Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии и воспитании дошкольников.

  • docx
  • 04.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использования метода проектной деятельности в социально.docx

Использование проектной деятельности

 в социально-личностном развитии и воспитании дошкольников.

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема социализации детей встала особенно  остро в связи с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.

     Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с этими детьми. Причем роль воспитателя первична, так как именно он помогает родителям выстроить правильную систему в отношении с ребенком. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является  периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине и  преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

     Таким образом, проблема приобщения к социальному миру и поныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка, а значит, является актуальной в работе любого дошкольного учреждения. Мы тоже поставили перед собой цель найти эффективные пути, способствующие социально-личностному развитию дошкольников.

     Для решения данной цели нами были  поставлены следующие задачи:

1.     Поиск  оптимальных методов педагогического воздействия на социальное развитие дошкольников.

2.     Адаптация методов с целью формирования навыков социального поведения.

3.     Организация педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий.

        Изучив труды ученых-психологов Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,  и педагогов  К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко,   мы нашли подтверждение, что дошкольный возраст является сенситивным периодом, в котором закладываются истоки нравственности.

       Изучив  современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связанным с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова, Н. А. Рыжова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А.Артамонова, Н. Е. Веракса), формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт),  мы пришли к выводу, что:

1.      Проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.

2.     Использование   информационно-коммуникационных технологий позволяют расширить мировоззрение детей и сохранить устойчивый интерес к изучаемой теме.

3.     Работа по патриотическому воспитанию дошкольников является неотъемлемой частью  социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

        Остановимся подробнее на одном из современных инновационных методов обучения - проектной деятельности. Проектная деятельность - это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

         Он расширяет  интеллектуальную сферу детей, обогащает их  чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, формирует  свои ценностные ориентации. На занятии создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.

      Метод проектов с учетом психолого-физиологическиех особенности детей может быть адаптирован ко всем возрастным группам, но особо эффективен он  в работе со старшими дошкольниками.

     Он позволяет одновременно обеспечить как развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков,  а также развитие личностных качеств (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуациями неопределенности).

      Применение метода проектирования является ключевым способом реализации индивидуального подхода в образовании. Индивидуализация образовательного процесса предполагает, что дети, занимающиеся в одной и той же группе, делают разное. Метод проектирования позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.

         Метод проектов в  нашей старшей группе реализуется с начала учебного года. Тему для проекта мы выбрали вместе с нашими воспитанниками и их родителями. Работа носит интегрированный характер. В течение года в рамках проекта мы играем, экспериментируем, читаем, сочиняем собственные рассказы, проводим исследования в детском саду и дома, организуем выставки – словом, наша жизнь наполнена творчеством.

     Педагогический проект «Мой любимый край, мой любимый город» рассчитан на 2 учебных года (старшая и подготовительная к школе группа)

Цель проекта: Систематизируя знания детей о родном крае и городе, помочь детям осознать себя, уяснить свое место среди людей, пробудить чувство эмоциональной удовлетворенности от общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи проекта:

Познакомить детей с культурой и традициями Мордовского края.

Расширить знания детей о флоре и фауне Мордовского края.

Познакомить с именами тех людей, кто прославил Мордовию.

Систематизировать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

Развивать творческую активность детей, навыки социального общения.

Воспитывать любовь к родному краю и  городу.

Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания и уважения к сверстникам и взрослым.

 

  Мы предполагаем,  получить следующий результат:

 

      Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о родном крае и городе, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил Мордовский край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, научатся работать в коллективе, уважая интересы сверстников, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

  

Итоговый результат будет определен следующими  факторами:

1. Итоговой диагностикой, где дети покажут свои знания о родном крае и городе.

2. Творческой активностью детей при участии в выставках, конкурсах, мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

3.  Уровнем развития умения выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь друг другу.

4. Качественными показателями развития навыков социального общения детей с взрослыми и сверстниками.

 

 

Рассмотрим подробнее этапы реализации проекта:

Этап I

Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

    Проблема исследования определяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

      Мы предложили детям следующую проблему и постарались выяснить причины и условия ёе возникновения. На протяжении нескольких лет осенью в детском саду устраивается выставка «Дары родного края» (совместно с родителями и воспитателями)

    Дети с родителями в рамках этих выставок составляют натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природного материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д.

     На выставке в этом году особое внимание детей привлек богатый урожай овощей. Их заинтересовало, почему в Мордовии растет так много разнообразных овощей.

      Исходя из рассмотренной выше проблемы, мы выдвинули следующую гипотезу: Мордовия — сельскохозяйственная страна. Климат Мордовии благоприятен для выращивания овощей. В Мордовии трудолюбивый народ. Люди выращивают множество видов овощей, делают из них полезные и вкусные блюда для укрепления здоровья.

      В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы, а именно изучение климата и жизни населения мордовского края.

На этом этапе организации проекта определяются результаты исследования.

В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

 — коллекция;

 — альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

 — выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;

 — придуманные и созданные детьми игры и пособия.

В нашем случае это была выставка рисунков «Красота родного края»

Этап II

Организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

 1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

 В рамках этого вида деятельности мы использовали следующие виды работ:

 — чтение книг, работа со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);

 — подбор и систематизация картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток.

 — экскурсии;

 — экспериментирование;

 — познавательные беседы;

 — познавательные занятия.

 2. Творческая познавательная деятельность детей представляет собой:

 —организацию совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр;

 — подготовка спектаклей;

 — организация викторин;

 — художественная деятельность;

  — самостоятельное экспериментирование и т.д.

Этап III.

Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей, проведение которой тщательно продумывается.

 Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации:

 — познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют;

 — выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.);

 — презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок;

 — музейные экспозиции;

 — театрализованные представления, кукольные спектакли.

 Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены.

          За время работы наш долгосрочный проект «Мой любимый край, мой любимый город» вылился еще в несколько кратковременных проектов – «Родная сторона»,  «Дружная семья», «Герб группы».

    На первом этапе нашей работы было решено создать копилку познавательной информации. Совместно с родителями мы организовали выставку книг: “Родная сторона”. Собрали фотографии, буклеты, вырезки газет о Мордовии, читали сведения из энциклопедий об истории возникновения Саранска, составляли творческие рассказы о любимых уголках города.

     Договорились, что дети будут делиться полученными сведениями друг с другом. Нашей же задачей было поддерживать интерес детей к данной теме через поисково-познавательную деятельность детей (опытно-экспериментальную деятельность, коллекционирование, путешествия по карте) 

       Интересно для детей прошли беседы и серия познавательных занятий по ознакомлению детей с символикой родного края  и города, достопримечательностями города и т.д. Мы использовали разнообразные виды работы: дети лепили, рисовали, отображали в тестопластике главные фонообразующие детали герба и флага Мордовии и Саранска, разрабатывали герб нашей группы.

     Изучение особенности архитектурных сооружений г. Саранска велось в ходе экскурсий, в том числе и виртуальных, занятий, на которых дети не только знакомились с городом, в котором живут, его историей, но и сами работали в роли экскурсоводов.

   Успешная социализация ребенка в коллективе зависит от отношения ребенка к семье. Воспитание уважения к близким людям, такова цель проекта «Дружная семья».

    Рассмотрев понятие «Семья» через социальный аспект – семья, ее члены, родственные связи между разными поколениями семьи, участие родителей в общественной жизни страны; логико-математический аспект – выявление количества членов семьи, установление кто из них старше, а кто младше, и художественно-эстетический подход – рассматривание картин художников, изображающих портреты, сцены из семейной жизни мы закончили  проект продуктивно-творческой деятельностью, а именно составлением совместно с родителями генеалогического древа семьи, а также альбома с гербами семьи.

     Работа по данному проекту еще не окончена. Но можно сказать о первых результатах:  разносторонняя работа объединила  педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности.

   Участие в проектной деятельности дало возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

    Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии потребовали для их реализации от нас иного похода, что, привело к стремлению постоянного повышения профессионального мастерства и собственного творческого потенциала.