Использование QR-кодов на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Бандурина Ольга Николаевна
МБОУ «СШ №39»
учитель русского
языка и литературы,
высшей категории
Ключевые слова
QR-код, учебная деятельность, мотивация, информация, работа с текстом.
В современном стремительно меняющемся мире мы не можем себе представить жизнь без различных гаджитов. А для современных детей –это реальность, они уже не представляют свое существование без электронных устройств: телефонов, смартфонов, планшетов, Интернета. Количество активных пользователей сети с каждым годом увеличивается. Детей, которые сейчас учатся в школе, мы с полным правом можем называть поколением Z. ( «Поколение Z»- это дети, родившиеся в период между 1995-2010 годами , это «цифровые аборигены», которые привязаны к большому количеству устройств, они доверяют информации, полученной от друзей, из различных чатов.
Государство ставит перед школой задачу подготовить выпускника, который может быть конкурентоспособным во всех сферах жизни: в науке, искусстве, политике, экономике. Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» сейчас находится на 4 этапе (завершается в ноябре 2025 года) и одним из приоритетных проектов этого направления является проект «Цифровая школа». Одна из задач, которая обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. N204 - создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов.
Современный человек творит и работает в ситуации неопределенности, и то, что сегодня он делал с успехом, завтра может быть уже неэффективно. Для того чтобы быть успешным, человек должен предвидеть тенденции времени, понимать, какие требования к нему предъявляются. А для этого каждый должен уметь находить необходимую информацию, работать с разными источниками.
В настоящее время в процессе обучения все большее применение находят электронные образовательные ресурсы.
Одним из методов цифровизации является QR-код. «QR-код – это матричный двумерный код. В отличие от штрих-кода, который сканируют тонким лучом, он определяется датчиком или камерой смартфона как двумерное изображение. Три квадрата в углах изображения и меньшие синхронизирующие прямоугольники позволяют нормализовать размер изображения и его ориентацию, а также угол, под которым датчик расположен к поверхности изображения. Точки переводятся в двоичные числа с проверкой по контрольной сумме».[1] QR-код сыскал широкое применение в современном мире: коды на чеках, на лекарственных упаковках, театральных билетах, информационных буклетах, рекламных постерах, оплата через мобильный банк по коду и т.д. Но как его можно применять на уроках?
Оказывается, можно. QR-код прост и удобен в использовании, а количество методов безгранично, всё зависит только от фантазии учителя. С помощью QR-кода можно закодировать любую информацию в интернете: тест, текст, нужный для данного урока, фрагмент произведения для его анализа, иллюстрацию, схему, правило, ссылку, высказывание, задание, фрагмент фильма для анализа, словарный диктант. QR-код можно создать самостоятельно, распечатать и раздать детям. С помощью программы, которая считывает QR-коды учащиеся смогут найти необходимую информацию, выполнят задания. QR-код возможно использовать на разных этапах урока: от постановки цели, до этапа рефлексии.
Коллеги, работающие в сфере преподавания других дисциплин, тоже используют QR-код. Но задача учителя-словесника несколько иная. Эти задачи предполагают работу с текстом, с книгой, с аудио и видео материалами. Учитель русского языка и литературы должен сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, навыки читательской грамотности, обогатить словарный запас учащихся, обучить их владению нормами литературной речи, дать знания литературоведческих и лингвистических терминов. В решении этих задач могут помочь электронные образовательные ресурсы.
Так что же дает учителю использование на уроке QR-кодов? 1. использование QR-кодов позволяет сэкономить время на поиски информации на уроке.
2. использование QR-кодов помогает расширить границы изучаемого материала, раздвинуть границы учебника, дает возможности виртуального посещения музеев.
3. учитель получает контроль над информацией (можно «предлагать» и «варьировать» объект информации).
4. QR-код можно использовать как элемент игры на уроке, поскольку QR-код - загадка для ученика, без телефона он не может знать, что там зашифровано).
5. если в классе нет компьютера или он один, все ученики получают доступ к нужному материалу, что повышает заинтересованность учеников, мотивирует их на активную деятельность, позволяя сразу узнать результат работы.
6.существенно экономится бумага: на требуется распечатывать задания на каждого учащегося.
Как можно использовать QR-коды на уроке?
1. Электронный вид «работы с карточками» (например, в качестве
орфографического практикума).
2. Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие.
дополнительную информацию по определённой теме.
3. Создание электронных визиток /мини-проектов.
4. Электронная библиотека, музей.
5. Выдача разноуровневого домашнего задания.
6. Проведение тематических викторин, квестов с выдачей заданий в виде
Кода.
7. Прохождение по литературным или лингвистическим маршрутам на
распечатанной карте или в форме настольной «игры-ходилки» .
8. В работе с родителями.
Каким же образом QR-код нашел применение на моих уроках.
При помощи QR-кода я зашифровываю различную информацию для того, чтобы допустим проверить правильность нашего с ребятами вывода по определенному правилу или заданию.
На уроках литературы под QR-код зашифровываются небольшие задания, иллюстрации к произведениям, основные термины и понятия, которые использовались на уроке. Использование QR-кодов на уроках литературы помогает учащимся выполнить следующие задания: познакомьтесь с биографией писателя, изучите историю создания произведения, рассмотрите иллюстрации к повести, прочитайте стихотворение и укажите его связь с изучаемой повестью, самостоятельно изучите термины. Перед Новым годом в школе прошло читательская конференция «Рожденственские рассказы». Все рассказы , которые предагалось прочитать ребятам были снабжены QR-кодом.
Еще я являюсь руководителем школьного музея «Талнах- рудная база». В декабре в школе прошло коллективно творческое дело «Памятные места и улицы Норильска». Ребята подготовили сообщения и презентации о памятниках и памятных местах и улицах города . Все свои сообщения они снабдили QR-кодами/
Вы можете увидеть, что использование QR-коды на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности становятся хорошей альтернативой традиционным приемам, позволяя учителю самые простые «неинтересные» темы сделать более увлекательными и интересными. Использование QR-кодов создает благоприятную среду для мини-исследования, помогает лучшему закреплению изученный материал, помогает вовлечь в работу каждого учащегося, расширить возможности самостоятельной работы школьников путем использования деятельностных форм обучения.
Список литературы
1. QR-код . https://ru.wikipedia.org/
Приложение 1
Примеры QR – кодов, применяемых на уроках русского языка и литературы.
1. Угадай героя по описанию (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)
1. |
2. |
3. |
4. |
1. Тарас Бульба
2. Остап
3. Андрий
4. Паночка
2.Н.А. Некрасов «Русские женщины».Мини-сочинение.
3. Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете?
1. Пишет как … лапой
2. Делить шкуру неубитого…
3. На сердце … скребут
4. Лить … слезы
5. Белая…
6. Биться, как … об лед
7. Денег … не клюют
8. Как … в воде
9. Когда … на горе свистнет
10. Считать…
Познакомьтесь со статьёй «Биография К. Г. Паустовского»
Вопросы по биографии К.Г. Паустовского
1. |
2. |
3. |
4. |
Ответы:
Вопросы по рассказу Паустовского «Теплый хлеб»
5. |
6. |
7. |
8 |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
|
|
|
|
Ответы по тексту «Теплый хлеб» |
|
|
Дидактическую игру по литературе Найди пару. 11 класс.
Третий лишний.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»Угадай, о ком идет речь..
1 |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
1.Печорин 5.Грушницкий
2.Бела 6.Мери
3.Казбич 7.Вернер
4.Контрабандистка 8. Вера
https://wordwall.net/resource/71010372
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.