Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.
Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.
Задачи:
1. Формировать навык грамотного письма.
2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.
3. Прививать любовь к родному языку.
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.
Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.
Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:
1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает
определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше
механического запоминания.
В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:
1) метод зрительных ассоциаций;
2) метод звуковых ассоциаций;
3) метод группировки или мнемосистема «связей»;
4) стихи, рассказы, сказки, ребусы,
5) этимологический анализ слов.
I. Метод зрительных ассоциаций
больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
1.Заяц
Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц.
Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!”
Но
как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и
прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.
2.Комната
На доске появляются картинки с изображением треугольной
(как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.
Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной
непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.
Другие варианты изображений:
|
|||||||||||||
|
Слова с безударной гласной А
II. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций
предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.
1. Завтрак. Завтра.
Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.
Приеду завтра,
Привезу завтрак,
На завтрак - рак,
Кричи: «Уpa!»
2. Костюм, пальто
Костюм носит Костя, пальто Паша.
3. Петух
Петуха спросили дети:
«От чего зовут вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!
Возможные варианты аудиальных ассоциаций:
Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная; комната Наты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.
III. Мнемосистема «связей» (метод группировки).
способствует эффективному запоминанию слов с непроверяемым написанием. Он заключается в следующем:
– запоминание происходит легче, если ребенок мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
– объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».
Рекомендуется записывать не более 5 – 7 слов, поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.
1. Быстро, весело, скоро, хорошо
Как ездить на велосипеде? Быстро, весело, скоро, хорошо!
2. Работа, сапоги, пальто, машина, завод
Папа собрался на работу, надел сапоги, пальто.
Сел в машину и поехал на завод.
Аналогичные задания:
IV. Cтихи, рассказы, сказки, ребусы.
относятся к эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Стихи:
1. Салют, ужин
Знаем, что салют всегда Но запомни, букву «и»
Пишем только с буквой «а»! В слове ужин ты пиши!
2. Карандаш
Карандаш мы подточили,
Букву «а» в нём получили!
Ребусы:
V. Этимологический анализ слов
является одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика. Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.
1.Береза
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
2.Ботинок
Ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог.
Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием.
Предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.
Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.
Мнемотехнические приемы хорошо использовать на уроках чтения.
Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.
Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.
Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы
особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом,
все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти,
используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Мнемоническое правило
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:
Вывод:
Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.