«Метод проекта как средство формирования математических понятий у младших школьников»
Автор:
Калинина Мария Александровна,
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное учреждение
Сургутский естественно-научный лицей
2024г
В последнее время одной из основных образовательных задач начальной школы является – принятие математических понятий учениками и формирование общих и конкретных умственных действий учащихся. Математические понятия представляют одну из основных составляющих содержания предмета «математика».
Как отмечает Н.Н. Осипова [2], математические понятия обладают рядом особенностей. Главная особенность состоит в том, что математические объекты, о которых необходимо составить понятие, в реальности не существуют. Все они созданы человеческим умом в процессе исторического развития и существуют лишь в мышлении человека и в тех знаках и символах, которые составляют математический язык. Поэтому считается, что математические объекты – это идеальные объекты, описывающие реальные объекты. Например, в геометрии изучают форму и размеры предметов, не принимая во внимание другие их свойства: цвет, массу, твердость и т.д. От всего этого отвлекаются, абстрагируются.
Ручкина В. П. в своем пособии [2] пишет о том, что все математические понятия в начальной школе первое время вводятся практическим методом, т.е. с помощью наглядности, благодаря наблюдению за конкретными предметами, или практическому оперированию ими. Данный метод предполагает организацию активной практической деятельности каждого обучающегося, направленную на усвоение определенных способов действия с конкретными понятиями. При этом учитель основывается на жизненный опыт учащихся, на их знания, которые они получили ранее. Первое знакомство с математическими понятиями, в начальных классах, фиксируется с помощью символа и термина, без описания или определения понятия. Но это не означает, что различные виды определений наданном этапе работы не используются. Определение понятия – это перечислениевсех важных признаков объектов, являющиеся составляющими этогопонятия. В основном, определения вводятся со второго класса.
По некоторых психологов, младший школьный является начальным вступления в проектную закладывающим основу для его будущего мастерства. Проектная учащихся начальных классов осуществляется поэтапно. На этапе следует определенные методы обучения, например, метод атаки, метод поддержки, метод ранее проектов, в качестве образца, метод сравнения, метод исследования, метод морфологического метод поддержки, метод метод фокальных метод упражнений, метод алгоритмического проектируемого объекта и другие.
Технологию проектного обучения можно эффективно использовать, в начальной школе, не заменяя традиционную систему, а гармонично дополняя, расширяя ее, чтобы сформировать математические понятия.Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе, темы детских проектных работ можно выбирать из содержания учебного предмета «математика» или области, близкие к ней. При работе над проектом целесообразно проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес интервью, опросы учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Исследования В. Ф. Феоктистовой [1] показывают, что в процессе обучения деятельность способствует у школьников следующих способностей: личностных, коммуникативных, математических и технологических.
В процессе работы над проектом у учащихся можно выработать следующие умения и навыки:
1. Устанавливать цель занятия, планировать ее, реализовывать деятельность, сравнивать ее итог и цель, проверять собственную деятельность.
2. Реализовывать мыслительные операции, вмещающиеся в состав проектной деятельности.
3. Следить за проведением элементарных опытов, основывать элементарные модели предметов и явлений окружающего мира.
На наш взгляд, с помощью метода проекта можно формировать следующие математические понятия: понятия, связанные с числами и операциями над ними (число, арифметические действия, отношения разностного и кратного сравнении и др.), геометрические понятия (прямая, отрезок, треугольник и др.), понятия, связанные с величинами и их измерением, алгебраические понятия (выражение, равенство, уравнение и др.).
Например, геометрические понятия можно формировать с помощью следующего комплекса проектов (см. Таблица 1).
Таблица 1
Комплекс проектов, направленный на формирование
геометрических понятий у учащихся 3 класса
Название проекта |
Основные геометрические понятия и умения, отрабатываемые в ходе работы над проектом |
Мир линий |
Понятия: линия, прямая, кривая, ломаная, замкнутая, незамкнутая, непересекающаяся, пересекающаяся, ломаная. Умение чертить прямую, кривую и ломаную линии, замкнутые и незамкнутые линии, непересекающиеся, пересекающиеся линии. |
Красота узоров из прямоугольников |
Понятия: прямоугольник (квадрат), треугольник, многоугольник, (правильный многоугольник); знание свойств сторон и углов прямоугольника (квадрата). Умение различать многоугольники и их элементы, строить прямоугольник (квадрат), выделять геометрические фигуры на сложном чертеже. |
Геометрическая сказка |
Понятия: плоскостные и объемные фигуры (многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг; шар, цилиндр, призма, конус), острый, тупой, прямой угол. Умение строить следующие геометрические фигуры: кривую, прямую и ломаную линии, отрезок, прямоугольник (квадрат), треугольник, правильный многоугольник. Умение выделять в объектах геометрические фигуры. |
Заметка в газету о круге или окружности |
Понятия: круг, окружность, радиус и диаметр окружности (круга). Умение строить окружность заданного радиуса; находить радиус (диаметр) по заданному диаметру (радиусу); находить точки пересечения двух окружностей. |
Дачный участок |
Понятия: прямоугольник, периметр, площадь; единицы измерения длины и площади, их обозначения; соотношение между единицами длины, единицами площади. Умение строить несложный план участка местности прямоугольной формы; находить периметр и площадь прямоугольника по его длине и ширине, периметр и площадь квадрата. |
Геометрия вокруг нас |
Понятия: плоскостные и объемные геометрические фигуры. Умение находить в окружающей действительности различные геометрические формы и их сочетания. |
Загадка пирамиды |
Понятия: пирамида, виды пирамид, ее элементы (грани, вершины, ребра), способы изображения пирамиды на плоскости, поверхности пирамиды и ее развертка. Умение строить развертку и модель пирамиды. Умение соотносить реальные объекты с моделями пирамиды. |
Старинные меры длины и площади |
Понятия: меры длины и площади, соотношение старинных и современных мер. Умения определять длину и площадь прямоугольных фигур в старинных и современных мерах. |
Старинные уральские узоры |
Понятия: прямые и ломаные линии, многоугольники, углы острые, прямые и тупые. Умение находить геометрические фигуры в узорах, создавать свои узоры из геометрических фигур. |
Улицы нашего города |
Понятия: объемные фигуры, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, шар, цилиндр, конус; грань, основание, ребро, вершина, развертка в применении к объемным фигурам. Умение распознавать объемные фигуры, находить их элементы; выполнять построение разверток и моделей прямоугольного параллелепипеда (куба), пирамиды. Умение соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. |
Геометрия на свежем воздухе |
Понятия: многоугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, ломаная, прямая. Умения: распознавать геометрические фигуры, изображать геометрические фигуры, выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями. |
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, чтоодним из средств формирования математических понятий у младших школьников является метод проектов. Обучение проектной деятельности осуществляться как на уроках математики, а во внеурочной деятельности.
Литература
1. Исследовательская и деятельность младших : рекомендации, / автор-составитель В. Ф. Феоктистова. - : Учитель, 2015. – с.
2. Осипова, Н. Н. Изучение математических понятий в начальной школе / Н. Н. Осипова. ‒ Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. ‒ 45с.
3. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учеб. пособие / В. П. Ручкина. ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2016. – 313 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.