Использование метода проектов
на уроках английского языка.
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне
сделать — и я пойму
Конфуций
Актуальность и перспективность опыта
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность.
Одним
из перспективных методов обучения, имеющим глубокий потенциал для развития,
воспитания и обучения полноценной образованной личности современного общества,
по мнению ученых, является метод проектов, который уже зарекомендовал себя с
лучшей стороны. Нельзя не согласиться с
мнением Е. С. Полат,
исследователем в области современных технологий обучения, которая
утверждает, что метод проектов является не только творческим и поощряющим
деятельность учащихся, но и стимулирует коммуникативную деятельность
участников проектов. Отсюда и вытекает его перспективность применительно к
обучению иностранному языку в общеобразовательной школе.
При изучении иностранных языков метод проектов дает значимые результаты. Он
позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в
активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Метод проектов сегодня широко используется в школе при обучении иностранному
языку для обобщений знаний и умений по изученной теме. Проект — это творческая
деятельность школьника, соответствующая его возрастным возможностям, с учетом
требований, предъявляемых государственным стандартом. Прежде всего, учитель
иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому речь
ведется о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения.
принцип обучения деятельности;
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика;
принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;
креативный
принцип.
На уроках английского языка проектный метод позволяет реализовывать проблемное
обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному
мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность
обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся.
Теоретическая база опыта
Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
Участники проекта организуют себя на дело;
Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
Участники проекта вступают в дискуссию.
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х
годов XX века. Начиная с
этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия
по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное
ресурсное пособие для преподавателей – D.L. Fried-Booth «Project Work» (OUP, 1986) – в настоящее
время готовится к переизданию.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.
С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.
Ведущая педагогическая идея
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию
фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение
школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые
способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Какие бы новые
веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни
менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих,
общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие
мышления учащихся.
Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают
формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления,
выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и
учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной
деятельности из одной области знаний в другую.
1. Развитие всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического, продуктивного, критического) и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.
2. Формирование и совершенствование мыслительных операций.
3. Развитие умений:
•
выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
• находить главные связи и отношения предметов и явлений реальной
действительности;
• делать правильные выводы из фактов и проверять их;
• доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;
• раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции,
дедукции и по аналогии);
• излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и
обоснованно.
4. Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую, прогнозирования развития явлений и умения делать выводы.
5. Совершенствование умений и навыков применения законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся.
Оптимальность и эффективность средств
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в
рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с
различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по английскому языку.
Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в
логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей
коррекцией.
В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями английского языка
в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является
эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный
опыт, невозможный при других формах обучения.
Основная
идея подобного подхода к обучению иностранному языку заключается в том, чтобы
перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную
деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными
языковыми средствами.
Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и превратить
уроки иностранного языка в интересную, познавательную деятельность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.