ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАПРШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 2 ) С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
Е.С. Баглай
saharinka1985@ yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматриваются аспекты коррекционной работы по формированию коммуникативной способности у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) с системным недоразвитие речи посредством обучения речевому этикету. У детей с интеллектуальными нарушениями и СНР недостаточно сформированы коммуникативные навыки и способности, поэтому правильно организованная коррекционная работа с использованием приёмов речевого этикета будет способствовать наиболее успешному их формированию у детей данной категории.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, общение, системное недоразвитие речи, речевой этикет.
Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение правильной и грамотной речью. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети школьного возраста с интеллектуальными нарушениями с ОНР.
Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению младших школьников с системным недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.В. Микляева, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халилова), психолого-педагогическом (В.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, О.С. Павлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, О.О. Шацкая), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления системного недоразвития речи изучена недостаточно.
Доказано, что у детей с системным недоразвитием речи стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи [1].
Вместе с тем, в проблеме преодоления системного недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в аспекте коммуникативных особенностей до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов.
Актуальность статьи определяется тем, что в ней рассматривается проблема овладения речевым этикетом как составной частью коммуникативной культуры, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями и СНР .
Младшие школьники с УО ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями этикетного общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения. Очевидно, что детей с УО необходимо готовить к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.
В логопедии формирование коммуникативной способности понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).
Речевой этикет как совокупность формул и выражений, лексическое значение и грамматическое оформление которых зависят от условий ситуации общения, может служить средством взаимосвязи данных компонентов коммуникативной способности [2].
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В русле последних концепций школьного и дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, и наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром «волшебных» слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Вопросам культуры поведения, речевого этикета посвящены труды многих современных лингвистов, методистов (А.А. Акишиной, Б.В. Бушелевой, В.Г. Костомарова, Л.П. Крысина, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик, Н.И. Формановской). Исследователи отмечают, что, изучая правила этикета, ребенок присваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для среды проживания.
Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия школьника с УО с окружающими взрослыми и сверстниками способствует формированию комфортного коммуникативного поля и оказывает безусловное влияние на духовный мир ребенка. Ведь общеизвестно, что слово образовывает душу.
Речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся (А.А. Акишина, В.Е. Гольдин, В.Г. Костомарова, Н.И. Формановская).
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [3].
Содержание образовательного и воспитательного процесса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения и воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.
Дети с интеллектуальными нарушениями и СНР, в большей степени нуждаются в формировании коммуникативных способностей и навыков.
Изучение литературы позволило сделать вывод о том, что в теории и практике коррекционной педагогики данная проблема относится к числу значимых и недостаточно разработанных. Существующие программы обучения и воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями и СНР ориентированы на воспитание вежливого общения, гуманного поведения детей, однако не рассматривают приемы, методы и направления работы по формированию у детей с СНР навыков этикетного общения. В практике обучения младших школьников с СНР целенаправленная работа по развитию умений, необходимых для участия детей в реальном процессе коммуникации проводится недостаточно.
Исследование проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики
«Луганская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад VII-VIII вида № 135»
В исследовании приняли участие 20 детей. Экспериментальную группу составили 10 детей младшего школьного возраста с УО и СНР. Контрольную группу составили 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР, речь которых соответствует возрастной норме.
В исследовании необходимо выявить уровень коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с СНР.
Для этого используются следующие методики: методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман). Цель которой: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Методика «Братья и сестры» (Пиаже). Цель: изучение коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Методика «Подбери похожее» (подбор слов синонимов). Цель которой: выявить уровень знания дошкольниками формул речевого этикета.
Выводы:
1. Анализ результатов показал, что обучающиеся с УО и СНР показали средний и низкий уровень владения коммуникативными навыками. Дети с ЗПР имели в большинстве высокий уровень развития коммуникативной способности.
2. По методике «Рукавички» (Г.А. Цукерман), дети экспериментальной группы показали следующие результаты:
- низкий уровень (55%): в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
- средний уровень (45%): сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
- высокого уровня не показал никто.
Дети контрольной группы показали высокий результат (100%).
Методика «Братья и сестры» (Пиаже).
Результаты экспериментальной группы:
- низкий уровень показали (35%) детей: они занимают эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.
- средний уровень (65%): правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; дети правильно учитывают отношения принадлежности, могут стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.
- высокий уровень (0%): - не выявлен. Не правильные ответы во всех трех пробах, дети не учитывают позиции других людей и не координирует их.
Дети контрольной группы практически все показали высокий результат (90%), только двое детей (10%) имеют по данной методике средний уровень.
Методика «Подбери похожее» (подбор слов синонимов).
Результаты экспериментальной группы:
- высокий уровень не смог показать ни один ребёнок из экспериментальной группы (0%);
- средний уровень (30%) – подобрано 1-2 выражения;
- низкий уровень имеют (70%). Эти дети смогли подобрать к каждой фразе менее 2-х выражений.
3. В связи с этим возникает необходимость включения в систему коррекционного воздействия специальных направлений и приемов работы по формированию коммуникативных способностей у детей интеллектуальными нарушениями с СНР.
Для этого были разработаны специальные коррекционные мероприятия по формированию коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитие речи посредством обучения речевому этикету.
4. Ведущую роль при формировании этикетно-речевых навыков у обучающихся с УО занимает коммуникативно-деятельностный подход, реализуемый в соответствии с принципами сознательной и активной, а также практической и коррекционной направленности обучения. Наиболее целесообразным представляется осуществление названного подхода следующим путем: целенаправленная организация речевого общения детей на уроках и занятиях, актуализация полученных знаний в индивидуальной работе (посредством поручений, имеющих этикетно-речевую направленность), применение этикетных умений в реальном повседневном общении.
5. Основным средством реализации данного подхода является моделирование разнообразных, поэтапно усложняющихся речевых ситуаций (от составления ответной реплики к заданной ситуации до построения этикетного диалога к конкретной этикетной ситуации), а также, использование ролевых игр в сочетании с разнообразными словесными и наглядными приемами обучения (создание проблемных, игровых ситуаций, применение схемы-модели структуры этикетной ситуации и т.д.), направленными на мотивированное и сознательное использование средств речевого этикета.
6. Коррекционная работа имеет воспитывающий характер и была направлена на всестороннее развитие личности и речи ребенка, активизацию общения, предусматривая тем самым, комплексное воздействие на его речевую, познавательную, эмоционально-личностную, коммуникативную сферу.
Список литературы
1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. – М. : Академия, 1995. – № 6 – С. 7 – 16.
2. Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов. – М. : Просвещение, 1988. – № 3. – С. 34 – 51
3. Зайцева Л.И. Коррекционно-развивающая программа развития межличностных отношений детей с ОНР старшего дошкольного возраста / Детская логопсихология / Под ред. В.И.Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 99 с.
4. Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей. Коррекция нарушений речи / сост. Г.В. Чиркина. – М., Альфа, 2009. – 189 с.
5. Речь и речевое общение детей / Под ред. А.Г. Арушановой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 1999. – 272 с.
6. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У.М.Сидорова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
7. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология / Л.Г. Соловьева. – М. : ТЦ Сфера, 1996. – № 1. – С. 62 – 66.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.