Использование приёмов мнемотехники
Оценка 5

Использование приёмов мнемотехники

Оценка 5
doc
12.12.2021
Использование приёмов мнемотехники
Использование приёмов мнемотехники.doc

 

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.

Задачи:

1. Формировать навык грамотного письма.

2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.

3. Прививать  любовь к родному языку.

      Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.

    Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи  ученик  сможет  выбрать себе наиболее подходящий.

     Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

    определенные эмоции;

4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше

    механического запоминания.

    В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

1) метод зрительных ассоциаций;

2) метод звуковых ассоциаций;

3) метод группировки или мнемосистема «связей»;

4) стихи, рассказы, сказки, ребусы,

5) этимологический анализ слов.

 

I. Метод зрительных ассоциаций

больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

http://www.science-education.ru/i/2015/4/16776/image001.jpg1.Заяц

Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц.

 Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!”

Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.
http://www.science-education.ru/i/2015/4/16776/image002.jpg

2.Комната

На доске появляются картинки с изображением треугольной

(как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной

непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

 

Другие варианты изображений:

Слова с безударной гласной   О

 
kosmon-1.jpg
gorjachi.jpg korabl-1.jpg
avto-1.jpg vokrug.jpg
kr-2.jpg

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слова с безударной гласной   А

 

 

karandahc.jpg,bagazh.jpg,abazur-3.jpg,aprel-1.jpg,gazeta-1.jpg,alleja1.jpg,bass.jpg,isrusstvo.jpg
kollekcija-1.jpg
kolonna.jpg zhuzhat.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


II. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций

предпочтителен в тех случаях, когда фраза из  созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.

1.     Завтрак.    Завтра.

Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза  хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

Приеду завтра,

Привезу завтрак,

На завтрак - рак,

Кричи: «Уpa

2.     Костюм,  пальто

Костюм носит Костя, пальто Паша.

3.     Петух

Петуха спросили дети:

 «От чего зовут вас Петей?»

  Петушок ответил детям:

«Хорошо умею петь я!

Возможные варианты  аудиальных ассоциаций:

Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина;  Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; комната Наты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.

 

III. Мнемосистема «связей» (метод группировки).

способствует эффективному     запоминанию слов    с      непроверяемым      написанием.        Он заключается в  следующем:

 –  запоминание происходит легче, если  ребенок  мысленно   представляет себе      предметы,   явления  или  действия,   которые   обозначают  слова;

  –  объединенные  в  группы   предметы   должны  «оживать»,  «двигаться».

Рекомендуется   записывать   не   более   5 – 7  слов,  поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.

1.     Быстро, весело, скоро, хорошо

Как ездить на велосипеде?         Быстро, весело, скоро, хорошо!

2.     Работа, сапоги, пальто, машина, завод

Папа собрался на работу, надел сапоги, пальто.

Сел в машину и поехал на завод.

Аналогичные задания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV. Cтихи, рассказы, сказки, ребусы.

относятся к эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Стихи:

1.     Салют,   ужин

  Знаем, что салют всегда                    Но запомни, букву «и»

  Пишем только с буквой «а»!             В слове ужин ты пиши!

2.     Карандаш

Карандаш мы подточили,

Букву «а» в нём получили!

Ребусы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 


V. Этимологический анализ слов

является одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.

   Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика. Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.

        1.Береза

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

2.Ботинок

Ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог.

      Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием.

Предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.

     Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

    Мнемотехнические приемы хорошо использовать на уроках чтения.

    Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

   Использование мнемотаблиц   позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.

  Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.  Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.

  Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Вывод:

Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний,  выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения

I . Метод зрительных ассоциаций больше других нравится детям

I . Метод зрительных ассоциаций больше других нравится детям

II . Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна

II . Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна

П е тух П е туха спросили дети: «От чего зовут вас

П е тух П е туха спросили дети: «От чего зовут вас

IV . C тихи , рассказы , сказки, ребусы

IV . C тихи , рассказы , сказки, ребусы

Б о тинок – от слова «б о ты».

Б о тинок – от слова «б о ты».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021