Использование нейроупражнений на уроках с детьми ТМНР

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование нейроупражнений в работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.docx

Использование нейроупражнений на уроках с детьми ОВЗ.

 

 

Нейроупражнения представляют собой набор различных заданий и игр, которые направлены на развитие когнитивных функций мозга, таких как память, внимание, мышление и речь.

Актуальность использования нейроупражнений на уроках обусловлена несколькими важными факторами:

1. Дети с ОВЗ имеют свои особенности развития и потребности, поэтому требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Нейроупражнения позволяют адаптировать занятия под потребности конкретного ребенка, учитывая его особенности и уровень развития.

2. Нейроупражнения способствуют стимуляции нервной системы, улучшению координации движений, развитию внимания, памяти, речи, мышления. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых происходят нарушения в различных аспектах развития.

3. Использование нейроупражнений помогает улучшить качество образования и результаты обучения у детей с ОВЗ. Регулярные занятия способствуют развитию мозговой активности, что ведет к улучшению обучаемости детей.

4. Регулярные занятия с добавлением нейроупражнений помогают детям с ОВЗ почувствовать свои успехи, улучшить самооценку и уверенность в себе. Это важно для формирования позитивного отношения к учебе и саморазвитию.

         Нейроупражнения могут использоваться для работы с детьми с различными видами нарушений развития, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия, дисграфия, задержка психического здоровья (ЗПР), расстройство аутистического спектра (РАС).

         Возраст, в котором можно использовать нейроупражнения зависит от конкретного упражнения и целей его использования. Некоторые упражнения могут быть адаптированы для детей младшего возраста (от 3 лет), в то время как другие предназначены для детей старшего возраста (от 6 лет и старше).

         Цель использования нейроупражнений на уроках заключается в улучшении умственных способности детей, повышение их концентрации и способность к обучению. Также нейроупражнения используются для коррекции нарушений развития и поддержки детей с ОВЗ в их адаптации к окружающей среде.

         Одной из основных задач использования нейроупражнений является стимуляция развития нервной системы детей с ОВЗ. Это помогает улучшить координацию движений, развитие моторики, концентрацию внимания, память, и главное это индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и потребностей, а также выбор наиболее эффективных нейроупражнений для достижения оптимальных результатов.

Нейроупражнения способствуют развитию когнитивных навыков у детей с ОВЗ, таких как логическое мышление, решение задач, память, внимание.

Новизна использования нейроупражнений заключается в следующем:

- позволяет создавать индивидуальные программы развития для каждого ребенка с учетом его особенностей и потребностей.

- основаны на принципах нейропластичности, который подтвержден современными исследованиями в области нейронаук.

- способствуют стимуляции нервной системы и формированию новых связей между нейронами.

- помогает повысить эффективность образовательного процесса в школе для детей с ОВЗ.

- могут способствовать повышению мотивации к обучению и улучшению самооценки у детей с ОВЗ. Позитивный опыт и успехи на занятиях могут повысить интерес к учебным процессам и развитию ребенка

Работа с применением нейроупражнений включает следующие этапы:

1. Диагностика особенностей развития каждого ребенка с ОВЗ и определение его потребностей. Вначале выявляется уровень развития, когнитивные и моторные навыки, а также проблемные области, которые требуют коррекции. На этом этапе определяются подходящие нейроупражнения для работы с каждым конкретным ребенком.

2. На основе результатов диагностики в программы включаются нейроупражнения, направленные на улучшение различных аспектов развития – моторики, внимания и памяти.

3.  Проводятся занятия с использованием нейроупражнений: применяются разнообразные упражнения, способствующие стимуляции нервной системы, улучшению координации движений, развитию внимания и мышления, а также речи.

4. Отслеживаются результаты работы с каждым ребенком, проводиться оценка эффективности использования нейроупражнений. В случае необходимости проводится корректировки программ развития и выбора упражнений для достижения лучших результатов.

5. Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ, чтобы передать им техники и упражнения для дальнейшего применения дома.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением нейроупражнений, используются разнообразные формы, методы и приемы работы для эффективного воздействия на развитие детей:

1. На индивидуальных занятиях применяются нейроупражнения, направленные на стимуляцию нервной системы, развитие моторики, улучшение внимания и памяти.

2. На групповых занятиях, дети с ОВЗ вместе выполняют различные нейроупражнения, что способствует развитию социальных навыков, улучшает коммуникацию и сотрудничество.

3. Игровые методики, включающие в себя нейроупражнения, в виде игр и развивающих упражнений, делают процесс обучения более увлекательным и доступным для детей.

4. Использование арт-терапии с элементами нейроупражнений может способствовать развитию творческих способностей детей с ОВЗ, а также улучшению эмоционального состояния.

5. Визуализация различных образов, при выполнении сенсорных упражнений, способствует развитию восприятия, памяти, внимания.

6. Использование специальных программных обеспечений для проведения нейроупражнений, делает процесс обучения интересным и мотивирующим для детей.

На занятиях используются такие нейроупражнения как:

1. Нейрогимнастика. Нейрогимнастику можно использовать как отдельный этап урока или полноценную физ.минутку.

2. Игры на пальчиках. Здесь огромное количество вариантов для подобной игры, в зависимости от темы уроков. Можно использовать и цвета, и животных, и буквы, и слоги, и другие группы предметов.

Игры на пальчиках развивают мышление и межполушарное взаимодействие, улучшают координацию и переключаемость тонких движений пальцев, обучение детей умению действовать по заданному алгоритму.

3. Психогимнастика – Цветные шарики.

4. Арт-терапия – «Рисование на песке», «Изотерапия», «Пластилинография», «Нейрографика», «Кинезеологические сказки», «Умные дорожки», «Найди одинаковые и обведи», «Распредели в разные стороны», «Камешки», «Накорми птичек» и т.п.

5. Нейротренажеры: «Межполушарный лабиринт», «Спираль», «Доска Бильгоу».

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений, мелкой моторики и психофизических функций.

Результаты диагностики в конце учебного года показали, что благодаря простоте и увлекательности, нейроупражнения являются эффективным инструментом. Регулярное их использование в работе педагога-психолога оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья.

У 15 детей из 20 снизилась усталость, у 12 выработалась способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

 

Литература.

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272 с.

 2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. А.В. Семенович -М.: Генезис, 2012 г.

3. Нейропсихологические занятия с детьми. 2 части: Практическое пособие/ В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова – М.: АЙРИС – ПРЕСС, 2015 г.

4. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 г.

5.  «Тренируем мозг: попробуй повторить».  О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2022 г.