План – конспект открытого урока русского языка Система Эльконина–Давыдова
Класс: 3 «а»
Дата проведения: 30.01.2020
Тема урока: «Как проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях слов, называющих действия?» Два набора личных окончаний глаголов.
Тип урока: Постановка частной задачи.
Задачи:
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в группах.
Оборудование: учебник С.В. Ломакович, Л. И. Тимченко Русский язык. 3 класс: учебник для 4-хлет. нач. шк.: Часть 2. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс
Ход урока
1. Эмоциональный настрой. Девиз нашего урока: «Хочу все знать!» Слайд
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
У. Начнём урок с отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820 г.)
-У вас на листочках, у меня – на доске. Читаем.
У
лукоморь_ дуб зелён_ _;
Златая цепь на дуб_ том:
И днём и ночью кот учён_ _
Всё ход_т по цеп_ кругом;
Ид_т направо — песнь завод_т,
Налево — сказку г_вор_т.
У. Все ли слова понятны? Окончания каких слов мы умеем проверять?
(сущ., прил.)
-Какое последнее слово? (говорит)
Глагол – «глаголить» - говорить важное (речь, слово). Закрепляется как термин с "Грамматики" М. Смотрицкого (1619 год).
-Эта часть речи ещё древнее, чем Пушкинская сказка. В ней есть тайны, которые нам ещё неведомы, хотите сделать открытие?
-Кто может сформулировать задания по тексту?
Д. Нужно проверить орфограммы слабых позиций и записать текст.
У. Теперь запишите отрывок без пропусков. Где не можете проверить пропустите.
Сверяем с доской. Проверьте работу друг у друга. (Дети проводят взаимопроверку, называя проверочные слова)
У. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
-Что нужно сделать в первую очередь, чтобы проверить орфограмму слабой позиции? (поставить ударение)
-Поднимите руки те, кому это задание уже легко выполнять.
2.Разграничение области знания и незнания. Ситуация интеллектуального конфликта.
У. Что вызвало затруднение? (Не вставили букву в словах ход_т и завод_т)
-Но ведь вы только что проверяли орфограммы слабых позиций и показали, что у вас это получается хорошо. (Это же глагол. Здесь слабая позиция в окончании действия, а мы ее проверять не умеем.)
У. В каких словах, называющих действия, вы смогли вставить гласную букву? (Идёт, говорит) Почему? (Окончания ударные)
У. Давайте выпишем в тетрадь эти слова.
идёт ход_т
говорит вывод_т
У. Как надо действовать, чтобы проверить окончание? (Поставить звук в сильную позицию)
У. Чему мы должны научиться?
(Как проверить ОСП в окончании глаголов, какие проверочные слова (наборы), какую работу выполняют окончания гл.
Давайте с помощью схемы изобразим наш вопрос.
3. Решение учебной задачи.
У. Вопросы все сложные и их много. На все сразу ответить не сможем.
- Давайте вспомним, а что мы уже знаем о глаголах, обсудите свой ответ в группе. Все что вспомните, зафиксируйте на листах.
Дети работают в группе. Ответы фиксируют на листах.
(Ребята вспомнили, что есть начальная форма, значение времени, лица, рода (в пр.в.)
-Проверьте по графу на экране. Слайд
У. Мы сегодня поговорим о глаголах настоящего времени. Как будем изменять такие слова? (По лицам и числам)
Какие указательные слова помогут в единственном числе? Во множественном?
У. Какие слова, называющие действия, мы должны взять? (С ударным окончанием, чтобы гласный звук был в сильной позиции.)
У. Итак, давайте попробуем изменить слова идет и говорит по лицам и числам.
(1 человек работает у доски, остальные в тетрадях)
ед.ч. мн.ч.
я ид|у, говор|ю мы ид|ём, говор|им
ты ид|ёшь, говор|ишь вы ид|ёте, говор|ите
он ид|ёт, говор|ит они ид|ут, говор|ят
У. Окончания, которые мы выделили, называются личными. Не можете ли вы мне объяснить, почему они так называются?
У. Личные окончания указывают на лицо и число.
- Изменение слов по лицам и числам, называется спряжением. Слайд.
4. Физминутка
5. Самостоятельная работа в парах.
У. В каждой паре записанных слов, окончания выполняют одинаковую работу. Можно ли считать, что это одно и тоже окончание? Почему? Давайте это проверим.
У. Какой звук нас интересовал в окончании: гласный или согласный? Что заметили общего? Подчеркните гласную букву в окончании и сравните.
У. Сколько наборов окончаний у слов, называющих действия? (Два набора) Один набор с гласной -е, другой с -и. Слайд
Давайте прочитаем, как об этом сказали ученые. Откройте учебники с. 3
У. Подтвердился ли наш вывод? (Да)
6. Построение конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной модели
У. Что мы должны научиться определять? (Спряжение) Слайд
Прочитайте упр. №189
1) Запишите по столбикам, выделите окончание, поставьте ударение. (Взаимопроверка)
В какой позиции встретились окончания?
2) Обсудите в группах к какому спряжению относятся слова.
Почему нельзя определить спряжение? Что нужно сделать? (Проспрягать)
7. Тест. Слайд
Итоговая рефлексия.
У. Какие вопросы возникли у нас в начале урока? Пользуйтесь записью на доске.
-На какие вопросы ответили? Как? Слайд -лесенка
-На какие вопросы мы не ответили? (Какими буквами надо обозначать звуки при письме в безударных окончаниях глаголов)
-Что мы будем делать завтра на уроке? (Варианты детей)
Что было самым важным на уроке? Слайд
8. Домашнее задание.
Рассказать о проведенном исследовании дома, учебник №189 (2)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.