ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ НА I СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Проблема культуры безопасного поведения человека признается во всем мире. В Республике Беларусь от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают люди, становятся инвалидами, теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому знакомство с основами культуры безопасного поведения должно начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте и продолжаться в учреждениях общего среднего образования, направленного на подготовку к полноценной жизни в обществе, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, готовности к самостоятельному жизненному выбору.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных составляющих воспитания является воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной деятельности и повседневной жизни.
Безопасность учащихся обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на улицах города, в общении с другими, в природе, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников учреждений общего среднего образования.
Обеспечение безопасного поведения учащихся в учреждениях общего среднего образования заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Поколение детей, которое сегодня приходит в учреждения образования- принципиально новое. Часто его называют поколением «Z». Таким образом, проблема заключается в необходимости новых креативных образовательных технологий, которые одновременно будут отвечать требованиям меняющегося общества, запросам субъектов образовательного процесса и учащихся нового поколения.
Актуальность опыта обусловлена противоречиями:
между необходимостью обеспечения достижения конкретных результатов и малоэффективными формами работы, используемыми в учреждениях общего среднего образования;
между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний и необходимостью формирования ключевых компетенций, направленных на развитие творческих способностей обучающихся;
между необходимостью формирования основ культуры безопасного поведения и несоответствия приоритетов семьи и целей учреждения общего среднего образования.
Целью педагогического опыта является формирование основ культуры безопасного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования на основе использования образовательных квестов.
В процессе формирования опыта решались следующие задачи:
определить организационно-педагогические условия, необходимые для эффективного формирования основ культуры безопасного поведения на основе использования образовательных квестов;
сгруппировать по разделам и подобрать темы для реализации образовательных квестов, выявить приемы и методы работы, являющиеся наиболее эффективными;
систематически использовать на учебных занятиях и во внеурочной деятельности образовательные квесты для формирования основ культуры безопасного поведения у учащихся;
проанализировать эффективность использования образовательных квестов как средства формирования основ культуры безопасного поведения у учащихся.
Теоретические основания опыта
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.С. Белов, Е.Я. Гаткин, П.П.Блонский, А.Е. Ковригин, А.В. Петровский, А.В. Попков, И.К. Топоров и др.).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Дж. Андерсона, А. Бандуры, М. Мурани, П.Статмэна.
В работах психологов Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, С.А. Елисеева, Т.И. Колесниковой, Д.В. Эльконина [70] и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю.Белой, Т.В. Загвоздкиной, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, А.И. Садретдиновой, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Хромцовой и др.
Термин «культура безопасности» был введен в 1986 году экспертами Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ в итоговом документе по рассмотрению причин последствий аварии в Чернобыле. В дальнейшем его стали распространять на любые сферы человеческой деятельности и применять к каждому человеку в отдельности [46].
В.Н. Кузнецов определяет культуру безопасности как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов [38].
Культура безопасного поведения - совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека; умений и навыков оберегать свою жизнь, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях (В.Н.Мошкин) [44].
Воспитание культуры безопасности включает совершенствование готовности к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом [45]. Культура безопасного поведения включает компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности).
Культура безопасного поведения - это составляющая общей культуры человека и понимается учеными как интегральное понятие, которое подразумевает: обладание физическими силами; интеллектом; высокими нравственно-этическими нормами поведения; художественно-эстетическими идеалами; положительным эмоциональным восприятием на соблюдение правил и отрицательным - на их несоблюдение; знаниями, умениями и навыками, позволяющими распознавать, предвидеть опасные ситуации и избегать их, видеть пути их устранения (С.Н. Пидручная)
Изучив различные подходы к определению понятия, можно говорить о том, что культура безопасного поведения - это совокупность знаний о безопасном поведении человека, умений и навыков, проявляющихся в когнитивном, эмоционально-мотивационном и предметно-практическом компонентах, позволяющих распознать, предвидеть опасные ситуации и избежать их, видеть пути их устранения.
Когнитивный - предполагает усвоение знаний и умений о правилах безопасного поведения дома, на улице, в природе, в общении с другими.
Эмоционально-мотивационный - предполагает проявление эмоций на события и поступки людей в окружающем мире, положительных на соблюдение правил и отрицательных на их несоблюдение, наличие интереса и потребностей, направленных на культуру безопасного поведения.
Предметно-практический - предполагает выполнение правил безопасного поведения на улице, дома, в природе, в общении с незнакомыми; наличие опыта безопасного поведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.