Использование проектного метода во внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Использование проектного метода во внеурочной деятельности

Оценка 4.9
docx
09.05.2024
Использование проектного метода во внеурочной деятельности
Использование проектного метода во внеурочной деятельности.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Метод проекта как средство формирования математических понятий у младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Калинина Мария Александровна,

 учитель начальных классов

 муниципальное бюджетное учреждение

Сургутский естественно-научный лицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024г

В последнее время одной из основных образовательных задач начальной школы является – принятие математических понятий учениками и формирование общих и конкретных умственных действий учащихся. Математические понятия представляют одну из основных составляющих содержания предмета «математика».

Как отмечает Н.Н. Осипова [2], математические понятия обладают рядом особенностей. Главная особенность состоит в том, что математические объекты, о которых необходимо составить понятие, в реальности не существуют. Все они созданы человеческим умом в процессе исторического развития и существуют лишь в мышлении человека и в тех знаках и символах, которые составляют математический язык. Поэтому считается, что математические объекты – это идеальные объекты, описывающие реальные объекты. Например, в геометрии изучают форму и размеры предметов, не принимая во внимание другие их свойства: цвет, массу, твердость и т.д. От всего этого отвлекаются, абстрагируются.

Ручкина В. П. в своем пособии [2] пишет о том, что все математические понятия в начальной школе первое время вводятся практическим методом, т.е. с помощью наглядности, благодаря наблюдению за конкретными предметами, или практическому оперированию ими. Данный метод предполагает организацию активной практической деятельности каждого обучающегося, направленную на усвоение определенных способов действия с конкретными понятиями. При этом учитель основывается на жизненный опыт учащихся, на их знания, которые они получили ранее. Первое знакомство с математическими понятиями, в начальных классах, фиксируется с помощью символа и термина, без описания или определения понятия. Но это не означает, что различные виды определений наданном этапе работы не используются. Определение понятия – это перечислениевсех важных признаков объектов, являющиеся составляющими этогопонятия. В основном, определения вводятся со второго класса.

По некоторых психологов, младший школьный является начальным вступления в проектную закладывающим основу для его будущего мастерства. Проектная учащихся начальных классов осуществляется поэтапно. На этапе следует определенные методы обучения, например, метод атаки, метод поддержки, метод ранее проектов, в качестве образца, метод сравнения, метод исследования, метод морфологического метод поддержки, метод метод фокальных метод упражнений, метод алгоритмического проектируемого объекта и другие.

Технологию проектного обучения можно эффективно использовать, в  начальной школе, не заменяя традиционную систему, а гармонично дополняя, расширяя ее, чтобы сформировать математические понятия.Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе, темы детских проектных работ можно выбирать из содержания учебного предмета «математика» или области, близкие к ней. При работе над проектом целесообразно проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес интервью, опросы учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

 Исследования В. Ф. Феоктистовой [1] показывают, что в процессе обучения деятельность способствует у школьников следующих способностей:  личностных, коммуникативных, математических и технологических.

В процессе работы над проектом у учащихся можно выработать следующие умения и навыки:

1. Устанавливать цель занятия, планировать ее, реализовывать деятельность, сравнивать ее итог и цель, проверять собственную деятельность.

2. Реализовывать мыслительные операции, вмещающиеся в состав проектной деятельности.

3. Следить за проведением элементарных опытов, основывать элементарные модели предметов и явлений окружающего мира.

На наш взгляд, с помощью метода проекта можно формировать следующие математические понятия: понятия, связанные с числами и операциями над ними (число, арифметические действия, отношения разностного и кратного сравнении и др.), геометрические понятия (прямая, отрезок, треугольник и др.), понятия, связанные с величинами и их измерением, алгебраические понятия (выражение, равенство, уравнение и др.).

Например, геометрические понятия можно формировать с помощью следующего комплекса проектов (см. Таблица 1).

Таблица 1

Комплекс проектов, направленный на формирование
 геометрических понятий у учащихся 3 класса

Название проекта

Основные геометрические понятия и умения, отрабатываемые в ходе работы над проектом

Мир линий

Понятия: линия, прямая, кривая, ломаная, замкнутая,             незамкнутая, непересекающаяся, пересекающаяся, ломаная.

Умение чертить прямую, кривую и ломаную линии, замкнутые и незамкнутые линии, непересекающиеся, пересекающиеся линии.

Красота узоров из прямоугольников

Понятия: прямоугольник (квадрат), треугольник, многоугольник, (правильный многоугольник); знание свойств сторон и углов прямоугольника (квадрата).

Умение различать многоугольники и их элементы, строить прямоугольник (квадрат), выделять геометрические фигуры на сложном чертеже.

Геометрическая сказка

Понятия: плоскостные и объемные фигуры (многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг; шар, цилиндр, призма, конус), острый, тупой, прямой угол.

Умение строить следующие геометрические фигуры: кривую, прямую и ломаную линии, отрезок, прямоугольник (квадрат), треугольник, правильный многоугольник.

Умение выделять в объектах геометрические фигуры.

Заметка в газету о круге или окружности

Понятия: круг, окружность, радиус и диаметр окружности (круга).

Умение строить окружность заданного радиуса; находить радиус (диаметр) по заданному диаметру (радиусу); находить точки пересечения двух окружностей.

Дачный участок

Понятия: прямоугольник, периметр, площадь; единицы измерения длины и площади, их обозначения; соотношение между единицами длины, единицами площади.

Умение строить несложный план участка местности прямоугольной формы; находить периметр и площадь прямоугольника по его длине и ширине, периметр и площадь квадрата.

Геометрия вокруг нас

Понятия: плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Умение находить в окружающей действительности различные геометрические формы и их сочетания.

Загадка пирамиды

Понятия: пирамида, виды пирамид, ее элементы (грани, вершины, ребра), способы изображения пирамиды на плоскости, поверхности пирамиды и ее развертка.

Умение строить развертку и модель пирамиды. Умение соотносить реальные объекты с моделями пирамиды.

Старинные меры длины и площади

Понятия: меры длины и площади, соотношение старинных и современных мер.

Умения определять длину и площадь прямоугольных фигур в старинных и современных мерах.

Старинные уральские узоры

Понятия: прямые и ломаные линии, многоугольники, углы острые, прямые и тупые.

Умение находить геометрические фигуры в узорах, создавать свои узоры из геометрических фигур.

Улицы нашего города

Понятия: объемные фигуры, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, шар, цилиндр, конус; грань, основание, ребро, вершина, развертка в применении к объемным фигурам.

Умение распознавать объемные фигуры, находить их элементы; выполнять построение разверток и моделей прямоугольного параллелепипеда (куба), пирамиды. Умение соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрия на свежем воздухе

Понятия: многоугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, ломаная, прямая.

Умения: распознавать геометрические фигуры, изображать геометрические фигуры, выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями.

 

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, чтоодним из средств формирования математических понятий у младших школьников является метод проектов. Обучение проектной деятельности осуществляться как на уроках математики, а во внеурочной деятельности.

Литература

1.                      Исследовательская и деятельность младших : рекомендации, / автор-составитель В. Ф. Феоктистова. - : Учитель, 2015. – с.

2.                      Осипова, Н. Н. Изучение математических понятий в начальной школе / Н. Н. Осипова. ‒ Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. ‒ 45с.

3.                      Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учеб. пособие / В. П. Ручкина. ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2016. – 313 с.

4.             Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.

 

 

 

 

 

 


 

Метод проекта как средство формирования математических понятий у младших школьников»

Метод проекта как средство формирования математических понятий у младших школьников»

В последнее время одной из основных образовательных задач начальной школы является – принятие математических понятий учениками и формирование общих и конкретных умственных действий учащихся

В последнее время одной из основных образовательных задач начальной школы является – принятие математических понятий учениками и формирование общих и конкретных умственных действий учащихся

При работе над проектом целесообразно проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции

При работе над проектом целесообразно проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции

Понятия: плоскостные и объемные фигуры (многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг; шар, цилиндр, призма, конус), острый, тупой, прямой угол

Понятия: плоскостные и объемные фигуры (многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг; шар, цилиндр, призма, конус), острый, тупой, прямой угол

Улицы нашего города Понятия: объемные фигуры, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, шар, цилиндр, конус; грань, основание, ребро, вершина, развертка в применении к объемным фигурам

Улицы нашего города Понятия: объемные фигуры, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, шар, цилиндр, конус; грань, основание, ребро, вершина, развертка в применении к объемным фигурам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2024