приобретения необходимого уровня компетентности и подготовки к государственной итоговой аттестации.

В организациях, реализующих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам.
Для детей с ОВЗ в течение всего календарного года и в каникулярный период предоставляется возможность обучения по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам. Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы реализуются как непосредственно в организациях дополнительного детей, в том числе в негосударственных и у индивидуальных предпринимателей, так и в дошкольных и общеобразовательных организациях.
Услуги по реализации программ дополнительного образования за счет бюджетных средств осуществляется по сертификату дополнительного
образования.
Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, утвержденными приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.08.2016 № 1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Правила ПФДО), предусмотрены возможности установления повышенного номинала сертификата дополнительного образования для детей с ОВЗ при предъявлении заключения ПМПК.

Процедура зачисления на обучение по дополнительной общеобразовательной программе автоматизирована, при этом сохранена возможность зачисления ребенка на обучение по выбранной программе при очном обращении в организацию (требуется представить документ, подтверждающий личность заявителя, свидетельство о рождении ребенка, копию заключения ПМПК).
Для ребенка-инвалида рекомендованные программы и места их реализации фиксируются в непрерывном индивидуальном маршруте комплексной реабилитации и (или) абилитации и комплексного сопровождения людей с инвалидностью в разделах 2 «Педагогическая реабилитация» (мероприятие 5 «Включение в систему дополнительного образования») и 5 Социокультурная реабилитация» (мероприятие
2 «Организация клубной работы, посещение кружков, секций, в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта»)

В рекомендациях ПМПК определяются:
образовательная программа (адаптированная основная общеобразовательная программа с указанием кода программы и нозологической категории обучающегося);
уровень образования;
вариант и сроки реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования,
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
специальные методы обучения, специальные учебники, специальные учебные пособия, специальные технические средства обучения;
тьюторское сопровождение реализации АООП, сопровождение ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
организация коррекционной работы педагогами-психологами, учителями-логопедами, специальными психологами, учителями дефектологами (олигофренопедагогами, сурдопедагогами, тифлопедагогами).
В разделах 9 «Другие специальные условия» и 11 «Направления коррекционной-развивающей работы и психолого-педагогической помощи» заключения ПМПК могут быть указаны рекомендованные
направленности дополнительных общеобразовательных программ и виды деятельности ребенка с учетом особенностей психофизического развития.
В случае отсутствия в заключении ПМПК специфики обучения по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития ребенка, родителям (законным представителям) необходимо в заявительном порядке обратиться в территориальную или центральную ПМПК для получения таких рекомендаций.

Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
Функции инклюзивного детского отдыха, в том числе определены:
созданием благоприятных условий для оздоровления детей, восстановления израсходованных ресурсов детского организма,
развития их творческого потенциала,
совершенствования личностных возможностей,
приобщения к базовым культурным ценностям,
вхождения в систему социальных связей,
удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Инклюзивный детский отдых – отдых, направленный на социальную адаптацию детей с ОВЗ, развитие их самодеятельности и самостоятельности, предоставляет возможность общения со
сверстниками без нарушений развития.

Детский отдых детей с ОВЗ, помимо общего оздоровления включает в себя ряд задач:
- социальная интеграция детей с ОВЗ в среду обычных сверстников; - создание опыта жизни вне дома, без родителей и родственников; - создание опыта взаимодействия с новыми людьми, детьми и взрослыми; - выработка у детей навыков бытового самообслуживания; - формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения детей нормы и взрослых к особенным детям На сегодняшний день для отдыха и оздоровления детей с ОВЗ используются узкоспециализированные учреждения.
Информацию о летней оздоровительной кампании и реестр организаций отдыха детей и их оздоровления автономного округа, в том числе детей с ОВЗ, можно посмотреть на сайте автономного округа:
https://depobr.admhmao.ru/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey-i-molodezhi/

Помимо требований СанПиНа разработан ряд рекомендаций на
основе накопленного опыта организации смен для детей с ОВЗ, например:
1. Во время проведения ознакомительных экскурсий в лагере для детей с ОВЗ и их родителей важно учесть, какие жилые комнаты они посещают. Наиболее комфортным для ребенка будет, если в дальнейшем он будет жить именно в той комнате, которую увидел во время экскурсии. Это поможет лучше адаптироваться, так как он заезжает уже в знакомое ему место.
2. В жилой комнате средство передвижения должно размещаться таким образом, чтобы не затруднять перемещение других детей, но быть доступным для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, чтобы он мог самостоятельно им пользоваться.
В случае болезни ребенка с ОВЗ, ему необходимо некоторое время провести в изоляторе, где должна быть организована волонтерскую работу для его двигательной активности, бесед и игр. Некоторые дети, ограниченные в движении, в лагерной смене могут участвовать дистанционно.
В этом случае может быть организована частичная или полная дистанционная форма с помощью «Teams», «Zoom» и других интерактивных средств коммуникации. Планируя дистанционную форму необходимо в одном из зданий оздоровительного лагеря подготовить помещения для виртуального варианта оздоровления.


Благодарю за внимание!