Практическая работа № 42.
1. Краткие теоретические сведения.
Ввод данных в память ЭВМ можно производить как вместе с самой программой (c помощью оператора INPUT), так и по ходу ее выполнения (командой присваивания). Данные во многих случаях удобно вводить с помощью операторов «DATA...» и «READ...» (переводится «данные…читать…»). Исходные значения величин при этом записываются сразу после слова DATA, будучи разделены между собой (если их два или больше) запятыми, а соответствующие имена величин, которым эти значения присваиваются, — в таком же порядке после слова READ в операторе READ... . Например, при выполнении фрагмента программы:
20 DATA 7,3,1,6,8,4
…….
50 READ X,Y
При первом выполнении строки 50 программы переменная Х принимает значение 7, а Y- значение 3, при втором Х=1, Y=6, при третьем Х=8, Y=4.
Оператор «READ...» должен предшествовать тем операторам, в которых используются указанные в нем имена переменных. Оператор «DATA...» может быть записан в любой строке программы.
Если в программе несколько операторов «DATA...», то обращение к ним осуществляется в порядке очередности по мере исчерпывания всех данных в каждом из них.
Строковые константы в операторе «DATA...»,
содержащие запятые, двоеточия, пробелы должны заключатся в кавычки (“ ”).
Например: DATA “Иванов И.И.”,”Книга”,“CD”.
Для того чтобы заново считывать данные в операторе «DATA...» используется оператор «RESTORE...». В этом операторе указывается номер строки оператора «DATA...». Если номер строки не указан, то при следующем выполнении оператора «READ...» будут считываться данные из оператора «DATA...» стоящего в программе первым.
Пример 1. Составить программу вычисления значений функции для х= 2; у=5, х=4; у=10, х=7; у=12 используя оператор DATA.
REM Значения функции
DATA 2,5,4,10,7,12
FOR I=1 TO 3
READ X,Y
Z= SQR(X^2+4*Y+4)
PRINT “X=”;X,”Y=”;Y,”Z=”;Z
NEXT I
END
Пример 2. Сопротивления в 100, 200 и 1000 Ом соединили один раз параллельно, другой - последовательно, и подключили в сеть с напряжением 220 В. Определить общую силу тока для обоих типов соединения. Значения R1, R2 и R3 ввести с помощью оператора DATA, а значение напряжения U- с клавиатуры. Формула для вычисления (, где R= R1 + R2 + R3 при последовательном соединении и при параллельном.)
10 REM Сила тока
20 DATA 100,200,1000
30 INPUT “Напряжение U=”;U
40 READ R1,R2,R3
50 R= 1/(1/R1+1/R2+1/R3): I=U/R
60 PRINT “При параллельном соединении I=”;I;”A”
60 RESTORE 20
70 READ R1,R2,R3
80 R=R1+R2+R3
90 PRINT “При последовательном соединении I=”;U/R;”A”
100 END
2. Задания.
1. Внимательно изучите теоретический материал.
2. Запустите программу c:\QBasic\qbasic.exe.
3. Наберите программу, приведенную в примере 1. Сохраните созданный файл под именем pr42_1.bas в папку своей группы. Результаты выполнения программы занесите в таблицу.
4. Наберите программу, приведенную в примере 2. Результаты выполнения программы занесите в таблицу. Сохраните созданный файл под именем pr42_2.bas в папку своей группы.
5. Составьте программу для решения задачи:
Специальность 1705. Выполните расчет передаточного числа U зубчатой передачи и частоты вращения ведомого зубчатого колеса N2, используя формулу:
Значения Z1 = 24; N1 = 500 об/мин задайте с помощью оператора присваивания, а значения Z2 равные 20,48,54,60,80,90 введите с помощью оператора DATA. Результаты оформите в виде таблицы.
Специальность 1806. По медному проводу диаметром d, длиной L протекает ток силой I. Определите потерю мощности в ней используя формулы:
Значения L = 800 м, I = 0,1 A, r= 0,017 Oм×мм2/м введите с помощью операторов присваивания, а для задания различных значений D равных 0,1; 0,2; 0,25; 0,35; 0,4; 0,5; 0,55 мм используйте оператор DATA. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод о зависимости потери мощности от диаметра провода.
Специальность 1201. Подсчитайте глубину, силу, фактическую скорость, мощность резания при обточке детали за один проход. Исходные величины:
S = 0.4 мм/об; п = 800 об/мин; К =200 кгс/мм введите с помощью операторов присваивания, а значения D •и d приведенные в таблице введите использую оператор DATA.
|
а |
б |
в |
г |
д |
D, мм
|
76 |
50 |
60 |
70 |
62 |
d, мм
|
72 |
44 |
55 |
64 |
54 |
Для расчетов воспользуйтесь формулами: .
Результаты оформите в виде таблицы.
Вопросы:
1. Как изменится результат выполнения программы примера 2, если в строке 60 программы вместо RESTORE 20 написать просто RESTORE ?
2. Как изменится результат выполнения программы примера 1, если оператор DATA из начала программы перенести и записать перед оператором END ?
3. Как изменится результат выполнения программы примера 1, если вместо оператора READ X,Y записать READ X$,Y$ ?
3. Оформление отчета:
1. Переписать правила записи и использования оператора «DATA...» и «READ...», примеры 1 и 2 программ из методического пособия в тетрадь.
2. Выполнить п.п. 2-5 задания.
3. Сохраните файл созданный при выполнении задания 5 под именем pr42_3.bas
4. Дать ответы на вопросы задания и объяснить их.
4. Контрольные вопросы.
1. Какие способы ввода данных вы знаете?
2. Какие типы данных вы знаете?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.