Использование метода фокальных объектов для развития творческой активности школьников в цифровом обучении.

  • docx
  • 26.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Филиппов .docx

Использование метода фокальных объектов

 для  развития творческой активности школьников

в  цифровом обучении.

Филиппов М. Ю.,

учитель технологии МОАУ «СОШ №34», г. Оренбург

 

Цифровое образование, неуклонно охватывающее мир, требует повышенного внимания к методическому обеспечению его протекания, содействия и взаимодействия педагога и школьников для развития личностных качеств обучающегося, в интеграции с его политехническими и технологическими компетенциями. В группе способов научного и творческого поиска особое место в этой связи занимает метод фокальных объектов. Именно он задает и формирует начальные навыки проектирования и совершенствования предметов, событий, явлений, процессов в любой сфере жизнедеятельности. Данный метод тесно связан с отдельным направлением ТРИЗ, направленным на формирование и развитие творческого воображения личности. Изучаются в результате отдельные инструменты решения изобретательских задач и подобные эвристические методы, обеспечивающие управление психологической инерцией обучающихся.

Это способствует преодолению привычки решать новые задачи стандартными, обычными методами. Если в обыкновенной жизни это и возможно, а иногда полезно, то в творческом процессе инерция превращается в преграду. Затруднение при решении нестандартных задач проявляется особенно очевидно, если требуется сформулировать ответ четко и однозначно в ситуации непредсказуемости

В школьном образовании, особенно на уроках технологии, он ценен доступностью и простотой для учащихся любого возраста и предоставляет многообразные возможности поиска и выбора различных альтернативных точек зрения на варианты решаемой проблемы. Используются также ассоциативный поиск и эвристические свойства, эффект случайности.

 

При реализации основных направлений федерального проекта по гранту «Внуки Циолковского», который осуществляется на экспериментально-практической базе нашего общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №34» города Оренбурга, мы стремились к формированию цифровых навыков учащихся при преподавании предметной области Технология.

Влияние на результативность активного поиска в проектировании, с помощью исследуемого нами метода фокальных объектов, во многом зависит от уровня развития чувствительности обучающихся к художественному творчеству, конструкциям языка, от наличия умений креативно строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Алгоритм и этапы решения задачи с помощью МФО общеизвестны и практически реализуются следующим образом.

1. Анализ условий технологического задания и выявление недостатков исходного объекта, предложенного для изучения.

2. Выбор ряда случайных предметов, внешне не имеющих прямого отношения к задаче.

3. Запись в таблицу нескольких признаков, особенностей выбранных предметов.

4. Создание и генерация новых технических предложений и решений, на основе соединения  названных признаков с исходным заданным объектом, их обсуждение и анализ.

5. Оценивание найденных решений, критический отбор лучшего из них, доказательно соответствующего условиям задачи.

Исследуя и применяя возможности метода фокальных объектов на уроках в школе, мы в рамках экспериментальной работы по проекту побуждаем  учащихся самостоятельно думать, выявлять и решать проблемы, для использования этих знаний в дальнейшем в различных сферах жизни, при социализации в новом цифровом мире и в обществе.

Организуя занятия на уроках, проверяем с обучающимися на практике эффективность пошаговой реализации метода фокальных  объектов. И при этом на каждом этапе максимально привлекаем их опыт, знания и навыки пользования цифровыми устройствами и ресурсами.

Выбор предмета изучения методом фокального объекта, в частности, происходит с помощью привлечения информации в браузерах и справочных и поисковых системах гугл, и яндекс, так интересных для современных школьников.

Поиск, формулировка и уточнение задач и целей по улучшению объекта ведут учащихся к изучению информационного поля на базе медиа-средств, новостей науки и техники, о проблемах расширения ассортимента на производстве и необходимости увеличения спроса на него.

Дальнейший выбор произвольных объектов проводится из виртуальных словарей, электронных журналов, аудио книг, или видеороликов в Ютубе и Инстаграм. Здесь сегодня чаще всего сосредоточены действительно современные новинки идей, мыслей и результаты поисковой работы ученых и практиков. Даже в дискуссионном виде они несут свою ценность для развития творческого мышления школьников.

Интересно проистекает познавательная  деятельность учащихся по составлению списков основных признаков и характеристик, выбранных случайным образом, объектов-предметов. Обязательно дополняется и углубляется перечень даже малозначительных особенностей (для широты охвата). При этом происходит тренировка и обогащение опыта грамотного пользователя компьютерной техникой, так как требуется уложиться в отведенное время и эффективно выполнить задачу.

Активизируется генерация идей путем присоединения, сравнения или обобщения признаков при вовлечении учащихся в мозговые штурмы, брейн-сторминги, другие интерактивные технологии с использование электронной доски, одновременной визуализации поиска на экранах  каждого учащегося в компьютерном классе.

Наибольший интерес привлекают, на завершающем этапе презентации, когда рождаются и оформляются графически и содержательно презентации, иллюстрирующие предлагаемые свободные ассоциации по применению, изменению или обновлению объекта.

Оценивание результативности совместной работы, тем более, оснащено цифровыми достижениями и инструментами: происходит привлечение и анализ статистики события, калькуляция усилий и вложений каждого в общее дело.

Подсчет эффективности и ценности возникших предложений и решений, даже финансовая составляющая их внедрения с учетом различных обстоятельств и ситуаций, оценка их уникальности - по эстетичности, удобству, габаритности, компактности и других параметров, в нашу цифровую эпоху также немыслимы без компьютерной грамотности обучающихся.

Охарактеризованная поэтапность действий обучающихся, апробированная нами, позволяет на занятиях по дисциплине Технология целенаправленно научить обучающихся применению метода фокальных объектов при решении заданных конструкторских задач для изменения и усовершенствования изделий. Выдерживается принципиально значимая  суть метода,  которая заключается в том, чтобы свойства и признаки случайных объектов перенести на центральный объект фокуса. Именно в вариантах полученных сочетаний реализуется  попытка найти требуемое рациональное зерно.

В качестве примера рассмотрим занятие, когда обучающимся предлагалось усовершенствовать или разработать новую конструкцию детского стульчика для подарка в ближайшее ДОУ микрорайона.

Методическое обеспечение такого практического занятия предусматривало  вовлечение обучающихся во все этапы процесса конструирования нового предмета с помощью метода фокальных объектов.

В задании был представлен исследуемый объект – стульчик для детей дошкольного возраста, для использования его в условиях конкретного учреждения на занятиях в игровой комнате.

Вначале обсуждалась цель общего исследовательского поиска: расширение ассортимента мебели, развивающей воображение и фантазию дошкольников, и практически пригодный и удобный функционально, используемый в деятельности детей, для размещения их в комнате.

Дальше проводилась интеллектуальная разминка, раскачивающая мыслительные операции по поиску альтернатив, вариантов, признаков любых выбранных объектов. Требовалось дать тщательный анализ предлагаемых свойств случайных объектов, что позволяло выделить из них как полезные, так и бесполезные для выбранного фокального объекта.

При выполнении индивидуального этапа работы каждый составлял собственные свободные ассоциации, как набор ответов на вопрос - какой? И в дальнейшем на обсуждении в группе он озвучивал ответ: Что, какой объект в итоге получился, если использовалось присоединение одного, а затем и двух-трех признаков к фокальному объекту.

При обдумывании своих результатов предлагалось представлять, какие новые свойства появятся у таких стульев в результате применения этих случайных сочетаний из предложенных свободных ассоциаций.

После общего выбора учащимися совокупности слов «стол, утюг, машина, кошка» для удобства продолжение анализа происходило по предлагаемой схеме. Вырабатывался индивидуальный продукт, он обсуждался в микрогруппах, а затем итогово - в командной дискуссии, в ходе мозгового штурма.

На этапе дискуссионного обсуждения индивидуальных результатов при работе в микрогруппе, а в дальнейшем, и всей команды обязательным условием была тщательная экспертиза, что выяснилось, дополнилось или удалилось.  Рассматривалась таблица с набором признаков, избранных для анализа предметов: стол - деревянный, металлический, складной, письменный; утюг - горячий, электрический, тяжелый, с паром; машина - имеет колеса, двигатель, кузов, самодвижущаяся; кошка - пушистая, мяукает, имеет скелет, ловит мышей.

При резюмировании происходила объективная оценка полученных решений, отбор полезных идей. Важно было не утерять мнения и предложения, высказанные каждым участником. В то же время, это надо было делать доказательно и аргументированно.

Так обеспечивалась обратная связь, которая способствовала высказыванию качественной и эмоциональной оценки общей работы обучающихся. Накапливался практически полезный материал для обогащения личного опыта участников занятия, а также уровень познавательного пласта содержания полученного на уроке задания.

В данном случае, вариантами итогового решения были: стyльчик складной, стульчик подогреваемый, стульчик с подсветкой – фонариком, стyльчик с колесиками, как у роликов, стульчик с прицепом для игрушек, стульчик, обитый мягким мехом, стульчик с мяукающим сигналом.

После выбора оптимального варианта общего решения, общей идеи конструкции оставалась только необходимая конструкторская работа по созданию графического изображения объекта.

Таким образом, в коллективном, групповом сотрудничестве и сотворчестве при использовании метода фокальных объектов возникают обстоятельства, позволяющие прогнозировать те последствия, что могут наступить при принятии различных решений, а также находить способы совершенствования результатов, которые уже были получены. Конкретно технологически это выражается в получении необычных сочетаний, позволяющих решить предложенную задачу новым способом, без шаблонов.

 С педагогической точки зрения, это в свою очередь влияет на трансформацию мышления обучающихся, активизацию их личностных возможностей, помогая преодолеть возникающую психологическую инерцию в ходе  исследовательской или проектной деятельности. Грамотно инструментированный в школьном обучении метод фокальных объектов помогает донести до учащихся его практическую ценность и инициировать его креативное применение обучающимися в дальнейшей образовательной деятельности, в социально и лично значимых жизненных ситуациях.