ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Из опыта работы
учителя биологии
МОУ «Средняя школа № 58 г. Макеевки»
Ломакиной Татьяны Владимировны
Использование принципов системно-деятельностного подхода помогает формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, развивать умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
не с ответом, а с вопросом (противоречием)
заинтересованность,
стремление к самостоятельному овладению новыми знаниями
умение учиться
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения
“Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”
А. Дистервег
Системно-деятельностный подход
Дидактические принципы
системно-деятельностного подхода
ученик добывает знания сам, осознавая при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, что способствует формированию
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
формирование целостного представления о мире и месте науки
в системе наук
создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию
идей сотрудничества
развитие вариативного мышления, понимания возможности различных
вариантов решения проблемы и выбора оптимального варианта
ориентация на творческое начало в учебной деятельности
Принцип деятельности
Принцип вариативности
Принцип психологической комфортности
Принцип системности
Принцип творчества
Технологии
системно-деятельностного подхода
Деятельностные методы обучения
Урок – пресс-конференция
Учебная дискуссия
Мозговой штурм
Исследовательский метод
Лекция с заранее запланированными ошибками
Проблемный семинар
Круглый стол
Самостоятельная работа с литературой
Анализ конкретных ситуаций
Решение ситуационных задач
Деловая игра
Ролевая игра
Проблемная лекция
Проблемный семинар
Проблемная лекция
Лекции с заранее запланированными ошибками
Учебная дискуссия
Урок – пресс-конференция
Исследовательский метод
Самостоятельная работа с литературой
Решение ситуационных задач
Анализ конкретных ситуаций
Деловая игра
Ролевая игра
– при наименьших затратах труда и времени учащиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью.
Ролевая игра погружает ученика в модель близкую к жизненной ситуации.
Например, можно использовать игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов и директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или обобщающую игру «Приём к врачу», где можно вспомнить основные симптомы болезней органов различных систем и меры профилактики заболеваний, при этом класс делится на врачей-специалистов, пациентов и экспертов.
Опыт работы
* При разумном сочетании различных методов на уроке у учащихся возрастает учебно-познавательный интерес к предмету и учебной деятельности.
* Деятельностный подход способствует созданию на уроке атмосферы сотрудничества, творчества и психологического комфорта.
* Самостоятельное решение проблем доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности.
* Наблюдение, сравнение, выявление закономерностей, открытие нового вызывает у учащихся желание учиться.
* Системно-деятельностный подход способствует развитию самостоятельности, мышления, речи, формированию готовности к саморазвитию.
* Наблюдается динамика роста качества знаний.
литература
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2. Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей. Авторы-составители
Е.С. Заир-Бек, Т.Г. Сорокина, под ред. Петрова Г.Н./ Л.: изд. Российский гос. пед. университет
им. А.И. Герцена, 1991 – 44 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005.- 208 с.
4. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие. (6-11 кл.) – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 126 с.
5. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодёжи,1990. – 46 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. – 134 с.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. – 198 с.
8. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Педагогика, 1989. – 308 с.
9. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе, 2007. - № 6, с. 31-34
10. Чернышова Ю. Интерактивные методы: обучение понимаю//Биология в школе,1998. - № 3. – с. 30-35
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.