Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории
Оценка 4.6

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Оценка 4.6
docx
17.01.2020
Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории
использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории.docx

 

 

 

 

 

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

 

Автор: Калашева Ольга Викторовна

Учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 548 г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 


 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                  

 

Глава 1  Фасилитированная дискуссия: понятие,

сущностные характеристики                                                                  

 

Глава 2 Роль фасилитатора, как руководителя дискуссии                

 

Глава 3 Применение фасилитированной дискуссии на уроках

 истории и во внеурочной работе                                                          

 

Заключение                                                                                               

 

Литература                                                                                                

 

 

 

 


 

Введение

 

Современная эпоха характеризуется быстрым увеличением визуального потока информации, охватывающего многие сферы человеческой деятельности. Предметный мир, окружающий человека, все чаще предстает в его сознании как совокупность визуальных образов, транслируемых через возрастающее число новых и достаточно разнообразных средств визуальной коммуникации - кино, телевидение, интернет. Все это, в совокупности, привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». Через визуальный канал к человеку из окружающего мира поступает 90 % информации. Следовательно, качество этой информации является важными факторами становления отношения человека к миру. [1]

В центре современного общего образования – ребенок, развивающуюся личность которого мы хотели бы видеть мыслящей, чувствующей, открытой для контактов с окружающим миром и обладающей широкими возможностями общения. Новые подходы к образовательному процессу трансформировали прежнюю, жестко регламентированную систему образования, построенную на субъектно-объектных отношениях, задали стремление к пересмотру роли и места гуманитарных дисциплин в школе. [9]

Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если ориентироваться на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как  процесс осмысленного учения. [8]

В настоящее время в образовательном процессе наблюдается засилье письменных работ, разнообразных форм дистанционного обучения, что привело к уменьшению внимания на монологическую и диалогическую речь учащихся. Дети всё меньше и меньше говорят на уроках, не умеют высказать суждение, формулировать собственное отношение, сделать выводы. Каждый учитель в работе, наверняка, сталкивался с «молчащими» классами, где дети довольно хорошо пишут проверочные работы, ВПР и даже сдают экзамены. Но вступить с ними в беседу, дискуссию, практически невозможно. На развернутые устные ответы по теме времени на уроке катастрофически не хватает. И пока один ученик с трудом пытается ответить, остальные скучают.

Ученику, как субъекту, активно осваивающему окружающее пространство, необходимо создать условия, которые помогут ему эффективно использовать свои познавательные, личностные особенности. Современное образование в недостаточной степени использует потенциал визуальных объектов для развития  способностей учащихся. [1]

Актуальность проблемы массового включения учащихся в образовательный процесс в современной школе очевидна. Частично ее может решить применение на уроках и во внеурочной деятельности метода фасилитированной дискуссии.

Целью данной работы является рассмотреть использование данного метода, показать его эффективность.

Работа предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть особенности фасилитированной дискуссии, как метода обучения;

- выявить роль фасилитатора, как руководителя процесса;

- показать возможности использования фасилитированной дискуссии в обучении;

- предложить разработки урока и внеурочного мероприятия (виртуальной образовательной экскурсии) с использованием данного метода.

Методика фасилитированной дискуссии  содействует развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию изучаемого материала, установлению собственной, естественной системы связей, воспитанию толерантного отношения к другому человеку, его мнению и взгляду, развитию коммуникаций, формированию универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1   Фасилитированная дискуссия: понятие, сущностные характеристики

 

           Основоположником понятия фасилитации является американский психолог, представитель гуманистической педагогики Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987). Термин «фасилитация» происходит от английского глагола “facilitate” – облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать.

В педагогике термин «фасилитация» - это управление учебной деятельностью учащихся, при котором учитель занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки. Применительно к школе под «фасилитацией» следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности. [10]

             Основными задачами фасилитации являются:

1) развитие индивидуальности и творческих проявлений учащихся;

2) стимулирование, оказание педагогической поддержки и инициирование разнообразных форм активности учащихся на всех этапах педагогического процесса, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого. [7]

            Педагогическая фасилитация решает задачу стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемого, их особого стиля общения и особенностей личности педагога.

В основе данной технологии лежит позитивное принятие каждого учащегося и создание условий, помогающих усвоить учебный материал осознанно.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно,  с разных сторон, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться  идеями, опытом и предположениями.

             В фасилитации часто используют тактильные и визуальные техники, то есть исследуются видимые или осязаемые объекты. Фасилитатор использует в диалоге произведения изобразительного искусства, таблицы, зарисовки, конструктор, игрушки, макеты и т. д. Благодаря этому, у участников нет возможности отвлечься на другую тему. В итоге, каждый из них становиться частью единого мыслительного процесса.

           Фасилитированная дискуссия представляет собой коллективное обсуждение произведения, опирающееся на определенную систему последовательно задаваемых учителем вопросов, где участники вступают в диалог по собственному желанию. Каждый учащийся обладает собственной точкой зрения, поэтому главной задачей фасилитации является интеграция мыслей отдельных учащихся в единое эффективное решение.[6]

Основные задачи, стоящие при развитии визуальной культуры - это:

-научить вглядываться (развиваем способность видеть);

-научить задумываться над увиденным (развиваем способность интерпретировать);

-научить эмоционально воспринимать увиденное (развиваем художественный вкус и способность получать эстетическое удовольствие). [2]

            Фасилитированная дискуссия может быть как разовым мероприятием, так и  серией мероприятий. Она решает как специализированные, так и абстрактные проблемы. Для правильной организации такой дискуссии необходимо наличие следующих компонентов:
- группа, в которую входят участники (в нашем случае это школьный класс);
- ведущий, в роли которого выступает учитель, готовый к сотрудничеству с детьми и умеющий создать благоприятную для работы
атмосферу;
- стимул, который представляет собой необходимость изучения определенной темы всеми участниками (объект для обсуждения);

- стратегия, состоящая из специально подобранных вопросов и техники парафраза, которая понимается как определенный порядок работы;
- результат, который может быть выражен в виде находки, догадки, ощущения у участников дискуссии внутреннего комфорта и уверенности в своих силах, открытия нового в себе, в другом человеке, в исследуемом произведении.
[2]

            Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому её участнику вынести свою мысль на обсуждение, быть выслушанным и принятым окружающими. В ходе этого процесса высказывание одного ребенка направляет внимание и служит стимулом для мыслей других детей. При коллективном обсуждении учащиеся помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться в объект, который постепенно складывается в восприятии ребенка в единый образ. Со временем дети начинают осознавать, что существует много различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета или явления и они равноценны. [2]

              Организация занятий в форме фасилитированной дискуссии требует определенного алгоритма вопросов открытого характера. Именно открытость вопроса, помноженная на открытость объекта совместного рассматривания, обеспечивают вариативность, сугубую индивидуальность и неповторимость ответов детей. Это позволяет педагогу пользоваться алгоритмом вопросов и методикой парафразов в точном соответствии с уровнем развития, состоянием и настроением ребенка. Уникальность методики состоит в особом методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками предлагаемого объекта.

             Последовательность вопросов, задаваемых учителем, строго продумана и соответствует особенностям развития художественного восприятия. Обсуждение начинается с вопросов: "Что вы здесь видите?". Учитель, побуждая детально рассматривать картину (объект), задает другие варианты вопроса: "Что вы видите кроме этого?", "Кто-нибудь может что-нибудь добавить?". Другой вопрос: "Что здесь происходит?" требует от детей нахождения связей между изображенными предметами, персонажами, рассказа о сюжете произведения. Так, ребенок не просто перечисляет увиденное, а выражает своё мнение и даёт собственные интерпретации.
В дальнейшем, помимо вопросов общего характера, появляются более направленные вопросы, требующие углубленного, вдумчивого рассматривания: "Как вы думаете, кто это?", "Что вы можете сказать об этом человеке (людях)?", "Где это происходит?", "Когда это могло происходить?". Такие вопросы побуждают детей обращать внимание на позы, жесты персонажей, а также на одежду, характер интерьера, пейзаж, нюансы освещения и т. п. Постепенно в дискуссию включаются вопросы, предполагающие наличие умения понимать смысл изображения и

задумываться над особенностями поведения, мыслей и чувств изображаемых
на картине людей: "О чем могли говорить эти люди?", "О чем думает этот человек?", "Что чувствует этот человек?", "С помощью чего автору удалось передать такое настроение?" и т. д. Вопрос: "Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?" ("Что позволило тебе так сказать?", "Что даёт тебе право так считать?") побуждает детей обосновывать своё мнение, делать его более убедительным. Завершать обсуждение могут такие обобщающие вопросы, как: "Что общего между картинами (объектами)?" (если сравнивается несколько изображений), "Как могла бы называться эта картина, объект?", "Что вас больше всего здесь заинтересовало?", "Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? ".
[4]

            Для привлечения к групповой дискуссии так называемых "молчунов", детей, активность которых внешне никак не проявлялась в силу разных причин (замкнутость, стеснительность, боязнь высказываться и других), используются специальные приемы. Например, к ним лично учитель обращается с вопросом: "А что ты здесь видишь?", "Может быть, Дима хочет что-то сказать?". Если ребенок приходит в замешательство от вопроса, то его негативные переживания сглаживаются фразами: "Ты еще подумаешь над этим", "Я уверена, у тебя были причины так сказать".

               При возникновении на занятии спорных моментов в обсуждении, для предотвращения конфликтной ситуации учитель использует такие  высказывания, как: "У нас появилось несколько точек зрения, и все они имеют право на существование", "Сколько людей, столько и мнений" и другие. Использование учителем подобных приемов ненасильственной коммуникации создает атмосферу психологической  безопасности, способствует приобретению уверенности в себе и самораскрытию ребенка.

Таким образом, можно выделить следующие требования к вопросам  фасилитированной дискуссии:

- простая, понятная для всех, формулировка;

- отсутствие в вопросе какой-либо информации или оценочных суждений;

- вопрос не должен подразумевать кратких ответов «да» или «нет».

             Все промежуточные и конечные результаты могут фиксироваться на доске или бумаге. Следует фиксировать не только значимую информацию, но и важные мысли, которые отличаются от того, что звучало ранее по ходу обсуждения, и делать их достоянием всей группы. Это поможет общему пониманию и продвижению группы по обсуждаемым вопросам более глубоко и широко. Визуализация дискуссии и ее результатов способствует лучшему общему пониманию, фокусировке внимания участников, возможности в любой момент обратиться в написанному, а также создать визуальные картинки сказанного, которые позволят лучше запоминать важную информацию.

             Таким образом, фасилитация – это организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Очевиден и педагогический потенциал изображения, как наиболее подходящий фактор формирования самостоятельности и креативности мышления ребенка.

             Существует пять основных правил, которые и выделяют фасилитацию среди всех инструментов. Их строгое соблюдение, позволит эффективно проводить обучение, а так же диалоги.

1. Фасилитатор должен быть открыт при работе с группой.

2. В процессе нет главных. Вся группа - единый механизм, где каждая деталь играет важную роль.

3. Все участники – эффективные и состоятельные личности. Все могут решать проблемы и задачи.

4. Все мнения одинаково важны.

5. Главная задача – всестороннее исследование объекта, процесса. [8]

             Очень важным является отбор объекта рассмотрения в соответствии с целями и задачами, а также, основными этапами становления визуального мышления как функциональной организации познавательных и эмоциональных процессов. Он должен соответствовать следующим принципам:

- доступность (доступным на том или ином этапе считается такое произведение, в котором дети могут понять содержание и высказать  смысловые версии);

- содержательность (предполагает оптимальную насыщенность объекта деталями и /или изображение на ней легко определяемых эмоций, что дает возможность для создания детьми развернутого рассказа с целью передачи своего зрительского отношения к произведению);

-  охват широкого спектра жизненных явлений (изображение исторических событий, повседневной жизни, людей разных эпох, природы, интерьеров и др.);

- последовательность (учитываются возрастные особенности детей,  уровень развития их визуальной культуры, особенности самого произведения);

- сочетаемость (организация восприятия на одном занятии нескольких произведений, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, авторства, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно-выразительных средств и др.) [4]

            Фасилитированная дискуссия вырабатывает такие  важные умения, как:

- слушать (то есть направлять свое внимание и волю на предмет дискуссии);

- слышать (то есть стараться понять то, о чем говорится, соотнести  приводимые доводы с тем, что утверждается);

- принимать чужое мнение (то есть опираться на то положительное, что в нем содержится, и развивать его, обогащая своими мыслями). [4]

           Основная особенность фасилитации в том, что новое знание выводится не учителем, а учащимися. Однако, на пути к конструктивным решениям,

процессом обсуждения и групповой работой необходимо управлять – координировать действия участников. Этой координацией должен заниматься руководитель дискуссии, учитель, владеющий широким спектром методов фасилитирования (как структурирования содержания, так и управления участниками встречи).


 

Глава 2  Роль фасилитатора, как руководителя дискуссии

 

            Фасилитатор – это не тот, кто сам выполняет определенную задачу, а тот, кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми и владеет специальными техниками, которые позволяют группе принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки. Фасилитатор отвечает за процесс, группа – за содержание. Под содержанием понимаются фактические идеи, предложения и решения, которые группа вырабатывает во время группового обсуждения первоначальных идей и мыслей ее участников. Содержание – это то, над чем работают участники, чтобы достичь поставленной цели дискуссии.

             Для того, чтобы понять, кем является фасилитатор, больше всего подходит аналогия с тренером, который организует, направляет, стимулирует, оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации фасилитатор не должен бездумно применять "шаблонный подход", оперируя стандартными схемами действий, использовать стереотипное восприятие, излагать свой личный взгляд на проблему, предлагать свой способ решения. Безоценочное восприятие ситуации, с помощью которых группа сама должна найти решение, – лучшее оружие фасилитатора.

             К. Роджерс назвал комплекс необходимых личностных качеств учителя «необусловленным позитивным вниманием к человеку». [10]

 Учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для обеспечения и поддержки (фасилитации) их осмысленного учения и личностного развития в целом. [10]

            Фасилитация – это особый вербальный инструмент, помогающий настроить диалог, который дает возможность каждому из присутствующих высказать свою точку зрения. Все участники дискуссии действуют по единой схеме, что позволяет каждого из них полностью включить в процесс обучения или обсуждения.

           Лидером дискуссии принято называть – фасилитатора. Именно он задает ключевой ритм встречи. Фасилитатор является  человеком, включающим всех участников в диалог обсуждения. Фасилитатор -  это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному вопросу или поставленной задаче. [7]

              Как было отмечено ранее, фасилитированная дискуссия представляет собой коллективное обсуждение произведения, опирающееся на определенную систему последовательно задаваемых педагогом вопросов. Задача педагога - фасилитатора - помочь высказаться каждому, поддержать различные мнения, дать почувствовать ребенку свою значимость в развитии дискуссии. Основными инструментами ведения дискуссии являются парафраз и линкинг (обобщающий парафраз). Результатом такой дискуссии становится выстраивание спектра различных позиций к предмету обсуждения и формирование культуры взаимодействия. [4]

           Фасилитатор – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. Он не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых  группа сама находит решение. Поэтому роль фасилитатора должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно, созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Можно выделить основные черты деятельности фасилитатора. Он должен:

- придерживаться на протяжении всей дискуссии курса разговора;

- отсеивать неудачные решения;

- настраивать группу на нужный мыслительный процесс, благодаря, которому анализ предложенных решений происходит в несколько раз быстрее;

- включать каждого участника в диалог или обсуждение, создавая сопутствующую к этому атмосферу;

- подталкивать участников на личные изменения. [3]

             Главная задача состоит в том, чтобы позволить участникам свободно высказываться и рассуждать. Учитель на протяжении всей дискуссии должен уделять каждому участнику процесса равное количество времени и внимания. Фасилитатору нужно быть готовым:

- "уравнивать" позиции в обсуждении между учениками;

- заставить участников посмотреть на ситуацию глазами других, увидеть в этом взгляде суть, преимущества, недостатки, попытаться понять этот взгляд, и что он несет для общего результата;

- предлагать алгоритм групповой работы, в котором права и обязанность озвучить свой голос будут у каждого;

- зафиксировать голос каждого;

- интегрировать все голоса в единое решение, в котором будет часть голоса

 каждого;

- реализовать решение.

             Одна из важнейших функций педагога в работе по данной технологии  – осуществление  парафраза (от греч.  paraphrasis – «перетолкование»), который представляет собой в самом общем смысле предложение речевого высказывания ребёнка,  скорректированное и уточненное повторение его мысли по поводу объекта. Перефразировать ответы детей учитель должен так, чтобы смысл их был не искажён, а скорректирован в соответствии с литературной нормой. Тем самым педагог даёт ребёнку понять, что его ответ услышан и принят, и усиливает, таким образом, значимость каждого высказывания.  Деятельность педагога, в этом случае, заключается в организации пространства и ситуации свободного общения, а не в высказывании собственного мнения. [4]

             Фасилитатор – это основной элемент, который на момент начала применения метода должен умело выполнять возложенные на него обязанности. Ему следует уметь собирать мнения участников, переформулировать и записывать их в случае необходимости. Цель фасилитатора – поддерживать группу для выполнения стоящих перед ней задач. В итоге этой работы все участники группы должны уметь четко сформулировать понятные всем выводы и решения. Эффективный фасилитатор, прежде всего, должен обладать следующими чертами личного характера и профессиональными навыками. Он должен быть:

- личностно-ориентированным;

- уважающим каждого участника группы;

- готовым принять чужие идеи и точки зрения;

- демократичным;

- отдающим предпочтение группе, а не целям отдельных его участников.

Профессиональный фасилитатор должен уметь по ходу дискуссии применить следующие навыки:

- вызывать доверие у группы;

- внимательно слушать то, о чем говорят, но не оценивать и не давать поспешных советов;

- задавать открытые вопросы, слушать и воспринимать ответы, стараться построить логичную структуру ответа;

- использовать методы, которые могут помочь участникам группы продуктивно работать вместе;

- владеть навыками управления собственным и групповым временем;

- создавать возможность для участников группы делиться значимым опытом;

- стремиться вместе с участниками группы пройти через возникающие препятствия;

- создавать безопасную и комфортную рабочую среду;

- обеспечивать возможность обучения и самообучения;

- фиксировать выработанные решения;

- налаживать простую, ясную, уважительную коммуникацию между участниками группы;

- анализировать и синтезировать сказанное по поводу тех или иных проблем; 

- обеспечивать обратную связь между участниками процесса, не допуская при этом наступательных и оборонительных форм общения. [7]

           Задача учителя - всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности. Не надо бояться и  неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир. Учителю необходимо стараться быть гибким, следовать ситуации, ведь мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива. Взаимодействие «учитель – ребёнок», «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – группа» на занятиях соответствует принципу ненасильственной коммуникации. [4]

             Не менее важной задачей в процессе фасилитирования является создание атмосферы, при которой участники группы будут сфокусированы на достижении консенсуса. Консенсус – это не тогда, когда все соглашаются, а когда участники согласны согласиться. Многие начинают обсуждение с разными взглядами. Необходимо создать такой процесс и условия, чтобы участники:

- услышали друг друга;

- осознали, что стоит за разными мнениями и позициями;

- поняли аргументы друг друга;

- выработали альтернативы и другие возможные решения.

Для эффективного управления процессом, выработки решений фасилитатор должен обеспечить выполнение следующих аспектов:

- сфокусировать группу на теме и цели;

- произвести сбор информации и мнений;

- зафиксировать результаты группового обсуждения;

- обеспечить достижение консенсуса и принятие решений;

- предотвращать доминирование и поддерживать вовлеченность всех участников группы;

- подвести итоги обсуждения.

             Фасилитатор должен создать атмосферу, при которой процесс достигнет консенсуса. Если в ходе обсуждения возникает спор, обсуждение становится эмоциональным, это приводит к тому, что слишком много времени теряется. В такой ситуации нужно осознанно и аккуратно использовать техники вмешательства,  помогая группе вернуться в конструктивное русло обсуждения основной темы.

Чтобы помочь группе достичь консенсуса, фасилитатор должен:

- выявлять моменты согласия;

- формулировать высказывания, чтобы подчеркнуть общность идей;

- исследовать цели отдельных участников;

- подталкивать учеников исходить от идей других;

- проверять, соответствует ли консенсус первоначальной задаче.

Фасилитатор – хранитель процесса. Он должен четко соблюдать заданные рамки времени и не отвлекаться на, казалось бы, важные, но не имеющие в данный момент реальной ценности отклонения от темы.

               Учитель, в роли фасилитатора, играет важную роль в дискуссии, являясь связующим звеном между исследуемым объектом и учениками. Учитель - фасилитатор так же, как и дети, активно вовлечен в процесс рассматривания произведений, что способствует и его собственному эстетическому развитию одновременно с эстетическим развитием его учеников. Учитель принимает в дискуссии «направляющее участие», представляющее собой процесс сотрудничества, в ходе которого взрослый и ребёнок совместно решают стоящие перед ними задачи, на равных участвуя в поисках ответов на вопросы, связанные с постижением смысла объекта рассмотрения. В этом случае, учение находится  в  активной позиции обучающегося, т.е. обучающего самого себя с помощью сверстников и взрослого. [4]

            Таким образом, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении, учитель способствует формированию личности ученика, выявлению и развитию его потенциальных способностей, задатков; создает условия для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика. [10]

 

Глава 3 Применение фасилитированной дискуссии на уроках

истории и во внеурочной работе

 

              Фасилитированная дискуссия в обучении имеет широкий спектр применения.

I Изучение нового материала на уроке

           Фасилитированная дискуссия может быть проведена в  любом классе, на любом этапе урока: как способ введения учащихся в изучаемую тему, в ходе изучения темы, в качестве повторения изученного. Такая дискуссия может быть как хорошим «мотиватором», так и иллюстрацией изучаемого материала, а также сопровождать рефлексию.

          В качестве предлагаемых изображений можно использовать иллюстрации, данные в учебнике (ведь именно они будут впоследствии включены в содержание ВПР), из материалов ГИА, ВОШ, но выведенные отдельно на экран. Также можно предложить для рассмотрения картины русских и зарубежных художников, которые в своем творчестве обращались к истории, сюжетам мифов, Библии и т. д. Обсуждение признанных шедевров изобразительного искусства расширит кругозор и может побудить некоторых учащихся к более глубокому изучению темы.

           Если дискуссия проводится в начале урока, учитель предлагает для обсуждения изображение или объект, иллюстрирующие изучаемую тему (не называя её). Дети рассматривают изображение или объект, выделяя все детали, пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке,  сформулировать тему урока. Непринужденная беседа, общение детей друг с другом, возможность высказаться и дополнить высказывания товарищей создадут доверительный психологический климат, облегчат восприятие, что позволит более продуктивно усвоить новый материал.

             Таким образом, использование метода фасилитированной дискуссии в качестве мотивации, при котором дети работают самостоятельно, высказывая собственные суждения, которые не являются неправильными, позволяет заинтересовать учащихся, подвигнуть их на активную работу на протяжении всего урока. А чтобы дискуссия достигла запланированной цели, учителю необходимо сформулировать такие вопросы, на которые сможет ответить каждый ребенок без исключения. Также, данный метод очень эффективен во время проведения открытых уроков различного уровня. А детальное рассмотрение иллюстраций учебника, карт на любом этапе урока, в дальнейшем, поможет учащимся правильно выполнить соответствующие задания ВПР, ГИА, ВОШ.

II Подготовка к ВПР, ГИА, ВОШ

              Тексты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ВОШ как по истории, так и по обществознанию, содержат задания с иллюстративным материалом. Через рассматривание изображений, анализ деталей, учащиеся могут с большей вероятностью прийти к правильному ответу, определив событие, явление, государство, памятник культуры. Можно сгруппировать изображения по историческому периоду, памятникам русской и зарубежной культуры (история 6 класс), государству (история 5 класс), темам обществознания. В этом случае, рационально использовать сравнение нескольких изображений. Практика показывает, что значительная доля ошибок, при выполнении данного вида работ, допускается учащимися из-за невнимательности (Ой, я не заметил! Ой, я не увидел!) А метод фасилитированной дискуссии нацелен, прежде всего, на обучение концентрировать внимание, находить все, казалось бы незначительные элементы изображения. Таким образом, если ученик самостоятельно нашел и проговорил все детали, то эффективность запоминания и нахождения верного решения, несомненно, возрастает.

III Проведение внеурочных мероприятий: реальных и виртуальных образовательных экскурсий, путешествий, тематических классных часов.

             Благодаря использованию фасилитированной дискуссии происходит более глубокое погружение в тему, которая даст не только новые знания, но и может вызвать у детей эмоциональный отклик, заинтересовать, подвигнуть на более глубокое изучение материала, вывести учащихся на проектную деятельность.

           В качестве результатов применения фасилитированной дискуссии можно выделить следующие:

Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.

Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.

Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.

Развитие способности продуцировать множество решений.

Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.

Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.

Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.

Развитие умения работать в группе.

Развитие умения выступать публично.

Обеспечение подготовки учеников к последующей научной ипроектной деятельности. [10]

             Таким образом, благодаря фасилитированной дискуссии, у учащихся формируется умение детально видеть объект, анализировать его, делать самостоятельные выводы, выражать свое отношение, что способствует более успешному обучению и личностному развитию.

 


 

Заключение

 

            Сейчас со всей остротой возникла проблема становления визуальной культуры как необходимого условия понимания созданных человечеством способов и средств визуальной коммуникации. Возникает задача обоснования средств, ведущих к увеличению осмысленности восприятия окружающей среды и регуляции поведения. Особая роль в этом процессе отводится образованию, как средству, позволяющему организовать оптимальное взаимодействие человека с напряженным визуальным потоком. В процессе образования учащийся приобретает возможность избирательно реагировать на избыток визуальной информации. Здесь формируется совокупность перцептивно-смысловых установок, визуальное мышление, а также складывается сенсорная организация человека в целом. [3]

           Развитие визуальной культуры – это непрерывный процесс постепенного освоения личностью новых возможностей восприятия и интерпретации визуальных объектов.

          Технология фасилитированной дискуссии побуждает ребенка к изменениям, стимулирует глубинные личностные преобразования: способствует развитию чувственной и логической сфер, творческого мышления, воображения и фантазии, толерантности и коллективизма, обеспечивает становление системы ценностей и убеждений.

           Универсальность данной технологии заключается в возможности ее использования целиком или отдельных элементов в рамках образовательных предметов, а также возможности ее использования во внеурочной деятельности. Диалог является средством самовыражения и самореализации, механизмом самораскрытия индивидуальности учащихся, саморазвития их неповторимых черт. Совершенствуются навыки диалогического общения, создаются условия для развития критического и рефлексивного мышления, проявления активности и инициативности, происходит приобщение к культуре, формируется личностно-гуманное отношение к участникам дискуссии.

            Теоретический обзор технологии фасилитированной дискуссии показал, что она строится на опережающей, проблемной, деятельностной, диалоговой, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. Такая дискуссия позволяет обеспечить благоприятный психологический климат в процессе обучения, пространство свободы для принятия самостоятельных решений, самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности, развитие личностного потенциала обучающихся; стимулирует и мотивирует процесс осмысленного учения. Это происходит за счет особого стиля общения и предоставления учащимся высказать субъективную позицию, через привлечение учащихся к целеполаганию, самопознанию, контролю и рефлексии собственной учебной деятельности, в результате чего возникает потребность в саморазвитии. Применение метода «фасилитации» в обучении может привести к повышению эффективности  групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

              Работа решила поставленную цель: показала возможность и эффективность практического использования фасилитированной дискуссии на уроках и во внеурочной деятельности. Были освещены следующие вопросы:

- дан теоретический обзор особенностей метода фасилитированной дискуссии;

- рассмотрена роль фасилитатора, как руководителя дискуссии;

- показаны способы применения фасилитированной дискуссии.

            Данный метод актуален для обучающихся всех возрастов. Он развивает фантазию, уравновешенность, терпение, внимание. Это эффективный способ работы с застенчивыми, неуверенными, тревожными детьми.  На протяжении определенного времени группа ребят обсуждает картины, предметы, объекты, которые обладают сюжетом. Созданная во время обсуждения обстановка интереса и принятия, способствует тому, что ребенок со временем открывается, начинает высказываться, не боясь осуждения, становится увереннее, более полно усваивает изучаемый материал. Максимальная раскрепощенность, полная свобода слова, уважение достоинства каждого, поощрение различных идей безотносительно к их ценности – вот та среда, которая в полном объеме будет отвечать принципу фасилитации и формировать у обучающихся ценности современного общества.

             В результате использования фасилитированной дискуссии в обучении ученики приобретают личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; ориентацию на успех в учении и творчестве. [10]


 

Литература

 

1. Лагун А. В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы диссертация  кандидата психологических наук 2009 [Электронный ресурс] http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/vizualnoe-myshlenie-starsheklassnikov-i-ego-formirovanie-v-uslovijah-realizaci

2. Фасилитированная дискуссия (статья)  [Электронный ресурс] https://www.liveinternet.ru/users/talk-to-me/post189671343/

3. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития [Электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-fasilitatsiya-osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya/viewer

4.Грузинская О.И. Специфика организации фасилитированного обсуждения произведений искусства (статья) Социальная сеть работников образования  [Электронный ресурс]https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/08/24/spetsifika-organizatsii-fasilitirovannogo-obsuzhdeniya-proizvedeniy

5. Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс] URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317

6.Ермолаева Е.О. Применение метода фасилитированной дискуссии (статья)  Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/25/primenenie-metoda-fasilitirovannoy-diskussii

7. Пундик И.Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза Ярославский педагогический вестник № 2-2009 [Электронный ресурс] http://vestnik.yspu.org/releases/2009_2g/30.pdf

8. Принципы и правила фасилитации Консалтинговая группа Донских (статья)[Электронный ресурс] https://donskih.ru/2017/06/metod-fasilitatsii/

9. Кто такой фасилитатор?(статья) [Электронный ресурс] https://personalimage.ru/articles/facilitation/kto-takoy-fasilitator/

10. Фасилитация – ведущая роль современного педагога Инфоурок Библиотека материалов[Электронный ресурс]https://infourok.ru/fasilitaciya-veduschaya-kompetenciya-sovremennogo-pedagoga-932601.html

 

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории

Использование метода фасилитированной дискуссии на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020