Модель сопровождения обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья и инвалидностьюпри получении ими образования, в том числе членов их семей
Педагог-психолог,
заместитель директора
по УВР МБОУ «СТШ»
Голева
Александра Валерьевна
ПРИКАЗ«Об утверждении Модели сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении ими образования, в том числе членов их семей»
20.01.2023 10-П-137
Модель представляет собой совокупность обязательных требований при сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе при организации образовательного процесса, реализации рекомендаций, содержащихся в заключении в психолого-медико-педагогической комиссии (центральной,территориальной), по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее – обучающиеся с ОВЗ) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Предметом регулирования Модели являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухие обучающиеся:
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 части
5 статьи 5) (далее – Закон об образовании) зафиксирована ответственность
органов государственной власти субъектов Российской Федерации наравне
с органами местного самоуправления за реализацию права ребенка с ОВЗ
на получение всестороннего и качественного образования посредством
создания необходимых специальных условий.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процессполучения образования обучающимися с ОВЗ в Российской Федерации,является Закон об образовании, регламентирующий право обучающихсяс ОВЗ на образование и обязывающий создавать специальные условия дляполучения качественного образования лицами названных категорий длякоррекции нарушений развития и социальной адаптации
Под специальными условиями для получения образования
обучающимися с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки
в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, этой категории обучающейся необходимо создание специальных условий для получения образования исходя из решения ПМПК.
Обучающийся с инвалидностью – лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (нуждающиеся в создании специальных условий для
получения образования, имеющее справку медико-социальной экспертизы и заключение ПМПК).
Ответственными за реализацию мероприятий, установленных в выписке ИПРА ребенка-инвалида, являются муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации. На основании выписки из ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации с указанием исполнителей и сроков исполнения
Организация образовательной среды для обучающихся с ОВЗ В образовательных организациях, реализующих дошкольное образование. Зачисление детей с ОВЗ в образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательнымпрограммам дошкольного образования») (далее – Порядок), и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) воспитанника и заключения ПМПК. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой дошкольного образования.
Зачисление детей с ОВЗ в образовательную организацию регламентируется порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка. Обучающиеся с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Содержание общего образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяется адаптированной основной образовательной программой (далее – АООП) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ.
Примерные адаптированные образовательные программы для категорий обучающихся с ОВЗ размещены на электронном ресурсе httр://fgоsrееstr.ru.
Также на электронном ресурсе httр://fgоsгееstr.ru размещены комплекты примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ разных нозологических категорий и классов.
Учебные планы, являющиеся частью примерных АООП,
разрабатывает образовательная организация самостоятельно на основе примерных учебных планов для каждой из нозологических групп обучающихся с ОВЗ.
Родители (законные представители) имеют право выбора формы
Особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе требования к предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ устанавливается в зависимости от нозологической группы (пункт 29 Порядка организации)
Организация образовательной деятельности и коррекционных
занятий сопровождаются:
учителем-дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом) на
каждые 6-12 обучающихся с ОВЗ;
учителем-логопедом на каждые 6-12 обучающихся с ОВЗ;
педагогом-психологом на каждые 20 обучающихся с ОВЗ;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с ОВЗ
В образовательных организациях, реализующих образовательныепрограммы среднего профессионального образования и профессионального обучения.
Зачисление в образовательную организацию обучающихся с ОВЗрегламентируется порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 457 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Порядок приема), и осуществляется по их личному заявлению.Обучающиеся с ОВЗ при поступлении в образовательныеорганизации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (пункт 29 Порядка приема).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с ИПРА.
В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ образовательной организацией обеспечивается:
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных
материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения обучающегося;
2) для обучающихся с ОВЗ по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях.
Численность обучающихся с ОВЗ в учебной группе устанавливается до 15 человек.
При получении среднего профессионального образования
обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков
В организациях высшего образования.
Образовательная деятельность обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ реализуется на базе основных профессиональных образовательных программ высшего образования (далее – образовательные программы), адаптированных при необходимости для обучения указанных лиц, а для инвалидов также в соответствии с ИПРА. Обучение по адаптированным образовательным программам обучающихся с ОВЗ осуществляется с учётом особенностей физического и (или) психологического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Адаптированные образовательные программы разрабатывает образовательная организация с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при наличии личного заявления обучающегося и применяются в целях создания обучающимся с ОВЗ условий для приобретения необходимого уровня компетентности и подготовки к государственной итоговой аттестации.
В организациях, реализующих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам.
Процедура зачисления на обучение по дополнительной общеобразовательной программе автоматизирована, при этом сохранена возможность зачисления ребенка на обучение по выбранной программе при очном обращении в организацию (требуется представить документ, подтверждающий личность заявителя, свидетельство о рождении ребенка, копию заключения ПМПК).
Для ребенка-инвалида рекомендованные программы и места их реализации фиксируются в непрерывном индивидуальном маршруте комплексной реабилитации и (или) абилитации и комплексного сопровождения людей с инвалидностью в разделах 2 «Педагогическая реабилитация» (мероприятие 5 «Включение в систему дополнительного образования») и 5 Социокультурная реабилитация» (мероприятие
2 «Организация клубной работы, посещение кружков, секций, в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта»)
В рекомендациях ПМПК определяются:
Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов
Детский отдых детей с ОВЗ, помимо общего оздоровления включает в себя ряд задач:
- социальная интеграция детей с ОВЗ в среду обычных сверстников;- создание опыта жизни вне дома, без родителей и родственников;- создание опыта взаимодействия с новыми людьми, детьмии взрослыми;- выработка у детей навыков бытового самообслуживания;- формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения детей нормы и взрослых к особенным детям На сегодняшний день для отдыха и оздоровления детей с ОВЗ используются узкоспециализированные учреждения.
Информацию о летней оздоровительной кампании и реестр организаций отдыха детей и их оздоровления автономного округа, в том числе детей с ОВЗ, можно посмотреть на сайте автономного округа:
https://depobr.admhmao.ru/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniya-detey-i-molodezhi/
Помимо требований СанПиНа разработан ряд рекомендаций на
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.