Использование нейроупражнений на уроках с детьми ОВЗ.
Нейроупражнения представляют собой набор различных заданий и игр, которые направлены на развитие когнитивных функций мозга, таких как память, внимание, мышление и речь.
Актуальность использования нейроупражнений на уроках обусловлена несколькими важными факторами:
1. Дети с ОВЗ имеют свои особенности развития и потребности, поэтому требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Нейроупражнения позволяют адаптировать занятия под потребности конкретного ребенка, учитывая его особенности и уровень развития.
2. Нейроупражнения способствуют стимуляции нервной системы, улучшению координации движений, развитию внимания, памяти, речи, мышления. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых происходят нарушения в различных аспектах развития.
3. Использование нейроупражнений помогает улучшить качество образования и результаты обучения у детей с ОВЗ. Регулярные занятия способствуют развитию мозговой активности, что ведет к улучшению обучаемости детей.
4. Регулярные занятия с добавлением нейроупражнений помогают детям с ОВЗ почувствовать свои успехи, улучшить самооценку и уверенность в себе. Это важно для формирования позитивного отношения к учебе и саморазвитию.
Нейроупражнения могут использоваться для работы с детьми с различными видами нарушений развития, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия, дисграфия, задержка психического здоровья (ЗПР), расстройство аутистического спектра (РАС).
Возраст, в котором можно использовать нейроупражнения зависит от конкретного упражнения и целей его использования. Некоторые упражнения могут быть адаптированы для детей младшего возраста (от 3 лет), в то время как другие предназначены для детей старшего возраста (от 6 лет и старше).
Цель использования нейроупражнений на уроках заключается в улучшении умственных способности детей, повышение их концентрации и способность к обучению. Также нейроупражнения используются для коррекции нарушений развития и поддержки детей с ОВЗ в их адаптации к окружающей среде.
Одной из основных задач использования нейроупражнений является стимуляция развития нервной системы детей с ОВЗ. Это помогает улучшить координацию движений, развитие моторики, концентрацию внимания, память, и главное это индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и потребностей, а также выбор наиболее эффективных нейроупражнений для достижения оптимальных результатов.
Нейроупражнения способствуют развитию когнитивных навыков у детей с ОВЗ, таких как логическое мышление, решение задач, память, внимание.
Новизна использования нейроупражнений заключается в следующем:
- позволяет создавать индивидуальные программы развития для каждого ребенка с учетом его особенностей и потребностей.
- основаны на принципах нейропластичности, который подтвержден современными исследованиями в области нейронаук.
- способствуют стимуляции нервной системы и формированию новых связей между нейронами.
- помогает повысить эффективность образовательного процесса в школе для детей с ОВЗ.
- могут способствовать повышению мотивации к обучению и улучшению самооценки у детей с ОВЗ. Позитивный опыт и успехи на занятиях могут повысить интерес к учебным процессам и развитию ребенка
Работа с применением нейроупражнений включает следующие этапы:
1. Диагностика особенностей развития каждого ребенка с ОВЗ и определение его потребностей. Вначале выявляется уровень развития, когнитивные и моторные навыки, а также проблемные области, которые требуют коррекции. На этом этапе определяются подходящие нейроупражнения для работы с каждым конкретным ребенком.
2. На основе результатов диагностики в программы включаются нейроупражнения, направленные на улучшение различных аспектов развития – моторики, внимания и памяти.
3. Проводятся занятия с использованием нейроупражнений: применяются разнообразные упражнения, способствующие стимуляции нервной системы, улучшению координации движений, развитию внимания и мышления, а также речи.
4. Отслеживаются результаты работы с каждым ребенком, проводиться оценка эффективности использования нейроупражнений. В случае необходимости проводится корректировки программ развития и выбора упражнений для достижения лучших результатов.
5. Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ, чтобы передать им техники и упражнения для дальнейшего применения дома.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением нейроупражнений, используются разнообразные формы, методы и приемы работы для эффективного воздействия на развитие детей:
1. На индивидуальных занятиях применяются нейроупражнения, направленные на стимуляцию нервной системы, развитие моторики, улучшение внимания и памяти.
2. На групповых занятиях, дети с ОВЗ вместе выполняют различные нейроупражнения, что способствует развитию социальных навыков, улучшает коммуникацию и сотрудничество.
3. Игровые методики, включающие в себя нейроупражнения, в виде игр и развивающих упражнений, делают процесс обучения более увлекательным и доступным для детей.
4. Использование арт-терапии с элементами нейроупражнений может способствовать развитию творческих способностей детей с ОВЗ, а также улучшению эмоционального состояния.
5. Визуализация различных образов, при выполнении сенсорных упражнений, способствует развитию восприятия, памяти, внимания.
6. Использование специальных программных обеспечений для проведения нейроупражнений, делает процесс обучения интересным и мотивирующим для детей.
На занятиях используются такие нейроупражнения как:
1. Нейрогимнастика. Нейрогимнастику можно использовать как отдельный этап урока или полноценную физ.минутку.
2. Игры на пальчиках. Здесь огромное количество вариантов для подобной игры, в зависимости от темы уроков. Можно использовать и цвета, и животных, и буквы, и слоги, и другие группы предметов.
Игры на пальчиках развивают мышление и межполушарное взаимодействие, улучшают координацию и переключаемость тонких движений пальцев, обучение детей умению действовать по заданному алгоритму.
3. Психогимнастика – Цветные шарики.
4. Арт-терапия – «Рисование на песке», «Изотерапия», «Пластилинография», «Нейрографика», «Кинезеологические сказки», «Умные дорожки», «Найди одинаковые и обведи», «Распредели в разные стороны», «Камешки», «Накорми птичек» и т.п.
5. Нейротренажеры: «Межполушарный лабиринт», «Спираль», «Доска Бильгоу».
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений, мелкой моторики и психофизических функций.
Результаты диагностики в конце учебного года показали, что благодаря простоте и увлекательности, нейроупражнения являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в работе педагога-психолога оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья.
У 15 детей из 20 снизилась усталость, у 12 выработалась способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Литература.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272 с.
2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. А.В. Семенович -М.: Генезис, 2012 г.
3. Нейропсихологические занятия с детьми. 2 части: Практическое пособие/ В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова – М.: АЙРИС – ПРЕСС, 2015 г.
4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 г.
5. «Тренируем мозг: попробуй повторить». О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2022 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.