«Использование проблемно-диалогической технологии
на уроках русского языка, как средство формирования УУД».
Век XXI… Век новых открытий, гаджетов, нетбуков, планшетов. В руках у школьника весь мир умещается в ладони. Ведь смартфон – это и электронная библиотека, и лаборатория, и геоинформационная система, и все музеи мира.
Современная реальность позволяет получить необходимую информацию в считанные секунды. Но по-прежнему школьники используют в речи шаблонные конструкции и фразы, не могут анализировать литературные тексты и логически строить умозаключения, быстро устают на уроках и теряют интерес к учебному материалу. У них недостаточно развиты речь, творческое мышление, навыки грамотного письма. А ведь именно успешное и осознанное овладение русским языком является основой формирования универсальных учебных действий.
Как организовать работу на уроке так, чтобы дать учащимся возможность самостоятельно открывать новые знания? Как выработать навыки устной и письменной речи учеников для эффективного формирования УУД?
Ни для кого не секрет, что в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами выпускники школы должны обладать различными универсальными учебными действиями, способствующими активному саморазвитию, самовоспитанию и самоопределению.
Ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы, самостоятельно работали на уроках и добывали знания, даёт проблемно-диалогическая технология. Это особая организация обучения, которая обеспечивает творческое усвоение учебного материала учащимися с помощью специально - организованного диалога.
В основе проблемно – диалогического обучения лежат исследования двух самостоятельных областей - проблемного обучения, над которым работали И.А. Ильницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И. Махмутов и др. и психологии творчества, авторы А.В. Брушлинский, А.Ю. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др..
Огромный вклад в разработку проблемно-диалогической технологии внесла кандидат психологических наук Мельникова Елена Леонидовна.
Сравнительный анализ проблемно-диалогического урока и урока, построенного в традиционной форме, показывает ряд преимуществ первой.
Традиционный урок |
Проблемно-диалогический урок |
1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…» |
1. Постановка проблемы: «С одной стороны, …, но с другой стороны, …» «Что удивляет? В чём затруднение?..» «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?» , «Сформулируйте тему». |
2. Объяснение учителя: «Итак, слушайте внимательно…» |
2. Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос…» |
3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…» |
3. Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…», «Составь алгоритм…» |
На уроках с использованием проблемно – диалогической технологии учитель помогает ученикам определить проблему, сформулировать тему, организовать открытие новых знаний, что способствует формированию у учащихся не только предметных результатов, но и формирует у них универсальные учебные действия.
Каждый урок русского языка и литературы, разработанный в соответствии с проблемно-диалогической технологии, обязательно включает в себя три основных этапа: постановки проблемы, поиска её решения, рефлексия. На своих уроках применяю два вида диалога: побуждающий и подводящий.
На первом этапе урока организую постановку проблемы одним из трёх методов.
(на слайде: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом)
Так, например, на уроке русского языка в 5 классе по теме «Правописание суффиксов –чик- и –щик-» побуждающий от проблемной ситуации диалог строю таким образом: предлагаю учащимся по иллюстрациям определить название профессий, и записать их, разбив на две группы. Затем при помощи специальных реплик поднимаю перед учениками противоречие и прошу их сформулировать проблему.
Учитель |
Ученик |
- По какому принципу вы разбили слова на две группы?
- Итак, вы выполнили задание. - Проверьте слова по образцу. - Что же вас удивило?
- Почему в суффиксах существительных -чик (-щик) пишутся разные буквы: ч или щ?
- Как сформулировать вопрос (проблему) урока.
- Сформулируйте тему урока. |
-Слова первой группы, оканчиваются на –чик, второй - на –щик. - Да. - (проверяют по слайду) -Написание суффиксов –чик-щик. - Мы не знаем, какой суффикс нужно писать.
-Почему в одних словах пишется буква ч, а в других щ? - «Правописание суффиксов –чик- и –щик-» |
Такой побуждающий диалог, организованный на первом этапе урока, позволяет учащимся осознать и сформулировать проблему. Он развивает логические умения: сравнение и анализ.
Эффективным для формирования универсальных учебных действий является и подводящий к теме диалог. На уроке литературы в 5 классе по теме «Природа, как герой сказки-были «Кладовая солнца» автора Михаила Михайловича Пришвина задаю учащимся вопросы по содержанию произведения. Пошагово подвожу учеников к формулированию темы. По ходу диалога принимаю все ответы учащихся. Школьники учатся высказывать и обосновывать свою точку зрения, учатся слушать и слышать других, самостоятельно формулировать тему, проблему урока.
Учитель |
Ученик |
- Какие герои представлены в повести?
- Как вы думаете, о чём, о каких явлениях говорится на каждой странице повествования? - Можно ли назвать природу ещё одним героем повести? Докажите. -Сформулируем тему урока.
|
- Настя, Митраша, собака Травка, Антипыч и пр. - О природе.
- Можно. (Доказывают свое мнение).
-Природа, как герой сказки-были «Кладовая солнца». |
Еще одним методом постановки проблемы является сообщение темы с мотивирующим приемом. На уроках с использованием данного метода стараюсь подобрать такой материал, который является «ярким пятном», побуждает учеников размышлять, выдвигать гипотезы, учитывать разные мнения. Урок по теме «Фразеологизмы» начинаю с просмотра отрывка из детского юмористического киножурнала «Ералаш». Ученики по предложенному отрывку определяют, о каком языковом понятии пойдет речь на уроке. Таким образом, у учащихся формируются регулятивные (Высказывать предположения на основе наблюдений), коммуникативные (Выступать перед коллективом сверстников), личностные (Стремиться к речевому самосовершенствованию) и предметные универсальные учебные действия.
На втором этапе урока организую поиск решения проблемы. Для этого использую 3 основных метода: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы и подводящий без проблемы диалог.
В ходе использования первого метода предлагаю вопросы, стимулирующие учеников выдвигать и проверять гипотезы. (-Подумайте! Какие есть гипотезы? Согласны ли с предложенной гипотезой? Почему? Выскажите свое мнение). При необходимости даю подсказку к решающей гипотезе или сообщаю её сама, если подсказка не помогла. В ходе проверки гипотез учащиеся работают с различными источниками информации, анализируют её, учатся аргументированно высказывать свою точку зрения, вести диалог.
Подводящий к знанию диалог строю таким образом, чтобы он содержал систему вопросов и заданий, позволяющих ученикам самостоятельно открывать новые знания. Так, на уроке литературы в 9 классе, изучая образ главного героя романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», предлагаю учащимся серию вопросов:
- Какие обстоятельства повлияли на формирование характера Евгения Онегина?
- Каковы философские принципы жизненной позиции героя?
- Каково его отношение к окружающему миру?
- Понял ли Онегин последствия своего образа жизни?
- Осознаёт ли он причины своей «болезни»?
- Есть ли противоречия в поступках Онегина?
-Как действия литературного героя повлияли на его дальнейшую судьбу?
- Какова основная черта характера Евгения Онегина?
Термин «лишний человек» принадлежит И. Тургеневу, который в 1849 году написал «Дневник лишнего человека». «Лишним человеком» мы называем литературный тип, для которого характерно конфликт с обществом и невозможность реализовать себя в условиях этого общества. Можно ли назвать Онегина "лишним человеком"?
- Онегина мучает бездействие, его гнетет понимание того, что он ничем нужным не занимается, не умеет работать для чьей-то пользы. Он одарен от природы, но в силу разных обстоятельств не может реализовать свои знания и умения. Именно поэтому он чувствует себя «лишним» в своем окружении и в своем обществе. (Вывод)
Подводящий диалог использую как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае обеспечиваю постановку проблемы, во втором – пропускаю её. На данном этапе урока формируются все группы универсальных учебных действий.
На третьем этапе урока организую рефлексию различными способами. Предлагаю ответить на вопросы: Что узнал? Чем полезен был урок? Чему научился? Что понял? В чем испытываешь затруднения? Что не удалось выполнить и почему? Добился ли своей цели? Активно использую листы самооценки, линейку достижений, составленные на основе системы вопросов. Особый интерес у учащихся вызывает прием «Интервью литературного героя», когда урок заканчивается диалогом персонажей художественных произведений с учениками. Личностным результатом такого диалога являются обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся и формирование у них нравственно-этических норм.
В ходе использования проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы подбираю такие задания, которые предполагают различные формы обучения. Учащиеся работают фронтально, индивидуально, в парах и группах. Это позволяет развивать коммуникативные универсальные учебные действия: умения слушать, договариваться, распределять роли.
Ни для кого не секрет, что в арсенале каждого учителя имеются разнообразные средства обучения. Эффективно использую на уроках наглядные и технические средства, которые открывают широкие возможности для применения проблемно-диалогической технологии. Большое значение имеют на уроках схемы, таблицы, кластеры, ментальные карты, которые создаются учащимися в ходе диалога. Технические средства используются для поиска и анализа информации, создания творческих работ, организации открытия новых знаний. Что в конечном итоге способствует формированию логических и информационных и знаковых умений.
Таким образом, проблемно-диалогическая технология носит общепедагогический характер и может быть реализована на всех уровнях обучения. Её может использовать не только учитель русского языка и литературы, но и другой учитель - предметник.
Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка и литературы дает положительные результаты. Прежде всего, данная технология позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия новых знаний, что соответствует требованиям ФГОС. На уроке с применением данной технологии формируются не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.
На уроке создается атмосфера сотрудничества учителя и ученика, развиваются интеллектуальные и творческие способности учащихся, что способствует повышению качества знаний.
В ходе сравнения результатов урока с применением проблемно-диалогической технологии и традиционного урока можно сделать вывод о повышении познавательного интереса школьников к изучению русского языка и литературы.
Традиционный урок не дает возможность в полной мере формировать универсальные учебные действия. Проблемно-диалогические уроки позволяют достичь нового результата с позиции ФГОС.
Однажды Виссарион Григорьевич Белинский написал: «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее освоению». И был абсолютно прав. Научиться познавать, действовать, жить – цель образования XXI века.
Список использованной литературы
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.
3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
4. Образовательные технологии. Сборник материалов в помощь дошкольным педагогам, учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образования, методистам, преподавателям ИПК. Москва,БАЛАСС, 2008. Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Е.Л. Мельникова, О.В. Чиндилова
6. http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/dialog.php
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.