Доклад по теме:
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Чему учить дошкольника? На этот вопрос нам ответит ФГОС ДО(Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования)
А как учить? На этот вопрос у каждого воспитателя есть свой неоднозначный ответ.
Мое педагогическое кредо: «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что ты преподаёшь. И любить тех, кому ты преподаёшь.»
Сегодня я хочу познакомить вас со своей педагогической находкой.
Дошкольное образование-это самое первое и ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Проблема развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость. Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Поэтому я уделяю особое внимание системе по развитию речи дошкольника, которая является средством социальной адаптации.
Содержание учебной образовательной работы нашего детского сада подробного разработано в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксе. Она предусматривает обучение детей знаниям , умениям и навыкам, развитию их умственных и художественных способностей, формирование нравственных качеств и развитие речи. Поэтому моя задача как воспитателя помочь детям овладеть навыками разговорной речи. Моя профессия предполагает постоянный творческий поиск. Я постоянно ищу новые методы и приемы работы с детьми и родителями. Совершенствуюсь как педагог, делюсь педагогическим опытом с коллегами. Свой опыт, умения и знания я отдаю воспитанникам. Я люблю свою работу. И главной своей задачей , как воспитатель, считаю заинтересовать ребенка, помочь найти интересное в каждом занятии, научить ребенка запоминать. На развитие памяти влияет много факторов, например , сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, заучивание стихотворений, ежедневное запоминание информации и прочее.
Так вот на запоминании я и хочу остановиться и рассказать о методе, который помогает детям запоминать информацию и тренирует память. Этот метод называется мнемотехника.
В современном мире наши дети получают огромной объём информации, у них полная перегрузка данными. И несмотря на их юный возраст , они хорошо умеют пользоваться гаджитами: смартфонами, планшетами, компьютерами. Но при всем при этом им очень сложно удержать в памяти такое большое количество информации. Нарушается внимание, не всегда получается сосредоточиться на одном деле. Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский : « Ребенок мыслит образами». При этом нужно понимать, что, когда ребенок пойдет в школу, то ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добивать успеха и учиться с удовольствием.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Это мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.
Мнемоквадрат—это отдельная карточка, изображающая закодированную информацию. Рисунок в квадрате может обозначать слово, словосочетание, простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, ребенок приходит в детский сад, у него есть шкафчик, кроватка, стульчик, для этого мы наклеиваем на каждый из его предметов картинку собачки, и теперь ребенок знает, что мебель с этой картинкой это его мебель.
Мнемодорожка—это последовательность трех и более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображение ребенок составляет историю из нескольких несложных предложений.
Мнемотаблица—это таблица, поделённая на квадраты. В каждом из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображения в квадрате соответствует слово или словосочетание. С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы, заучивать стихотворения. Дети видят всех действующих лиц и свое внимание концентрируют на правильном построении предложения, на воспроизведение в своей речи необходимых выражений.
Мой алгоритм работы с мнемотаблицами такой :читаем текст, рассматриваем мнемотаблицы, отвечаем на вопросы по содержанию, повторное чтение рассказа с установкой на пересказ и затем ребенок своими словами по мнемотаблице пересказывает рассказ.
Схемы и символьные таблицы—это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывают зрительную информацию, не боясь ошибиться воспроизводить ее. Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты. Расширяется не только словарный запас , но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать, ребенок понимает, что это совсем не трудно. Мнемотехника является один из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. Поэтому чем раньше начать детей учить пересказывать, тем лучше ребенок подготовится к школе, т.к. речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовит его к школьному обучению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.