Использование нейросетей в работе учителя английского языка, практика применения

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование.docx

Использование нейросетей в работе учителя английского языка: 

новые горизонты преподавания

Современные технологии искусственного интеллекта открывают перед преподавателями английского языка беспрецедентные возможности для персонализации обучения, автоматизации рутинных задач и создания увлекательных образовательных материалов.

Ключевые направления применения:

1. Автоматизация проверки заданий:

Нейросети способны проверять письменные работы на грамматические и лексические ошибки, оценивать уровень владения языком по шкале CEFR, а также давать развёрнутые комментарии к эссе и сочинениям.

2. Генерация учебных материалов:

Нейросети создают тексты разного уровня сложности, упражнения на лексику и грамматику, диалоги для отработки разговорной практики и тесты с автоматической генерацией вариантов.

3. Персонализация обучения:

Алгоритмы нейросети анализируют индивидуальные пробелы в знаниях, скорость усвоения материала и предпочтительные способы восприятия информации.

4. Развитие разговорных навыков:

Чат‑боты и голосовые ассистенты (Yandex GPT, GIGA Chat, Chat GPT и др.) позволяют отрабатывать произношение в режиме 24/7, имитировать реальные диалоги, получать мгновенную обратную связь.

5. Создание мультимедийного контента:

Нейросети способны произвести иллюстрации к текстам, аудиозаписи с разными акцентами, интерактивные презентации, видео по запросу, оживить фотографию, опираясь на описание пользователя и т.д.

Практические примеры использования.

Пример 1. Адаптивные тексты:

Учитель загружает исходный текст в нейросеть с запросом: «Упрости текст до уровня A2, сохранив основную идею. Добавь 5 вопросов на понимание». Результат — персонализированный материал для конкретной группы.

Пример 2. Ролевые игры:

Использование чат‑бота для симуляции ситуаций:

Например:

бронирование отеля;

собеседование на работу;

обсуждение планов с друзьями.

Пример 3. Анализ письменных работ:

Нейросеть выделяет:

типичные ошибки ученика;

уровень сложности используемой лексики;

структуру аргументации.

Стоит обратить внимание, что нейросети могут допустить ошибку при проверке работ, поэтому учителю рекомендуют после проверки работ нейросетью просмотреть их еще раз.

Задания для отработки практики:

1. Лексика и словообразование

Задание: Используйте нейросеть для генерации 10 предложений с новыми словами из урока. Затем перепишите их, заменив ключевые слова синонимами.

ИИ‑промпты:

«Составь 10 предложений со словами: accomplish, overcome, pursue, achieve, succeed»;

«Предложи 3 синонима для каждого выделенного слова в предложениях».

2. Грамматика в контексте

Задание: Создайте диалог между двумя персонажами, используя времена Present Perfect и Past Simple. Проверьте его с помощью нейросети.

ИИ‑промпты:

«Напиши диалог (12–15 реплик) о путешествии, где один собеседник рассказывает о своих приключениях, а другой задаёт вопросы»;

«Выдели все глаголы в Past Simple и Present Perfect, объясни их употребление».

3. Письмо и эссе

Задание: Напишите эссе на тему «The impact of social media on language learning» (250 слов). Используйте нейросеть для:

проверки структуры (введение, аргументы, заключение);

предложения альтернативных формулировок;

оценки уровня лексики.

ИИ‑промпты:

«Проанализируй эссе на соответствие структуре. Предложи улучшения»;

«Замени 5 фраз на более академичные эквиваленты».

4. Аудирование и произношение

Задание: Запишите аудио с пересказом текста. Загрузите его в сервис на базе ИИ для анализа:

интонации;

скорости речи;

чёткости произношения.

ИИ‑промпты:

«Оцени произношение, выдели слова с ошибками в ударении»;

«Предложи упражнения для улучшения интонации».

5. Креативное письмо

Задание: Придумайте продолжение рассказа, используя нейросеть как соавтора.

ИИ‑промпты:

«Продолжи историю в 100 словах, добавив неожиданный поворот»;

«Создай 3 варианта финала с разными эмоциональными оттенками».

6. Подготовка к экзаменам

Задание: Сгенерируйте 5 вопросов в формате IELTS Speaking Part 2. Ответьте на них, записав аудио. Проанализируйте ответ с помощью ИИ.

ИИ‑промпты:

«Создай 5 тем для монолога (1–2 минуты) по шаблону IELTS Speaking Part 2»;

«Оцени мой ответ по критериям: беглость, лексика, грамматика, произношение».

Рекомендации по внедрению!

Начните с малого!

1. Используйте нейросети для генерации отдельных упражнений, постепенно расширяя спектр задач.

2. Комбинируйте технологии и живое общение

3. Для того, чтобы получить наилучший результат – правильно и как можно подробнее напишите пропмты для нейросети.

ИИ — инструмент поддержки, а не замена учителю. Обсуждайте с учениками результаты работы нейросетей.

Обучайте критическому мышления.

Показывайте, что ответы ИИ требуют проверки. Учите анализировать и корректировать сгенерированный контент.

Соблюдайте этику

Объясняйте правила использования ИИ: например, нельзя сдавать сгенерированные тексты как собственные работы без переработки.

Экспериментируйте
Тестируйте разные модели (ChatGPT, Gemini, Claude) и промпты для достижения оптимального результата.

Заключение

Интеграция нейросетей в преподавание английского языка — не дань моде, а необходимость эпохи цифровых трансформаций. Грамотное использование ИИ позволяет:

сэкономить время на рутинных задачах;

повысить мотивацию учеников через интерактивность;

обеспечить персонализированный подход;

расширить арсенал педагогических инструментов.