Использование на уроках литературы
приемов технологии компетентностного подхода
«Развитие критического мышления через чтение и письмо».
1) Возникновение и распространение технологии
Слайд №2. Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии. РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».
2) Афоризмы о мышлении: Слайд №3
Слайд №4
Ø умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
Ø пользоваться различными способами интегрирования информации;
Ø задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
Ø решать проблемы;
Ø вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
Ø выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
Ø аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
Ø способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
Ø брать на себя ответственность;
Ø участвовать в совместном принятии решения;
Ø выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
Ø умение сотрудничать и работать в группе и др.
4) Базовая модель РКМЧП- Слайд №5
В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Фаза вызова (evocation)
Фаза реализации смысла (realization of meaning)
Фаза рефлексии (reflection)
Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»
Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.
Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.
Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Слайд № 6. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.
5) Приемы работы по РКМЧП
1. Слайд № 7. Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» помогают преодолеть эти трудности.
Слайд № 8. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Слайд № 9. Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии– идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Слайд № 10. Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.
2.Слайд № 11. Учимся прогнозировать.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Слайд № 12. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. На слайде утверждения к изучению творчества Чехова в 10 классе.
На уроках литературы возможно использование различных форм прогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта. На уроке внеклассного чтения по рассказу А.Платонова «Потомки солнца» я использовала прогнозирование темы рассказа через связь с живописью. Из предложенных репродукций Слайд № 13,14,15,16 нужно было выбрать ту, которая, соответствует идее рассказа и объяснить свой выбор. На стадии рефлексии, после обсуждения рассказа, вновь обращаемся к этому приему. Задаю вопрос: изменил ли кто-нибудь свое мнение? Почему?
Слайд № 17. Еще один пример использования приема – прогнозирование по фотографии. При изучении рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» я предложила детям поработать с фотографией основателя династии Ротшильдов, сделать предположения об этом человеке по его внешности, а после краткого рассказа о нем соотнести реальное лицо с героем рассказа, носившим такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека
3.Слайд № 18. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера».
Слайд № 19. При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.
Слайд № 20. Было бы ошибочным думать, что использование этого приема возможно только при изучении художественных произведений малых форм. При изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ученики получили задание проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.
Слайд № 21. Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
Слайд № 22. Прием «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
Слайд № 23. Кластер – графический систематизатор, схема.
4.Слайд № 24. Учимся задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика».
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.
Слайд № 25.«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
5.Слайд № 26. Учимся творчески интерпретировать информацию.
Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
▪ Какие предположения подтвердились?
▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Нарисуйте счастье».
Слайд № 27. Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
Слайд № 28. Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».
Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде. На слайде пример телеграммы, которую, по мнению ученика 11 класса, могла бы отправить Маргарита с бала Сатаны.
Нахожусь на балу Сатаны. Кругом одни грешники.
Ужасно болит колено. Но я – королева!
Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников.
Слайд № 29. Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы М.Горького «На дне» ученица 11 класса составила об одном из героев такой синквейн:
Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
Слайд № 30. Хокку или хайку разовьет способность к лаконичному изложению мыслей. Это более сложная форма, так как требует более внимательного отношения к чувствам и размышлениям как героя произведения, так и автора хокку. Такое хокку сочинил 7-классник о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
Я был спасителем.
В темном лесу.
Мужественно принося себя в жертву.
Слайд № 31. Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.
Слайд № 32. Прием «Нарисуйте счастье».
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Слайд № 33. На слайдах – несколько образцов того, как учащиеся представили себе совесть после изучения романа Достоевского «Преступление и наказание».
Слайд № 34. Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
6) Слайд № 35. Ресурсы Интернета, накопленный материал.
l Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
l Материалы уроков Фестиваля педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
l Газета «Первое сентября»
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
l Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
l Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо».
l С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».
l Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи».
l А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
l И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы».
l Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:
«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,
«Пишите письма на уроке!», «Уроки с о глядкой».
● Елена Макарова. Хочу посоветовать прочитать…
● Гамзина Ольга Викторовна . Развитие критического мышления на уроках химии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.