Конспект открытого урока русского языка по теме:"Спряжение глаголов"
Оценка 4.9

Конспект открытого урока русского языка по теме:"Спряжение глаголов"

Оценка 4.9
doc
14.12.2022
Конспект открытого урока русского языка по теме:"Спряжение глаголов"
конспект.doc

План – конспект открытого урока русского языка Система Эльконина–Давыдова

 

Класс: 3 «а»

Дата проведения: 30.01.2020

Тема урока: «Как проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях слов, называющих действия?» Два набора личных окончаний глаголов.

Тип урока: Постановка частной задачи.

Задачи:

  1. Поставить задачу на поиск способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих действия;
  2. Выявить наличие двух наборов личных окончаний у слов действий;
  3. Способствовать формированию саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания);
  4. Способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
  5. Путем постановки и решения учебной задачи продолжить учить учащихся самостоятельности в суждениях, в целом в речевой деятельности, в постановке вопросов, в самостоятельном поиске ответов на них.

 

 Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в группах.

Оборудование: учебник С.В. Ломакович, Л. И. Тимченко Русский язык. 3 класс: учебник для 4-хлет. нач. шк.: Часть 2. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс

 

Ход урока

1.     Эмоциональный настрой. Девиз нашего урока: «Хочу все знать!» Слайд

2.     Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

      У. Начнём урок с отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820 г.)

-У вас на листочках, у меня – на доске. Читаем.

У лукоморь_ дуб зелён_ _;
Златая цепь на дуб_  том:
И днём и ночью кот учён_ _
Всё ход_т по цеп_ кругом;
Ид_т направо — песнь завод_т,
Налево — сказку г_вор_т.

 

У. Все ли слова понятны? Окончания каких слов мы умеем проверять?

(сущ., прил.)

-Какое последнее слово? (говорит)

Глагол – «глаголить» - говорить важное (речь, слово). Закрепляется как термин с "Грамматики" М. Смотрицкого (1619 год).

-Эта часть речи ещё древнее, чем Пушкинская сказка. В ней есть тайны, которые нам ещё неведомы, хотите сделать открытие?

 

-Кто может сформулировать задания по тексту?

Д. Нужно проверить орфограммы слабых позиций и записать текст.

У. Теперь запишите отрывок без пропусков. Где не можете проверить пропустите.

Сверяем с доской. Проверьте работу друг у друга. (Дети проводят взаимопроверку, называя проверочные слова)

 

У. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Что нужно сделать в первую очередь, чтобы проверить орфограмму слабой позиции? (поставить ударение)

      -Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять.

 

2.Разграничение области знания и незнания. Ситуация интеллектуального конфликта.

 

У. Что вызвало затруднение? (Не вставили букву в словах ход_т и завод_т)

-Но ведь вы только что проверяли орфограммы слабых позиций и показали, что у вас это получается хорошо. (Это же глагол. Здесь слабая позиция в окончании действия, а мы ее проверять не умеем.)

 

У. В каких словах, называющих действия, вы смогли вставить гласную букву? (Идёт, говорит) Почему? (Окончания ударные)

 

У. Давайте выпишем в тетрадь эти слова.

              идёт                     ход_т

              говорит               вывод_т

 

У. Как надо действовать, чтобы проверить окончание? (Поставить звук в сильную позицию)

 

      У. Чему мы должны научиться?

 (Как проверить ОСП в окончании глаголов, какие проверочные    слова (наборы), какую работу выполняют окончания гл.

      Давайте с помощью схемы изобразим наш вопрос.

3. Решение учебной задачи.

У. Вопросы все сложные и их много. На все сразу ответить не сможем.

- Давайте вспомним, а что мы уже знаем о глаголах, обсудите свой ответ в группе. Все что вспомните, зафиксируйте на листах.

Дети работают в группе. Ответы фиксируют на листах.

(Ребята вспомнили, что есть начальная форма, значение времени, лица, рода (в пр.в.)

-Проверьте по графу на экране. Слайд

У. Мы сегодня поговорим о глаголах настоящего времени. Как будем изменять такие слова? (По лицам и числам)

       Какие указательные слова помогут в единственном числе? Во множественном?

У. Какие слова, называющие действия, мы должны взять? (С ударным окончанием, чтобы гласный звук был в сильной позиции.)

 

У. Итак, давайте попробуем изменить слова идет и говорит по лицам и числам.

(1 человек работает у доски, остальные в тетрадях)

                   ед.ч.                              мн.ч.

     я     ид|у, говор|ю                   мы   ид|ём, говор|им

     ты  ид|ёшь, говор|ишь           вы   ид|ёте, говор|ите

     он   ид|ёт, говор|ит                          они  ид|ут, говор|ят

У. Окончания, которые мы выделили, называются личными. Не можете ли вы мне объяснить, почему они так называются?

 

У. Личные окончания указывают на лицо и число.        

- Изменение слов по лицам и числам, называется спряжением.  Слайд.

4. Физминутка     

    5. Самостоятельная работа в парах.

У.  В каждой паре записанных слов, окончания выполняют одинаковую работу. Можно ли считать, что это одно и тоже окончание? Почему? Давайте это проверим.

 

      У. Какой звук нас интересовал в окончании: гласный или согласный? Что заметили общего? Подчеркните гласную букву в окончании и сравните.

 

У. Сколько наборов окончаний у слов, называющих действия? (Два набора) Один набор с гласной -е, другой с -и.  Слайд

 Давайте прочитаем, как об этом сказали ученые. Откройте учебники с. 3

 

У. Подтвердился ли наш вывод? (Да)

6.     Построение конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели

У. Что мы должны научиться определять? (Спряжение) Слайд

Прочитайте упр. №189

1)    Запишите по столбикам, выделите окончание, поставьте ударение. (Взаимопроверка)

В какой позиции встретились окончания?

2)    Обсудите в группах к какому спряжению относятся слова.

Почему нельзя определить спряжение? Что нужно сделать? (Проспрягать)

7. Тест. Слайд

Итоговая рефлексия.

У. Какие вопросы возникли у нас в начале урока? Пользуйтесь записью на доске.

-На какие вопросы ответили? Как? Слайд -лесенка

-На какие вопросы мы не ответили? (Какими буквами надо обозначать звуки при письме в безударных окончаниях глаголов)

-Что мы будем делать завтра на уроке? (Варианты детей)

Что было самым важным на уроке? Слайд

8. Домашнее задание.

Рассказать о проведенном исследовании дома, учебник №189 (2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План – конспект открытого урока русского языка

План – конспект открытого урока русского языка

У. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок

У. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок

У. Какие слова, называющие действия, мы должны взять? (С ударным окончанием, чтобы гласный звук был в сильной позиции

У. Какие слова, называющие действия, мы должны взять? (С ударным окончанием, чтобы гласный звук был в сильной позиции

Итоговая рефлексия. У. Какие вопросы возникли у нас в начале урока?

Итоговая рефлексия. У. Какие вопросы возникли у нас в начале урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022