Использование проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии, биологии, физики и во внеурочное время как фактор перехода от простого воспроизведения социальных действий индивида к социальному конструированию реальности и формирование гармонично развитой личности.
Патрина Елена Геннадьевна
Учитель физики
Муниципальное образовательное учреждение
« Школа-гимназия №37 города Волжского Волгоградской области»
Главный принцип современных преобразований - ориентация на индивидуализацию обучения.
Под индивидуализацией обучения понимается организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Индивидуализация осуществляется также и в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. (В. II. Беспалько, Т. А. Боровских, А. А. Кирсанов, Е. А. Климова, А. И Конев, М Н Скаткин, Г Ф Суворова, И Э Унт).
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация которой рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Главное отличие проекта от учебного исследования: Проект предполагает получение продукта деятельности, исследование предполагает поиск истины или неизвестного, с обязательным выдвижением гипотезы.
Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся включает следующие формы работы
· организация исследовательской деятельности на уроке;
· проведение наблюдений или эксперимента дома;
· продолжение исследования на занятиях кружков;
· самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации, в том числе и в Интернете и т.д.);
· целенаправленная подготовка к участию в различных конкурсах, олимпиадах и т.д.
Исследование нового обязательно станет неотъемлемой частью познания.
Экспериментальный метод научного исследования – детище Нового времени. Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленные цели и задачи в обучении должны совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Все это должно начаться с интереса. Поэтому перед учителем и родителями стоит сложнейшая задача, помочь ребенку найти ту тропинку, по которой он будет идти, опираясь на руку взрослых. «Дорога в тысячу миль, начинается с одного шага» Конфуций.
Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:
- умение находить информацию;
- изучение материала самостоятельно;
- умение анализировать, сравнивать;
- ставить и формулировать проблему;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.
Главное условие повышения качества образования – реализация компетентностного подхода
Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения.
Исходя из этого формированием навыков исследовательской деятельности можно считать:
- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение, применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях;
-овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, делать аргументированные выводы по экономическим и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа.
Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция;
- общекультурная компетенция;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- личностная компетенция – самосовершенствование.
Стремление создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, их профильную компетентность нашли отражение в пересмотре учебной программы; обогащение внеклассной деятельности через организацию исследовательской деятельностью. Например, яркие события:
Проект «Инерция силы трения» физика (7 класс), фестиваль - приз зрительских симпатий, проект« Фруктовые батарейки» - призеры на фестивале проектов, проект «Питание подростков в современном обществе», проект «Комнатные цветы в интерьере дома» - лауреат на фестивале проектов.
Участие в I Открытой городской интеллектуальной игре «Калейдоскоп знаний - 1 и 2 место ВПИ 4 конференция исследовательских работ учащихся образовательных учреждений «Химия и жизнь» - победитель. Активно взаимодействуем с ВПИ при проведении практических работ. Ежегодно на базе нашего учреждения проходит региональная игра «Тропа Ломоносова».
Итак, проектно- исследовательская деятельность в учебном процессе, основанная на сочетании как традиционной классно-урочной системой, так и внеурочной деятельности обеспечивает индивидуализацию обучения, формирование положительной мотивации к изучению физики, химии и биологии, а также способствуют качественному изменению знаний учащихся, формированию у них универсальных учебных действий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.