Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
лицей станица Азовская
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Рассказова И.С.
Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие, при котором ребенок не испытывает информационных перегрузок, ведущих физическому, умственному и психическому перенапряжению. В наш век инновационных технологий учитель должен помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями. Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику. Мнемотехника - искусственные приёмы запоминания, от слова «мнемос»- память.
Использования на уроках русского языка и литературного чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой позволяет значительно сократить время обучения. Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание. Большое значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы друднозапоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.
Предлагаемое учебное пособие для учителей начальных классов разработано на основе методики когнитивно-познавательного развития Е.Г. Карцевой. Оно включает в себя ряд обучающих мнемотаблиц по русскому языку и кодированных стихов по литературному чтению, которые могут быть использованы в форме раздаточного материала.
Мнемотаблицы по русскому языку:
Мнемотаблица №1. Словарные слова.
Сочетания «оро», «оло» и безударная гласная «о»
Метод работы - составление связного рассказа.
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
в |
в |
с |
х |
м |
к |
к |
м |
г |
О Р О |
О Р О |
О Р О |
О Р О |
О Л О |
О Р О |
О Р О |
О Р О |
О Р О |
бей |
на |
ка |
шо |
ко |
ва |
|
з |
д |
|
де |
|
|
|
я |
|
М |
в |
п |
к |
с |
г |
л |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
ск |
ч |
су |
нь |
ба |
да |
па |
ва |
ка |
да |
ки |
ка |
|
та |
Мнемотаблица №2. Словарные слова. Безударная гласная «а»
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
са |
р |
п |
к |
л |
с |
б |
к |
з |
м |
|
|
г |
к |
х |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
бо |
ль |
р |
ток |
по |
ра |
ран |
вод |
ши |
р |
ль |
зе |
пус |
р |
чий |
то |
ман |
|
ги |
бан |
даш |
|
на |
буз |
бом |
та |
та |
|
Мнемотаблица №3. «Непроизносимая согласная»
ЦА
НИ
СТ РА НЕ ПРЕ НЕ
ЛЕ СЧА ГРУ ДО СЧА ЛЕ НА
СТ СТ СТ СТ СТ СТ
ЛИВЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ НЫЙ
Мнемотаблица №4. «Двойная согласная»
ру |
сс |
кий |
Ро |
сс |
ия |
ра |
сс |
тояние |
ка |
сс |
а |
па |
сс |
ажир |
дре |
сс |
ировщик |
режи |
сс |
ёр |
ра |
сс |
каз |
ка |
сс |
ета |
кро |
сс |
ворд |
ба |
сс |
ейн |
шо |
сс |
е |
кро |
сс |
|
«Литературное чтение» 1 класс Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой
программа «Школа XXI века» по теме: В.Г.Сутеев «Ёлка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.