Использование метода проектов в инклюзивном образовании

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование метода проектов в инклюзивном образовании.docx

 

Доклад на тему «Использование метода проектов в инклюзивном образовании»

Выполнила: Александрова Ирина Игоревна

Инклюзивное образование — это подход, позволяющий учащимся, независимо от их индивидуальных потребностей и способностей, получать образование в общем образовательном пространстве. Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму. Важным аспектом инклюзивного образования является использование различных методов и технологий, которые могут способствовать успешному обучению всех учащихся.

Одним из эффективных методов, обеспечивающем личностно-ориентированное и деятельностное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически использует многие современные обучающие технологии, например такие, как опережающее обучение, обучение в сотрудничестве и другие.

Метод проектов — это активный подход к обучению, при котором учащиеся работают над проектом, направленным на решение конкретной проблемы или создание продукта. Этот метод включает в себя планирование, исследование, обсуждение и презентацию результатов работы.

В исследовательской литературе по инклюзивному обучению метод проектов оценивается как один из самых перспективных способов интегрированного и инклюзивного обучения.

Т. Г. Белова писала, что как форма инклюзивного образования проектный метод ведет к становлению у обучающихся младшего школьного возраста самостоятельности, что позволяет постепенно ослабить поддержку со стороны взрослого. Так, например, в поиске необходимой для исследования информации или в подведении итогов, формулировке неких выводов проделанной работы.

Содержание проекта и его сюжетные линии дают возможность для профессиональной интеграции всех специалистов: логопеда, психолога, учителя – дефектолога, музыкального педагога. Это создаёт необходимые условия для развития коммуникации, речи, сенсорных процессов, игровой, предметно – практической деятельности в индивидуальных, подгрупповых, комплексных занятиях.

Таким образом, проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое мышление, позволяет ребёнку быть активным участником жизни взрослых и многое другое, что является составляющими успешной личности. При использовании технологии проектирования в коррекционно-образовательном процессе решаются важные задачи:

- создание условий для освоения знаний, умений и навыков детьми в различных видах деятельности;

- демонстрация детьми познавательной активности и творческой деятельности в рамках заданной темы, определение с помощью педагога имеющейся проблемы и прогнозирование результатов;

- активизация коммуникативной деятельности детей, создание условий для общения детей друг с другом и с взрослыми.

В условиях инклюзии правильно организованный подход к использованию метода проектов в образовательном процессе может не только поддерживать, но и развивать мотивацию учащихся к обучению. Использование метода проектов в работе с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования позволяет учащимся динамично проявлять себя в системе социальных отношений и способствует развитию контингента, занимающего подобные социальные позиции.

З. В. Брдовская в своей работе отмечает, что существуют различные формы реализации метода проектов. Проектная деятельность может быть реализована в форме индивидуальной работы с младшими школьниками с ОВЗ, но возможен и групповой подход к решению проблем. К реализации проекта могут быть привлечены и родители учеников с ОВЗ.

Выделяют следующие преимущества метода проектов в инклюзивном образовании:

1.     Разнообразие форм работы: Проектная деятельность позволяет адаптировать задачи в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. Это помогает каждому ученику найти свое место в команде.

2.     Развитие социальных навыков: Работая над проектом, учащиеся учатся сотрудничать, организовывать совместную деятельность, обсуждать идеи и приходить к общему решению, что является важным аспектом социализации.

3.     Повышение мотивации: Проекты часто связаны с реальными задачами и проблемами общества, что делает обучение более значимым и интересным.

4.     Индивидуализация обучения: Метод проектов позволяет учитывать различные стили обучения и потребности каждого ученика, что является ключевым фактором инклюзивного образования.

И. С. Сергеев отмечает, что, как и в любом процессе, работа над проектом строится в несколько этапов. Так, на первом этапе разрабатывается концепция предстоящей работы. На втором – производится оценка возможности воплощения в жизнь той или иной проектной идеи. Составление примерного плана будущего проекта производится на третьем этапе. Четвёртый этап – непосредственно реализация каждого пункта составленного плана. Пятый этап – предварительный контроль. Как итог работы – защита проекта на шестом этапе.

 Необходимо отметить, что существуют определенные требования к применению метода проектов в практике инклюзивного образования:

значимость исследовательской или творческой проблемы;

практическая (теоретическая) значимость достигаемых в ходе проектной деятельности результатов;

ориентирование на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность обучающихся;

структурирование содержательной части проекта;

применение в работе исследовательских методов.

Примеры реализации метода проектов

Совместные исследования: Ученики могут работать в малых группах для исследования социальных проблем (например, экологии, здоровья), что позволяет развивать критическое мышление и умение работать в команде.

Творческие проекты: Учащиеся могут создать театральную постановку, провести выставку художников, организовать социальную акцию. Такие проекты способствуют развитию креативности и самовыражению.

Технологические проекты: Использование IT-технологий для создания мультимедийных продуктов, например, видеороликов или слайд-презентаций, позволяет интегрировать учащихся с разными навыками и интересами.

Метод проектов является эффективным инструментом в инклюзивном образовании, так как он предоставляет возможность каждому учащемуся проявить себя, участвовать в процессе обучения и сотрудничества. При правильной организации проектной деятельности можно достичь значительных результатов в обучении и социализации всех детей, вне зависимости от их индивидуальных потребностей. Использование метода проектов способствует созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок может чувствовать себя ценным участником учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании [Текст] / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – 2008. – № 76–2. – С. 32–37.

2.     Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М. : Владос, 2014. – 142 с.

3.     Хромов, А. А. Метод проектов в начальной школе [Текст] / А. А. Хромов // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практи ческой конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. – № 10. – с. 127– 128.

4.     Брдовская, З. В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З. В. Брдовская // Как организовать проектную деятельность младших школьников. – Новосибирск, 2006. – С. 92–101.

5.     Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И. С. Сергеев. – М. : Просвещение, 2006. – 80 с.