Технологическая карта урока
Разработала Тишевич Ксения Андреевна
учитель физики и информатики
Государственного учреждения образования
"Средняя школа №4 города Несвижа"
Предмет: физика
Уровень образования: общее среднее образование
Урок по теме: «Использование наблюдений в учебном исследовании»
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения: практическая работа
Участники: учащиеся 7 класса.
Цель урока: дать понятия о методах исследования в физике
Задачи урока: обеспечить усвоение знаний об источниках физических знаний и этапах научного познания мира; формировать умение наблюдать и делать выводы
Ресурсы: учебное пособие "Физика 7 класс" Исаченкова Л. А., Громыко Е. В., Лещинский Ю. Д. - 2022
Оборудование: мультиборд, презентация к уроку; физические приборы (линейка, мерная лента, термометр, мензурка, электронные весы, секундомер); шоколадная плитка "Красная шапочка" 25 г; распечатки.
Этапы урока |
Содержание учебного материала Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Эмоциональный настрой 1 минута |
Обращение учителя к классу: Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на ваши парты. Кто изображен на рисунке? Давайте вместе повторим эмоцию смайлика и начнем наш урок! |
Смотрят на распечатки, отвечают на вопрос учителя "Смайлик". Улыбаются.
|
Актуализация знаний. 5 минут
|
Проводит беседу С чем вы познакомились на прошлом уроке? Какие новые понятия выучили?
Решите тест на распечатке.
Не забудьте подписать листочки! 1. Какие методы используют ученые для раскрытия тайн окружающего мира? I. Наблюдения. II. Гипотеза. III. Модель. IV. Эксперимент. V. Вычисления. 2. Отметь определение термина «гипотеза»: I. метод исследования некоторого явления в управляемых условиях II. определённые действия, которые проводят для изучения того или иного явления III. концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения IV. предварительные догадки о том, как протекает явление 3. Выберите то, что можно назвать наблюдением: I. ежедневный полив цветов; II. еженедельная проверка роста щенка; III. ежедневная влажная уборка; 4. Экспериментальная проверка гипотезы - это I. опыт; II. наблюдение; III. выборка фактов; 5. Закон - это: I. неподтвержденная гипотеза; II. подтвержденная гипотеза; Ключ к тесту: 1-1,2,4; 2-4; 3-2; 4-1; 5-2. |
Отвечают на вопросы: -С методами исследования в физике -Наблюдение, гипотеза, эксперимент
Взаимопроверка; оценка «Молодец»-0-ошибок «Хорошо»-1-2 ошибки «Неплохо»-3-4 ошибки «Нужно повторить пройденный материал»-5 и больше ошибок |
Формулирование темы урока 2 минуты |
Проводит беседу: Демонстрирует линейку и мерную ленту -как называются эти приборы? -для чего они используются? - а как измерить длинну? в чем измеряется длина? - а как вы думаете, какая у нас будет тема урока? «Измерения и измерительные приборы» Верно, мы позакомимся с различными измерительными приборами и узнаем, какие единицы измрений существуют |
-линейка и мерная лента -для измерения длины -приложить и узнать - сантиметры
-измерительные приборы Формулируют тему урока Запись в рабочую тетрадь ученика |
Постановка проблемы, формулирование гипотезы 2 минуты |
Создаёт проблемную ситуацию: -мы будем также изучать принцип измерений различными приборами. Сформулируем проблему нашего урока
-Давайте сформулируем гипотезу. -Теперь нам нужно с вами доказать гипотезу или опровергнуть ее |
Отвечают Проблема: -зачем надо знать принцип измерений? Формулируют гипотезу Надо знать принцип измерений физическими приборами для того, чтобы лучше понимать физику Запись в рабочую тетрадь ученика |
Постановка цели и задач 3 минуты |
-Итак, у нас есть тема, проблема, гипотеза. -Что нам нужно ещё, чтобы приступить к работе? -Что поставить перед собой? Учитель: Я предлагаю вам, исходя из темы урока, подумать и сформулировать цель урока? Учитель корректирует выяснить… изучить… применить… |
Высказывают своё мнение, формулируют цель урока.
Цель: -выяснить как устроены приборы -научиться пользоваться ими |
Осмысление: открытие нового знания 10 минут
|
Любая физ.величина, кроме числового значения, имеет единицы измерения. Посмотрите на шоколадку. Что написано на обертке? Верно! На обёртке шоколадки написано: “Масса 25 г”. Масса – это.. (физическая величина) 25 – это…(числовое значение) г - грамм – это… (единица измерения). А теперь попробуйте сами: Мой рост – 164 см. Рост (длина) – это… ( физическая величина) 164 – это.., ( числовое значение) см – это..(единица измерения ) Следовательно, когда мы измеряем какую-то величину, мы сравниваем её с определёнными единицами измерений. У каждой едицицы измерения есть эталон. Он существует с давних времен. Как вы думаете зачем люди ввели общие единицы измерения? Действительно, раньше люди измепряли окружающие предметы при помощи частей своего тела. Кто-нибудь слышал про такие единицы измерения как: Пядь, Фут, Дюйм, Аршин, Сажень? Давайте обратимся к учебному пособию. Откроем страницу 18 и посмотрим подробнее.
Подумайте, у какого продавца выгоднее купить метр ткани? С длинными или с короткими руками? Почему? |
Выполняют задание Отвечают на вопросы
|
Физкультминутка 1 минута |
Закройте глаза и представте линейку. Теперь откройте глаза. Приложите воображаему динейку к окну, к столу, к стулу. Сколько сантиметров была ваша линейка? Удобна ли она в пользовании? |
Выполняют упражнения |
Практическая работа 15 минут |
Сейчас вам необходимо провести практическую работу. У каждого из вас на столе находиться инструкция к ней. На выполнение дается 15 минут. Выводы по проведенному исследованию записываем в рабочие тетради.
1. Налейте воду из колбы в мензурку. Запишите объем воды. 2. Перелейте воду обратно в колбу. 3. Возьмите чайную ложку и при помощи нее влейте воду в мензурку (1 чайную ложку). 4. Запишите объем чайной ложки в тетрадь. 5. Возьмите столовую ложку и при помощи нее влейте воду в мензурку (1 чайную ложку). 6. Запишите объем столовой ложки в тетрадь. 7. Измерьте температуру воды в колбе. 8. Как изменить температуру воды? 9. Определите массу мензурки с водой и без воды. Запишите в тетрадь. 10. Найдите массу воды. 11. Сделайте вывод зачем мы провели эту практическую работу? Отчет по практической работе |
Отчет по практической работе |
Итог урока. Формулирование выводов 3 минуты |
Какой вывод можно сделать? - Гипотеза подтвердилась? Цель достигнута? |
Необходимо знать принцип измерений физическими приборами для того, чтобы лучше понимать физику и самостоятельно измерять что-либо |
Рефлексия 2 минуты |
1.Я сегодня узнал (-а) …. 2.Я сегодня научился (-лась) … 3.Вызвало затруднение… 4.Было интересно… 5.Меня удивило… 6.Я выполнял задания… |
Каждый ученик продолжает предложение.
Самооценка работы |
Домашнее задание 1 минута |
Домашнее задание. Творческое задание: Составить кроссворд об измерительных приборах (минимум 10 слов). По желанию составить синквейн. |
Записывают домашнее задание
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.