Использование принципов системно-деятельностного подхода помогает формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, развивать умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
не с ответом, а с вопросом (противоречием)
заинтересованность,
стремление к самостоятельному овладению новыми знаниями
умение учиться
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения
“Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”
А. Дистервег
Системно-деятельностный подход
– это такая организация учебного процесса, которая предполагает
создание под руководством учителя
активной, разносторонней и
в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
в ходе которой и происходит развитие
навыков самообразования.
Дидактические принципы
системно-деятельностного подхода
ученик добывает знания сам, осознавая при этом содержание и формы
своей учебной деятельности, что способствует формированию
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
формирование целостного представления о мире и месте науки
в системе наук
создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию
идей сотрудничества
развитие вариативного мышления, понимания возможности различных
вариантов решения проблемы и выбора оптимального варианта
ориентация на творческое начало в учебной деятельности
Принцип деятельности
Принцип вариативности
Принцип психологической комфортности
Принцип системности
Принцип творчества
Технологии
системно-деятельностного подхода
- проблемно – диалогическая технология (постановка учебной проблемы и поиск решения);
- технология продуктивного чтения (учиться понимать прочитанное);
- технология исследования (каждый вид деятельности – исследование);
- технология оценивания образовательных достижений (самоанализ, самооценка);
- технология сотрудничества (учиться вместе);
- информационные и коммуникативные технологии.
Деятельностные методы обучения
Урок – пресс-конференция
Учебная дискуссия
Мозговой штурм
Исследовательский метод
Лекция с заранее запланированными ошибками
Проблемный семинар
Круглый стол
Самостоятельная работа с литературой
Анализ конкретных ситуаций
Решение ситуационных задач
Деловая игра
Ролевая игра
Проблемная лекция
Проблемный семинар
– один из основных приёмов активизации мыслительной деятельности обучающихся при проблемном обучении.
Перед изучением темы учитель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием темы. Учащиеся готовят доклады или сообщения по определённой проблеме. Их выступления должны быть достаточно чёткими, ясными и короткими. Высвечиваемые в докладах положения вызывают у слушающих ситуацию затруднения: кто же из докладчиков прав. При этом предполагается создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска.
Проблемный семинар может иметь два исхода: учащиеся находят решение проблемы сами или же его формулирует учитель в заключительном слове.
Например, на семинаре по теме «Иммунитет» могут быть использованы такие доклады: «Илья Мечников: открытие иммунной системы», «Пауль Эрлих: вклад в науку».
Проблемная лекция
– монолог информационного характера с вопросами, которые направляют внимание учащихся на необходимость решения минутных проблем.
Например, на лекции по теме «Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты» могут быть использованы такие вопросы:
- Возможно ли существование клетки без ядра?
- Почему ядро является важнейшей составной частью клетки?
- Какие особенности строения ядерной оболочки позволяют образовавшимся в ядрышке рибосомам выходить в цитоплазму?
- Средняя длина молекулы ДНК, составляющей каждую из 46 хромосом человека, около 5 см. Каким образом весь генетический материал умещается в ядре клетки?
- В каком случае используется термин «хроматин», а в каком «хромосома»?
- Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом?
- Известно, что бактериальная клетка не имеет ядра, регулятора всех функций в клетке. Каким же образом регулируются все внутриклеточные процессы в клетках бактерий?
Лекции с заранее запланированными ошибками
направлены на развитие навыков выявления неверной информации.
Учитель готовит конспект содержательного характера с определённым количеством ошибок. Задача учеников – выступить в роли экспертов.
Например, по теме «Индивидуальное развитие организма» может быть использован такой конспект:
На этапе дробления происходит многократное деление клеток путём мейоза.
Период дробления завершается формированием гаструлы.
Формирование зародышевых листков происходит на этапе бластулы.
Трёхслойный зародыш образуется в результате дифференциации.
Формирование тканей и органов происходит на этапе нейрулы.
Постэмбриональный период начинается с момента выхода из материнского организма.
Репродуктивный период характеризуется половым созреванием организма.
Для прямого типа постэмбрионального развития характерно отсутствие личиночной стадии.
Развитие насекомых с полным превращением проще, чем развитие с неполным превращением.
Учебная дискуссия
– метод обсуждения и разрешения спорных вопросов или проблемы.
Она проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией по теме обсуждения. Ситуация спора создаётся, когда учитель задаёт вопрос «А у кого другое мнение?». Цель учебной дискуссии – развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры.
Например, дискуссия по теме «Вирусы» может быть начата со вступительных слов учителя:
«В течении последних 100 лет учёные не раз меняли своё представление о природе вирусов, микроскопических переносчиков болезней. Вначале вирусы считали ядовитыми веществами, затем – одной из форм жизни, потом – биохимическими соединениями. Сегодня предполагают, что они существуют между живым и неживым и являются основными участниками эволюции. Кто прав? Какая из гипотез наиболее достоверна?»
Урок – пресс-конференция
направлен на выявление круга интересов и потребностей учеников, отношения к теме урока и предмету в целом.
Учитель называет тему урока и просит учащихся письменно задавать ему вопросы по данной теме.
Например, урок – пресс-конференция по теме: «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования».
Исследовательский метод
– метод, в котором после постановки проблем и краткого инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Например, исследовательский проект: «Лишайники – биоиндикаторы чистоты атмосферного воздуха».
Задачи: на основе анализа литературы дать биологическую характеристику лишайникам и выявить их особенности использования в биоиндикации; выявить виды лишайников, наиболее устойчивые к загрязнению среды; рассмотреть процесс изменения лишайников в городских условиях и возможность использования в мониторинге загрязнения воздушной среды; сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха.
Самостоятельная работа с литературой
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы: составление схемы, плана, последовательности процессов или этапов, поиск ответа на вопрос, конспектирование, решение задач, практические и лабораторные работы.
Например, составьте схему «Жизненный цикл папоротника» или ответьте на вопрос: «Какими экологическими особенностями обусловлен тот факт, что папоротникообразные не доминируют в современном растительном мире Земли?».
Решение ситуационных задач
– помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.
Например, ситуационная задача по теме «Гуморальная регуляция и её нарушения»: музыкант утверждает, что для шумного успеха при работе в ночном клубе ему требуется много адреналина. Посоветуйте, что принимать для постоянного выделения адреналина в большом количестве. Что такое допинг?
Анализ конкретных ситуаций
– метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся.
Вырабатывает способность высказывать свои мысли и умение выслушать альтернативную точку зрения. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определённые решения.
Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такую ситуацию: «Работая тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключённых практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чём загадка?»
Деловая игра
– одна из наиболее эффективных форм повышения активности обучаемого.
Она раскрывает личностный потенциал ученика, так как носит соревновательный характер, а также развивает образное, систематическое и логическое мышление.
Например, на обобщающих уроках можно использовать такие интеллектуальные игры как терминологические эстафеты, кроссворды, шарады, эстафеты эрудитов, поле чудес, викторины, блиц-турниры, конкурсы знатоков и др.
Ролевая игра
– при наименьших затратах труда и времени учащиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью.
Ролевая игра погружает ученика в модель близкую к жизненной ситуации.
Например, можно использовать игры экологического характера, когда учащиеся выступают в роли экологов и директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Или обобщающую игру «Приём к врачу», где можно вспомнить основные симптомы болезней органов различных систем и меры профилактики заболеваний, при этом класс делится на врачей-специалистов, пациентов и экспертов.
Опыт работы
* При разумном сочетании различных методов на уроке у учащихся возрастает учебно-познавательный интерес к предмету и учебной деятельности.
* Деятельностный подход способствует созданию на уроке атмосферы сотрудничества, творчества и психологического комфорта.
* Самостоятельное решение проблем доставляет ученикам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности.
* Наблюдение, сравнение, выявление закономерностей, открытие нового вызывает у учащихся желание учиться.
* Системно-деятельностный подход способствует развитию самостоятельности, мышления, речи, формированию готовности к саморазвитию.
* Наблюдается динамика роста качества знаний.
литература
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2. Активные формы обучения. Методические рекомендации для учителей. Авторы-составители
Е.С. Заир-Бек, Т.Г. Сорокина, под ред. Петрова Г.Н./ Л.: изд. Российский гос. пед. университет
им. А.И. Герцена, 1991 – 44 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005.- 208 с.
4. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: методическое пособие. (6-11 кл.) – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 126 с.
5. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодёжи,1990. – 46 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. – 134 с.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. – 198 с.
8. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Педагогика, 1989. – 308 с.
9. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе, 2007. - № 6, с. 31-34
10. Чернышова Ю. Интерактивные методы: обучение понимаю//Биология в школе,1998. - № 3. – с. 30-35
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.