Использование нейропсихологических приемов для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе учителя - логопеда
Александрова В.А.
учитель –логопед
1 квалификационной категории
2023г.
Муниципальное образование Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тавринская средняя общеобразовательная школа»
Цель мастер-класса
Представление участникам мастер-класса системы работы по применению нейропсихологических технологий в работе логопеда с детьми с задержкой психического развития
Задачи
Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.
Стимулировать участников мастер-класса на определение и создание таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться, и имелась бы возможность это сделать (что соответствует требованиям ФГОС).
Познакомить участников мастер-класса с серией игр и игровых приемов, способствующих развитию ВПФ детей.
Прогнозируемый результат
Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование представленного материала в коррекционно-образовательном процессе с детьми ОВЗ.
Практическая значимость
Данный мастер-класс может быть интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам в работе с детьми ОВЗ.
Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через сочетание двигательной, когнитивной и эмоционально – личностной коррекции.
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Рассматривание нарушений речевого развития, с точки зрения нейропсихологии позволяет более дифференцированно подойти к структуре дефекта при разных формах расстройства речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают. Нейропсихологические методы не только являются важнейшими инструментами распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Поэтому, я считаю необходимым, включать в логопедическую практику нейропсихологические методы коррекции речи.
Что такое межполушарное взаимодействие?
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:
происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.