Статья. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЛЕЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Оценка 4.7

Статья. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЛЕЬНОЙ СИСТЕМЫ.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
6 кл
06.05.2024
Статья. ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ   КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЛЕЬНОЙ СИСТЕМЫ.
статья посвящена проблеме воспитания
статья7.docx

УДК 37.061

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ   КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЛЕЬНОЙ СИСТЕМЫ.

 

Бариева Марха Аслановна

студентка 4-го курса

Институт педагогики, психологии и дефектологии

(Чеченский государственный педагогический университет

Грозный, Российская Федерация)

1marha_barievaa@mail.ru

 

Аннотация: в современном мире здоровье человечества подвержено большому риску. Рaстет количество заболеваний сердечнососудистой системы, нарушений дыхательной функции, а также анализаторов. Главной причиной такой неутешительной статистики является плохая экология. От хорошей экологической обстановки зависит благополучие человечества. В стaтье рассмотрена проблема внедрения экологического воспитания в состав образовательной программы.

Ключевые слова: воспитание, экология, бережное отношение к природе, ,здоровьесберегающие технологии.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF VISUAL DISORDERS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN.

 

Barieva Marha Aslanovna

4rd year student

Institute of Pedagogy, Psychology and Defectology

Chechen State Pedagogical University

Grozny, Russian Federation

[email protected]

Abstract: In today's world, human health is at great risk. The number of diseases of the cardiovascular system, respiratory function disorders, as well as analyzers is growing. The main reason for such disappointing statistics is poor ecology. The well-being of mankind depends on a good ecological situation. The article considers the problem of introducing environmental education into the educational program

Key words: education, upbringing, ecology, respect for nature, health-saving technologies.

Качество жизни человека определяют множество факторов: семья, богатство, любимое дело и т.д. Одним из них несомненно является здоровье. Здоровье – это  состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

К сожалению, в современном мире множество людей страдают от проблем со здоровьем, и зачастую эти проблемы начинаются не в старческом, да и не в зрелом возрасте, а с малых лет и с рождения.

Причин этих отклонений много: неправильный образ жизни родителей, различные инфекции, родовые травмы, генетические заболевания и т.п. в последнее время первостепенная роль среди них отводится влиянию экологической обстановки - общего состояния окружающей среды с точки зрения условий существования живых организмов.

Сегодня человек оказывает все большее воздействие на природу. В ответ окружающая среда негативным образом сказывается на благополучии общества. Увеличение количества городов, автомобилей, промышленных предприятий ухудшает экологическую ситуацию, загрязняются практически все оболочки земли, что откладывает не самый благоприятный отпечаток на здоровье человека.

Плохая экология- глобальная проблема, которую нужно немедленно решать. Одним из средств достижения этой цели является экологическое воспитание в системе образования. Экологическое воспитание направлено на формирование уважительного отношения к окружающей среде, ее сохранение, развитие гармоничных отношений ребенка с окружающей средой. Все это способствует совершенствованию деятельности современной системы образования, предусматривающей соблюдение принципа гуманизации и закономерности воспитательного процесса.[1]

            Первым делом следует внедрить в систему образования уроки экологии с первых лет обучения. Начинать экологическое воспитание следует с дошкольного возраста, так как в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающего, у него формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Обычно уроки окружающего мира убирают из программы старшеклассников, ссылаясь на то, что они должны уделять время профильным предметам: русскому языку, математике, обществознанию и т.д. Однако это нецелесообразно, хотя бы раз в 2 недели нужно проводить уроки бережного отношения к природе. Также будет  не лишним продолжить экологические занятия в учреждениях профессионального образования, так как становясь старше у людей появляются заботы, которые не дают им думать о природе. Поэтому важно на протяжении всего обучения прививать любовь к окружающей среде.

Эти уроки должны включать в себя объяснение понятия экология, ее состояние на современном этапе развития общества, последствия загрязнения природы и способы решения этой мировой проблемы. В зависимости от возраста обучающихся структура занятий и используемые методы будут существенно меняться.

У детей ведущей деятельностью является игра, через которую можно развивать все высшие психические функции. Экологическую культуру можно формировать в рамках реализации этих программ, подобрав дидактические игры и упражнения на тему экология. Познание окружающего мира осуществляется через наглядные материалы (изображения, пособия, компьютер, кино, экскурсии) и практическую деятельность. Как известно, все эти формы познания не могут обходиться без использования речи (беседы, дискуссии, вопросы и ответы, чтение, рассказы), т.е. одновременно с развитием познавательной деятельности реализуется образовательное направление «Развитие речи». Познавая природу, дети интенсивно расширяют свой словарный запас за счет обозначения предметов и явлений природы, их различных особенностей и качеств. Например: сенсорное рассмотрение фруктов и овощей побуждает детей не только запоминать, но и активно использовать в речи их названия и названия их признаков (зеленые, вытянутые, гладкие или с пупырышками, твердые, вкусные, со свежей запах - огуречный; оранжевый, круглый, крупный, мягкий, тяжелый, с апельсиновым привкусом и др.).[2]

Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и человеком), где живут, какое влияние на них оказывает человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.[3]

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

Трудовое обучение является обязательным компонентом образовательной системы, это отличная возможность для реализации экологического воспитания. Сажая и выращивая растения, ухаживая за ними совместно со взрослыми, дети на определенном уровне усваивают морально-этические ценности (ценность жизни, необходимость бережного, бережного обращения), усваивают правила поведения на природе, усваивают трудовую деятельность что поддерживает жизнь растений и животных. Совместная работа на участке, огороде, клумбе влияет на развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и общению. Т.е.  выращивание небольшого количества растений и животных способствует возникновению у дошкольников особо бережного, заботливого, даже нежного отношения к беспомощным существам. У детей развивается эмпатия, практическая готовность помочь и сделать все необходимое для выживания юных организмов. Они осмысливают средообразующую роль человеческого труда в жизни растений и животных, способы их взаимодействия с природными объектами.

Каждому человека любима своя Родина. Наша страна богата обширными лесами, величественными горами и реками, т.е. природа очень разнообразна и прекрасна. Мало кто остается равнодушным к красотам окружающего мира, но если мы не будем бережно относится к этим ценностям, их красота померкнет, что скажется и на качестве жизни человечества. В учебных заведениях стоит почаще выводить обучающихся на природу, проводить занятия на свежем воздухе, устраивать внеклассные мероприятия, экскурсии чтобы дети обратили внимание на красоту вокруг нас. Таким образом можно сформировать знания об окружающем мире, ведь информации, преподнесенной лишь словесно на уроках, бывает недостаточно. При проведении экскурсии уделяется внимание проблеме охраны окружающей среды. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под специальную защиту. С учащимися старших классов, в целях формирования экологической культуры, следует проводит различные исследования. Эти исследования могут быть направлены на сбор информации о родном крае, оценку состояния окружающей среды и т.д. В процессе работы педагог учит  также составлять таблицы, схемы, карты, планы, презентации и т.д.

Большую популярность в современном мире обрела проектная деятельность, которая является одним из направлений экологического воспитания. Участие в проектировании местности вместе с  учителем, создание экологических троп и микрозаповедников на территории учебного заведения или детского сада, осуществление работы по защите окружающей среду от разрушений. Данные  мероприятия формируют у обучающихся ответственность и чувство единства с природой.

Необходимо вовлекать в защиту окружающей среды как можно больше людей. Сделать это можно с помощью пропаганды здорового образа жизни, заботы об экологии, животном и растительном мире. С этой задачей успешно справятся дети, так они и экологии помогут и будут развиваться как личность, выполняя общественно-полезную работу. Имеется в виду:

Разработка и распространение агитационных плакатов, листовок, презентаций; Организация экологических выставок по тематике охраны окружающей среды; Составление летописи о природе родного края и произошедших в нем изменениях
Проведение различных тематических акций;[4]

Однако в экологическом воспитании детей недостаточны усилия лишь одних педагогов, необходимо подкреплять этот процесс в дома. Родителям необходимо также подключаться к формированию экологической культуры. Обучая детей, они и сами будут подавать им пример. Для этого образовательным учреждениям необходимо проводить беседы с родителями, привлекать их  в совместную деятельность с учениками по защите окружающей среды.

К сожалению, природа не способна противостоять варварскому отношению со стороны  человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих видов растений и животных.

Перед педагогами стоит непростая задача -  совершенствование форм учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями нашего общества.

 

Список использованной литературы:

1. «Воспитание школьников» № 7 - 2000 г. №7-2001 г.

2. Дерябо С.Д. - «Экологическая педагогика и психология» Ростов-на-Дону, 1991 г.

3. Моисеев - «Экология и образование» М,96

4.https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2021/04/13/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov

5.https://multiurok.ru/files/ekologhichieskoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-soot.html

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 37.061 ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

УДК 37.061 ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

К сожалению, в современном мире множество людей страдают от проблем со здоровьем, и зачастую эти проблемы начинаются не в старческом, да и не в зрелом…

К сожалению, в современном мире множество людей страдают от проблем со здоровьем, и зачастую эти проблемы начинаются не в старческом, да и не в зрелом…

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой

В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой

К сожалению, природа не способна противостоять варварскому отношению со стороны человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих видов растений и животных

К сожалению, природа не способна противостоять варварскому отношению со стороны человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих видов растений и животных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2024