Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № «Сказка»
План работы по проблемной теме:
«Использование музыкально-дидактических игр на музыкальном занятии»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Родная А.А.
2021-2022 г
Пояснительная записка
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому, необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика) различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Актуальность темы.
Маленький человек приходит в современный мир и сталкивается с лавиной информации, обрушивающейся на него — бесконечный видеоряд мультипликационных фильмов, развивающих программ; современные средства коммуникаций — сотовые телефоны, планшетные компьютеры, интернет. На современном этапе всестороннее развитие ребенка приобрело общественное значение, обществу необходим современный — мыслящий, быстро принимающий решения индивид. Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает. Возросли нагрузки на формирующийся детский организм. Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей. Возможности памяти детей отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку приходится прилагать усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра —наиболее адаптивный вид деятельности для детей. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Анализируя опыт взаимодействия с детьми, убеждаешься в необходимости оптимизации образовательного процесса присущими ребенку естественными способами, в данном случае в музыкальной деятельности. На первый план в образовательном процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста выходит запоминание всего арсенала музыкального материала – музыкальной памяти. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность. Применение музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к восприятию музыки. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Результативность развития музыкальной памяти у детей хорошо прослеживается в использовании адаптивной музыкально-игровой деятельности, с использованием музыкально-дидактических игр.
По результатам диагностики выявила, что западает блок по развитию музыкально-сенсорного восприятия у дошкольников, которое позволяет ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу.
Развитие памяти детей имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Развитие памяти детей при помощи музыкально-дидактических игр позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе.
Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.
Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.
Цель:
Создание педагогических условий для развития музыкальной памяти у детей по средством музыкально-дидактических игр.
Задачи:
1. Определение путей по развитию музыкальной памяти у детей
2. Выбор музыкально-дидактических игр для развития музыкальной памяти.
3. Развитие у детей музыкальной памяти в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических игр.
4. Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.
5. Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
6. Привитие интереса к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Педагогические методы и средства.
Приёмы и методы подобраны в соответствии с возрастными особенностями. В работе использую педагогические методы: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий) - позволяют добиться развивающего эффекта обучения на занятиях.
Средства:
1. Прослушивание музыкальных произведений.
2. Пение, песенное творчество
3. Распевание на высоту звука.
Например: Игровое пособие «Музыкальная лесенка»
4. Иллюстрационный материал (иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов.
5. Список и фонограммы песен, где используются те или иные инструменты.
6. Музыкально-дидактические игры (картотека игр).
7. Инновационные информационно-коммуникативные технологии (цифровые музыкальные игры для детей старших и подготовительных групп, сохраняя преемственность с презентации, мультимедийные программы, цифровые музыкально - развивающие программы..
Этапы работы.
Работу планирую вести в 3 этапа:
1 этап – Аналитико-диагностический. Сбор и изучение литературы по данной теме, диагностика по выявлению у детей знаний о музыкально-дидактических играх.
2 этап – Практический. Проводить практические занятия, индивидуальную и групповую работу по развитию памяти, мышления, воображения у детей посредством музыкально-дидактических игр.
3 этап – Аналитико-обобщающий. Подвести итог работы с детьми по проблеме, в дальнейшем обобщить опыт работы.
Игры для детей старших и подготовительных групп, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:
-Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.
-Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.
-Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель..
Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы и диагностика с детьми для выявления уровня знаний, по методике О. П. Радыновой.
Диагностика.Детям были предложены следующие задания:
Задание 1.
Задача: Выявить особенности различения направления мелодии вверх и вниз. Используется музыкальная лесенка.
Задание: «Отвернись, послушай и скажи, куда пошла матрёшка - вверх или вниз?»
Задание 2.
Задача: Выявить у детей особенности различения и воспроизведения ритмических отношений.
Задание: «Послушай и сыграй как я» (Ребёнок исполняет на своём металлофоне ритмический рисунок, только что исполненный педагогом на другом металлофоне.. Ритм исполняется на одной и той же ноте - пластинке инструмента.
Задание 3.
Задача: Выявить особенности тембрового слуха путём узнавания тембров инструментов, с характером звучания которых дети познакомились ранее.
Задание: На столе перед детьми лежат инструменты. Второй комплект этих же инструментов находиться за ширмой. Педагог играет на иструмнете. Дети должны узнать, на каком инструменте была исполнена мелодия, показав при этом на соответствующий инструмент, лежащий перед ним.
Задание 4.
Задача: Выявить особенности различения контрастных динамических оттенков.
Задание: Хлопать громко или тихо в соответствии с громким или тихим звучанием плясовой музыки.
Исходя из программных требований, мною были выявлены критерии уровней развития сенсорных способностей детей в музыкальной деятельности:
Высокий - Ребёнок проявляет активность, быструю реакцию и самостоятельность при выполнении задания. На все задания даёт правильные ответы.
Средний - Ребёнок выполняет задание самостоятельно, но допускает небольшие неточности.
Низкий - Ребёнок испытывает затруднения при выполнении задания, нуждается в помощи взрослого.
После обработки данных, полученных в результате выявления уровня музыкально-сенсорных способностей детей, были получены следующие результаты:
высокий 0 %
средний 60%
низкий 40%
На начальном этапе работы с детьми показал довольно низкий уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей.
Исходя из данных бесед и диагностики, для успешного осуществления цели составила план работы (Приложение № 1, который включает в себя использование музыкально – игрового творчества во всех видах деятельности. Это даёт возможность детям проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки, как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступают музыкальные игры.
Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
На первом этапе работы по теме самообразования я стала изучать литературу.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Для своей работы основополагающими источниками литературы по развитию детей средствами музыкально-дидактических игр стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.
Вместе с тем пришло понимание того, что развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.
Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я стала изучать, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике.На этом этапе нарабатываю следующий материал:
картотека музыкально-дидактических игр;
- перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию
- посредством музыкально-дидактических игр;
- консультации для педагогов;
- консультации для родителей;
Звуковысотный слух
«курица и цыплята» •
«где мои детки?» •
«птицы и птенчики» •
«угадай-ка» •
«кто в домике живет» •
«ступеньки» •
«музыкальное лото» •
Тембровый слух
«угадай инструмент» •
«музыкальные загадки» •
«колпачки» •
Закрепление программного материала
«чудесный мешочек» •
«подумай и отгадай» •
Ритмический слух
«к нам в гости пришли» •
Характер музыки
«кто композитор?» •
«что делают в домике?» •
Ритмический слух
«учитесь танцевать» •
Динамический слух
«громко - тихо запоем» • •
Список литературы
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкальноговоспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
5. Каплунова И. М.Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.
7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.
8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
9. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
10.интернет-источник: www.maam.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.